•Во-первых, реформы системы управления страной. Они включают преобразование института президента, структуры и функций правительства, правоохранительных и судебных органов, создание новой военной доктрины.
•Во-вторых, реформы экономики. Они предусматривают уточнение процедур подготовки и содержания бюджета, обеспечение условий для предпринимательства и бизнеса, эффективное распоряжение общественными ресурсами.
•И, в-третьих, реформы системы воспроизводства культуры и человеческого потенциала, которые включают вопросы культурной политики, образования и социальной защиты.
Очевидно, необходимо начать с системной реформы государственной машины управления. Реформа управления страной должна стать основой для проведения других реформ.
Опыт постсоветских стран показывает, что только смена вывесок и смена кадров без изменений самой системы управления - не более чем псевдореформирование. Это не дает, да и не может дать никаких результатов. Когда я заявил о необходимости реформ, то сразу подчеркнул, что намерен делать только реальные шаги, направленные на реальные преобразования.
Прежде всего нужно ясно понимать, какие недостатки существующей системы должны быть устранены в результате реформы и что мы должны получить в итоге.
Не секрет, что существующая система чиновничьего аппарата громоздка и не в состоянии оперативно и адекватно реагировать на ситуации кризиса и быстрых изменений. Принимать не только оперативное, а главное, правильное решение.
Сигналы о системных управленческих сбоях прорываются то здесь, то там. Существующая административно-бюрократическая машина не может обеспечить население качественными государственными услугами, не способна быть проводником нового, создать условия для реального развития экономики и общества. Любой самый продвинутый новатор, попав в нынешнюю систему, уже через несколько месяцев становится не более чем еще одним винтиком бюрократического механизма.
Ставя задачи по реформированию системы управления, я подчеркивал, что в результате мы должны получить эффективный, мобильный чиновничий аппарат, спроектированный на основе системного, а не административно-бюрократического подхода.
Именно системный подход применяли группы, работавшие по моему поручению над реформой института президента и правительства.
В основу реформы положены следующие принципы:
•оптимизация управленческого процесса;
•устранение дублирования;
•разграничение функций и компетенций;
•жесткая функциональная и процедурная регламентация;
•стандартизация управленческой деятельности - снижение влияния личного фактора;
•повышение качества подготовки управленческих решений;
•создание заградительных барьеров на пути некачественно подготовленного управленческого решения;
•обеспечение баланса интересов и возможностей разных социальных групп и структур;
•оптимизация экономических процессов и повышения качества управления общественными ресурсами;
•минимизация политических рисков.
Прежде чем перейти к конкретному освещению первого этапа реформы системы управления, хотел бы поблагодарить членов рабочих групп и всех, кто им помогал в работе над реформой института президента и правительства.
Итак, первым шагом на пути реформирования власти и управления является реформирование института президента. Как я уже говорил в своем выступлении в Жогорку Кенеше, администрация президента упраздняется. Вместо нее создается институт президента. Он представляет собой систему взаимодействующих органов с четко разграниченной компетенцией, деятельность которых направлена на эффективную реализацию полномочий президента, его функционирования как единого центра принятия решений.
В институт президента войдут следующие государственные органы, непосредственно подчиненные президенту Кыргызской Республики: аппарат президента Кыргызской Республики, секретариат президента Кыргызской Республики, Центральное агентство Кыргызской Республики по развитию, инвестициям и инновациям, а также должностные лица - государственный советник президента Кыргызской Республики по вопросам обороны, безопасности и правопорядка и государственный министр иностранных дел Кыргызской Республики.
Теперь более конкретно об этих структурах.
Начну с аппарата президента. Его основная задача - организационное и административное обеспечение деятельности главы государства. Для осуществления этой задачи в составе аппарата предусмотрены пять функциональных служб.
Это служба организационной и контрольной работы, служба обеспечения деятельности комиссий при президенте и учета кадров органов института президента, служба по связям с Жогорку Кенешем, юридическая служба и канцелярия президента.
Следующим органом института президента является секретариат президента.
Он призван осуществлять информационно-аналитическую и экспертную поддержку деятельности главы государства, его взаимосвязь с различными группами интересов. В круг задач секретариата входит также организация мероприятий с участием президента, освещение деятельности главы государства и всех органов института президента в средствах массовой информации. Для этого в составе секретариата предусмотрены шесть соответствующих служб.
Еще одним органом института президента выступает
Центральное агентство Кыргызской Республики по развитию, инвестициям и инновациям. Оно займется формированием стратегий структурной перестройки экономики, поддержкой бизнеса и предпринимательства, привлечением инвестиций в соответствии с потребностями технологического и социального прогресса, возможностями территорий и задачами умножения ресурсов.
Агентство будет также осуществлять общую координацию и подготовку бюджета развития, разрабатывать национальные экономические программы, национальные инфраструктурные проекты, инвестиционные программы, предложения по улучшению бизнес-среды.
Таковы в общем плане основные функции трех органов института президента.
Кроме того, в его состав входит, как я уже говорил, государственный советник ррезидента Кыргызской Республики, задачей которого является обеспечение координации силовых министерств, подготовка рекомендаций по вопросам обороны, безопасности и правопорядка.
В состав института президента включен теперь и государственный министр иностранных дел. Он призван обеспечивать деятельность главы государства по руководству внешней политикой страны. Усиление статуса министра иностранных дел и вывод его из правительства необходим еще и для того, чтобы МИД мог осуществлять координирующую роль для всех министерств и ведомств в части внешнеполитической деятельности.
