Распечатать: Планета Урана РаспечататьОставить комментарий: Планета Урана Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Планета Урана Посмотреть комментарии

6 мая 2010

ПЕРСОНЫ

Планета Урана

    В этом году отметил свое 75-летие народный артист Кыргызстана, лауреат Госпремии, профессор хореографии Уран Сарбагышев. Многие помнят его в классических постановках "Лебединое озеро", "Ромео и Джульетта", "Чолпон", "Спартак", "Жизель". Он был неизменным партнером великой Бюбюсары Бейшеналиевой, а также часто работал с великолепной Рейной Чокоевой. Более 40 лет был главным балетмейстером Кыргызского театра оперы и балета им. А. Малдыбаева, поставив за эти годы немало спектаклей. По сути, Уран Сарбагышев стоял у истоков балета в нашей республике, поэтому его можно назвать живой легендой кыргызского классического искусства. 

Что значит имя

    Неизвестно, как сложилась бы судьба Урана, если бы не отец Отунчи, который, несмотря на отсутствие образования, смог стать театральным режиссером. Однажды он, простой табунщик из нарынского села Чаек, увидел представление гастролирующего драматического театра. Отунчи, которому тогда исполнилось 18 лет, был восхищен театральным искусством. Паренек решил познакомиться с этими талантливыми людьми. Тут у гастролеров пала лошадь, тянувшая телегу с реквизитом и актерами, юноша предложил им своего коня. В итоге Отунчи вместе с труппой уехал в город.

    Сначала паренек-самородок участвовал в пантомимах. Отличался трудолюбием и тягой к знаниям. Не имея никакого образования, стал драматургом, актером и режиссером. Перевел на кыргызский язык "Двенадцатую ночь" Шекспира и поставил ее в Театре юного зрителя. В столице он познакомился с драматической актрисой Кенже, которая стала его женой. Вскоре у них родился сын, счастливый отец нарек его Урааном, что с кыргызского языка переводится как "лозунг, или боевой клич". Но в паспортном столе не разобрались и записали ребенка Ураном. Позже необычное для советского времени имя Урана Отунчиевича не раз вызывало интерес у сотрудников спецслужб.

    Один комичный случай произошел в Днепропетровске, где собирались поставить балет "Материнское поле".

    Представлять балет поехал композитор и дирижер Калый Молдобасанов. Но перед премьерой что-то случилось с исполнителями главных партий.

    - Мне во Фрунзе присылают телеграмму, что спектакль горит, нужно выручать, - рассказывает с улыбкой Уран Отунчиевич. - Мы срочно отправляем туда Айсулуу Токомбаеву и Болота Сулейманова. А я даю телеграмму администратору Днепропетровского театра: "Голуби вылетели. Встречайте. Уран". КГБ перехватил эту телеграмму, там заинтересовались не только содержанием, но и странной подписью. "Уран. Что это за позывной?" - первое, что спросили у бледного театрального администратора, когда тот явился в КГБ по вызову. К счастью, все закончилось благополучно. Мне позвонили во Фрунзе, и я все объяснил.

    Детство на пуантах

    Не зря говорят, что балет - это профессия, которая определяется с детства. Уран Отунчиевич с любовью вспоминает своего первого педагога Евгению Борисовну Страхову - преподавателя Ленинградского хореографического училища им. А. Я. Вагановой. Страхова оказалась во Фрунзе во время блокады Ленинграда. Она организовала школу-студию при драматическом театре, и семилетний Уран был одним из ее любимых учеников. Когда закончилась война, в 1947 году по правительственному приказу стали набирать группу кыргызстанских детей на учебу в Ленинград. Страхова рекомендовала своего одаренного ученика. Так Уран оказался в числе 15 юных талантов, зачисленных в Ленинградское хореографическое училище им. А. Я. Вагановой. У него обнаружили хороший прыжок, подъем и прочие данные, необходимые для балета. В одной группе с ним были Рейна Чокоева и Берик Алимбаев, ставшие впоследствии звездами отечественного балета.

    Восемь лет Сарбагышев проучился в городе на Неве. Педагоги, среди которых было много бывших актеров императорских театров, не только подготовили учеников в лучших традициях прославленной петербургской школы, но и привили преданность искусству. Ученики балетной школы имели возможность видеть мастерство актеров Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова, куда часто приезжала Галина Сергеевна Уланова.

    Уран оказался в числе лучших учеников и блестяще выдержал выпускные испытания, исполнив два сложнейших классических фрагмента: дуэт принца Зигфрида и Одилии из балета "Лебединое озеро" и труднейшее па-де-де Голубой птицы и принцессы Флорины из балета "Спящая красавица".

    Идеальная пара

    Возвращение в республику совпало с подготовкой ко Второй декаде литературы и искусства, которая проходила в Москве в 1958 году.

