Распечатать: Банковская система в нокдауне РаспечататьОставить комментарий: Банковская система в нокдауне Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Банковская система в нокдауне Посмотреть комментарии

16 апреля 2010

ПУЛЬС НЕДЕЛИ

Банковская система в нокдауне

Смена власти. Отставка правительства. Бегство олигархов. Ночные вакханалии мародеров. Все это происходило на наших глазах, как в страшном кошмаре, который повторился ровно через пять лет. А наутро мы проснулись в другой стране с другой экономикой и стали подсчитывать, что имеем, что потеряли.

    Нацбанк к ответу

    Даже люди, не сведущие в финансах, первым делом задались вопросом: "А есть ли у страны деньги?". Чтобы платить зарплаты, пенсии, пособия и стипендии, чтобы предприятия могли нормально работать, а учреждения - функционировать? Естественно, все взоры устремились к центробанку, который и должен был ответить на эти вопросы, так как временное правительство, занятое политикой, еще не владело ситуацией ни в финансовом секторе, ни в экономике в целом.

    Первым распоряжением главного банка страны после смены режима стало взятие под свой контроль пяти коммерческих банков. Временные управляющие из числа сотрудников НБ КР появились в "АзияУниверсал- Банке", банках "Манас", "Акыл", "Кыргызкредитбанке" и инвестиционном банке "Иссык-Куль" почти одновременно. Таким образом, благодаря чрезвычайным событиям страна уже из официальных источников узнала об аффилированности этих финансовых институтов с семьей президента Бакиева, о чем раньше люди могли только догадываться и перешептываться.

    Первую пресс-конференцию Нацбанк созвал в минувшую субботу, чтобы разъяснить свои действия и успокоить народ, мол, "в Багдаде все спокойно" - деньги никто не увел. Два зампреда уехавшего так некстати в командировку председателя правления НБ КР Марата Алапаева - Кубанычбек Боконтаев и Абдыбалы тегин Суеркул во главе с исполняющим обязанности главы Нацбанка Заиром Чокоевым больше часа пытались внушить взбудораженным СМИ, что банковская система выдержала очередной удар, на сей раз нанесенный не глобальным финансовым кризисом, а изнутри - своими разборками и проблемами.

    - В тех банках, которые Нацбанк взял под свой контроль, ситуация такова: мы полностью контролируем всю их деятельность. На сегодняшний день операции приостановлены с целью прояснения текущей ситуации, - общими словами пытался обрисовать картину Заир Чокоев. - В них работают наши специалисты, ведут подсчет всех активов, которые имеются. По отдельным банкам уже есть предварительная информация. Предпринимаем все усилия, чтобы защитить интересы вкладчиков и кредиторов.

    Но искушенная публика не хотела верить на слово и требовала цифр. Особенно по бюджетным средствам, которые находились в некоторых из пяти банков. Сколько миллионов сомов Соцфонда и Пенсионного фонда были аккумулированы в них, все ли они в сохранности? Вот что желали знать подогретые разного рода слухами и сплетнями журналисты.

    Хотите верьте, хотите нет

    И вот здесь три высокопоставленных чиновника главного банка страны откровенно "плавали". Они не могли сказать, какую сумму бюджетных средств передал в доверительное управление "АзияУниверсалБанку", в частности Минфин, сколько вообще денег было и осталось после 7 апреля в наличии у пятерки банков? Был ли вывоз капиталов за рубеж или попытка это сделать со стороны объявленного в розыск Михаила Наделя?

    - Сейчас мы эти активы смотрим, более подробную информацию дадим вам позднее, - отбивался от наиболее въедливых представителей прессы Кубанычбек Боконтаев. - Деньги Соцфонда лежат пока там, мы не наблюдаем сильного изменения. К этому хочу добавить, что нам удалось перекрыть последний канал возможной утечки.

    Если был "последний", то, по логике, были и первый, и второй, если, конечно, банкир не оговорился. А сколько было всего? Боконтаев постарался уйти от скользкой темы. По его словам, в хранилищах "АзияУниверсалБанка" на момент прихода туда сотрудников НБ КР было полно наличности. А причину того, почему руководители НБ КР не могут сказать, был вывоз капитала или нет, он объяснил тем, что АУБ "вкладывал очень серьезные деньги в информационные системы". Так что специалистам банка и СНБ пришлось изрядно попотеть, чтобы подобрать коды, вскрыть защитную систему и перекрыть возможные каналы утечки.

    На том и разошлись, неудовлетворенные друг другом чиновники центробанка и журналисты. Понимая, что неполная информация даст еще больше пищи для слухов и домыслов, НБ КР в экстренном порядке созвал пресс-конференцию в воскресенье. На нее заместитель председателя правления Кубанычбек Боконтаев пришел, вооружившись цифрами и последними данными проверки состояния коммерческих банков.

    Он перво-наперво успокоил: средства российского кредита, которыми распоряжался Фонд развития, сейчас находятся на счетах НБ КР в целости и сохранности. Второе. Подсчет денежных и других материальных ценностей в самом крупном коммерческом банке страны - АУБ - дал следующие результаты: активы - 13,6 миллиарда, обязательства - 10,6 миллиарда, капитал банка - 2,9 миллиарда сомов, депозиты физических лиц - 1,9 миллиарда сомов.

    - Активы банка перекрывают его обязательства, поэтому угрозы для вкладчиков нет, - заверил Боконтаев. - В настоящее время работа в проблемных банках продолжается, там проверку вместе с нами осуществляют и работники Генпрокуратуры.

    А тем временем

    Банковская система приходит в себя. Первыми начали работать сберкассы и филиалы "РСК-банка". Уже утром 8 апреля в его банкоматах люди могли снять деньги. Зато в других коммерческих банках в это время за плотно закрытыми ставнями и дверьми подсчитывали убытки. Десятки терминалов и банкоматов варварски покорежены и уничтожены мародерами за одну только ночь. А  это оборудование стоит десятки тысяч евро.

    В первые два дня после событий на площади Ала-Тоо столица ощутила нехватку наличности. Банки закрыты, редкие обменные пункты и бюро, на свой страх и риск начавшие работать, стали требовать фантастическую маржу. Разница между продажей и покупкой доллара, евро составляла два и более сома. Немного меньше просили валютные спекулянты за российский рубль.

    На время отсутствия торгов на межбанковском рынке установку курса национальной валюты взял на себя "Моссовет". Но сегодня ситуация, можно считать, полностью под контролем Нацбанка. Все иностранные деньги можно купить, обменять примерно по тому же курсу, что был до известных трагических событий. Коммерческие банки начали функционировать в прежнем режиме, кроме тех, что попали под временное управление.

    Но есть и плохая новость. На днях к пятерке проблемных банков прибавились еще два - "Дос-Кредобанк" и "Бакай", последний связан с именем главы Нацбанка Марата Алапаева, который сопровождал руководителя ЦАРИИ Максима Бакиева в его поездке в США для участия в инвестиционном форуме. Кстати, с ними был и бывший министр финансов Марат Султанов. Где сейчас находится эта троица высокопоставленных государственных деятелей, никто не говорит. По крайней мере такое ощущение, что на имя Алапаева в центробанке наложено табу.

    Между тем

    Несмотря на разъяснения Нацбанка и СМИ, что вкладчикам семи коммерческих банков не стоит нервничать, так как вклады размером до 100 тысяч сомов защищены Фондом страхования депозитов, люди встревожены. Любая задержка выплат еще больше усиливает нервное напряжение. В памяти всплывают картины банкротства начала двухтысячного года, многолетние мытарства людей, ставших заложниками нечистоплотных банкиров.

    Лариса ЛИ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/31873/


Распечатать: Банковская система в нокдауне РаспечататьОставить комментарий: Банковская система в нокдауне Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Банковская система в нокдауне Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007