    - Сразу же мне доверили ведущие партии в балетах "Анар" и "Чолпон", - рассказывает Уран Отунчиевич. - Москвичам так понравился "Чолпон", что они предложили его экранизировать. Фильм имел большой успех, его показывали в 104 странах.

    "Словно звонкая стрела, посланная тугой тетивой лука, взметнулась в стремительном прыжке гибкая юношеская фигура. Кажется, что темпераментному волевому танцу-полету ловкого кареглазого охотника нет никаких преград... Танцует Уран Сарбагышев - ведущий классический танцовщик Киргизского государственного академического тетра оперы и балета имени Абдыласа Малдыбаева". Так пишет в своей книге Роберт Уразгильдеев о своем друге и коллеге Уране Сарбагышеве.

    В репетиционных залах состоялось знакомство молодого Сарбагышева и примы кыргызского балета Бюбюсары Бейшеналиевой.

    - Бюбюсара была очень теплым и открытым человеком, ни намека на звездность. Она была бесконечно предана балету, мы работали ежедневно, утром и вечером по четыре часа. А еще Бюбюсара вкусно готовила и любила сама покушать, но на весе это никак не сказывалось, - с улыбкой вспоминает Сарбагышев свою великую партнершу. - На репетициях всякое бывало. Она иногда горячилась. Например, Нурдин Сооронбаевич Тугелов, первый главный балетмейстер нашего театра, мог сказать что-нибудь резкое, за что однажды получил сумочкой по голове от рассерженной Бюбюсары. Но это все рабочие моменты.

    В 1966 году Сарбагышев вместе с Рейной Чокоевой представили СССР на Международном фестивале балетного искусства на Кубе. Они показали "Шопениану" и "Жизель". И нашего талантливого земляка признали лучшим танцовщиком. Сарбагышеву предложили стать партнером знаменитой балерины Алисии Алонсо.

    - Это сулило блестящие перспективы и гастроли по всему миру, но в нашем Министерстве культуры меня не отпустили, мол, неужели не найдут ему партнершу в Москве, - вспоминает Уран Отунчиевич.

    Впрочем, и в родной республике талант Сарбагышева оказался востребован. Карьера складывалась удачно. Не случайно в его трудовой книжке всего одна запись. Всю жизнь он служит родному театру, пройдя путь от талантливого новичка до блестящего главного балетмейстера.

    Ход конем

    Став главным балетмейстером, Сарбагышев по-прежнему чаще всего танцевал с Б. Бейшеналиевой. Он поставил балеты "Асель" В. Власова, "Бессмертие" Ч. Нурымова, "Спартак" А. Хачатуряна, "Томирис" У. Мусаева. Его спектакли сыграли принципиальную роль в развитии национального кыргызского балета.

    Сарбагышев много работал вместе с дирижером и композитором Калыем Молдобасановым. Одна из их крупных и значимых работ - балет-оратория "Материнское поле", написанный по повести Чингиза Айтматова. "Материнское поле", ныне классика отечественного балета, тогда считалось новаторским явлением в кыргызской музыке.

    - Мы с Молдобасановым жили недалеко друг от друга. Во время работы над постановкой ночами напролет гуляли по округе, обсуждали. Так и рождались идеи, - говорит Уран Отунчиевич.

    Сарбагышев известен и как педагог, он преподавал в Институте искусств. В свое время помог развить талант Чолпонбеку Базарбаеву, Айсулуу Токомбаевой и многим другим знаменитым танцовщикам. Однако он признается, что преподавание не так его увлекает, как создание хореографических постановок. Еще одно увлечение Урана Сарбагышева - шахматы, которыми он увлекся еще в училище. И сейчас, по крайней мере раз в неделю, играет в шахматном клубе. Если попадается стоящий соперник, готов не отходить от доски сутками.

    - Шахматы помогли мне познакомиться с великим балетмейстером Игорем Александровичем Моисеевым, который был сильным шахматистом. Во время его гастролей с Большим театром в Узбекистане передо мной поставили задачу привезти его к нам. Моисеев отказывался из-за плотного графика. Случайно мы с ним оказались в его гримерке за шахматной доской, и Игорь Александрович меня с легкостью обыграл. А это значило полный крах моей миссии. Известно, что те люди, которые ему проигрывали в шахматы, переставали для него существовать. Я напросился на повторную встречу и обыграл его несколько раз подряд.

    Сарбагышев и сегодня не покидает театр. Он консультант и педагог. Кроме того, Уран Отунчиевич уже давно вынашивает замысел масштабной постановки. Но раскрыть название своей мечты наотрез отказывается. Очень боится, что эта мечта останется несбывшейся.

    Наталья ФИЛОНОВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/32117/


Распечатать: Планета Урана РаспечататьОставить комментарий: Планета Урана Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Планета Урана Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007