Все руководители органов института президента, а также государственный советник по вопросам обороны, безопасности и правопорядка, государственный министр иностранных дел, торага Жогорку Кенеша и премьер-министр являются постоянными членами Президентского совещания.
Этот координационный совещательный орган предназначен для установления баланса различных общественных интересов и возможностей власти при рассмотрении и оценке предлагаемых вариантов решений и координации их осуществления.
Все стратегические решения президента по вопросам внешней и внутренней политики будут приниматься с учетом мнения Президентского совещания. В зависимости от рассматриваемого вопроса на Президентское совещание могут приглашаться представители разных групп интересов. Кроме того, Президентское совещание может проходить в формате Совета обороны, безопасности и правопорядка.
Поэтому Совет безопасности как отдельный конституционный орган упраздняется, а его функции частично возлагаются на госсоветника по вопросам обороны, безопасности и правопорядка и его службу.
Уважаемые участники совещания!
В комплекс реформ первого этапа входит также реформирование правительства. В правительстве должны быть запущены процессы постепенного освобождения от функций, которые с большей эффективностью могут быть реализованы другими общественными структурами. В первую очередь - бизнесом.
Сегодня правительство выполняет огромный объем хозяйственной деятельности, воспроизводя заложенные еще планово-директивной системой функции - занимается сельским хозяйством, реализует производственные проекты, осуществляет строительство и так далее.
Между тем основным в деятельности современного правительства должно быть создание условий для бизнеса, культурного и общественного развития, иначе говоря, создание благоприятных условий для раскрытия потенциала страны.
Конечно, правительство, деятельность которого построена не по отраслевому, а по функциональному принципу - это задача следующего этапа реформ. Но уже сегодня мы обязаны сделать реальные шаги в этом направлении.
Точкой отсчета можно считать новую структуру аппарата правительства, принципиально отличающуюся от существующей. В новый аппарат gравительства войдут структуры мониторинга, анализа и контроля деятельности правительства, управления, курирование процесса реализации регулятивной, территориальной, внешней, отраслевых и других политик, разработка изменений в структуре и содержании работы правительства.
Иными словами, аппарат правительства по своему функциональному наполнению превращается фактически в министерство координации. Поэтому логично, если руководитель аппарата правительства получит статус вице-премьера и по аналогии с другими министерствами будет самостоятельно назначать руководителей подчиненных ему подразделений.
Что касается обслуживания непосредственно деятельности премьер-министра, то эти функции будет выполнять офис, или канцелярия главы правительства.
По новой структуре правительство, не считая аппарата, будет состоять из следующих министерств:
•Министерство финансов;
•Министерство юстиции;
•Министерство обороны;
•Министерство внутренних дел;
•Министерство чрезвычайных ситуаций;
•Министерство энергетики;
•Министерство экономического регулирования;
•Министерство сельского хозяйства;
•Министерство природных ресурсов;
•Министерство транспорта и коммуникаций;
•Министерство государственного имущества;
•Министерство здравоохранения;
•Министерство образования и науки;
•Министерство труда, занятости и миграции.
При правительстве будет семь агентств:
•Агентство антимонопольного регулирования;
•Агентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства;
•Агентство социального обеспечения;
•Агентство связи;
•Агентство физкультуры и спорта;
•Агентство архитектуры и строительства;
•Агентство культуры.
Кроме того, при правительстве будет шесть служб:
•Служба исполнения наказаний;
•Служба финансовой разведки;
•Пограничная служба;
•Налоговая служба;
•Таможенная служба;
•Служба надзора и регулирования финансового рынка.
И два фонда: Фонд государственных материальных резервов и Фонд обязательного медицинского страхования.
Все государственные комитеты упраздняются.
Государственный комитет национальной безопасности преобразуется в Государственную службу национальной безопасности и выводится из структуры правительства.
Ситуация в мире и в нашем регионе постоянно меняется.
Угрозы национальной безопасности возрастают. Очевидно, что мы не всегда в состоянии адекватно и своевременно реагировать на вызовы. Изменить положение можно и нужно путем реформирования системы государственной безопасности. Страна нуждается в современной, компактной, эффективной спецслужбе с социально необходимыми функциями, а не в правоохранительном органе с функциями спецслужб.
Формы и методы работы спецслужбы должны быть изменены, а ее функции - уточнены.
Также из структуры правительства выводится Служба финансовой полиции, которая теперь будет именоваться Государственной службой финансовой полиции.
Из-под правительства выводится и Патентная служба, которая преобразуется в Государственную службу интеллектуальной собственности.
Теперь о некоторых акцентах реформирования правительства.
Под Министерство финансов уйдет Агентство по защите депозитов. Кроме того, для реализации функций упраздненного Агентства по закупкам и материальным резервам в аппарате Министерства финансов будет создан отдел методологии государственных закупок.
Под Министерство экономического регулирования, которое будет осуществлять координацию лицензионной деятельности, тарифные расчеты, реализацию фискальной политики, перейдет Национальный институт стандартов и метрологии как инструмент технического регулирования.
Из Министерства сельского хозяйства, созданного на базе существующего Министерства сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности, вопросы водного хозяйства передаются в Агентство водных ресурсов при новом Министерстве природных ресурсов, а хозяйственные функции выделяются и передаются во вновь образуемое Государственное предприятие "Ирригация".
ГП "Ирригация" будет заниматься вопросами строительства и эксплуатации объектов внутрихозяйственного и межхозяйственного назначения. Вопросы перерабатывающей промышленности перейдут в Министерство экономического регулирования. Из сферы Минсельхоза исключаются функции алкогольной инспекции, а Государственное агентство по производству, хранению и реализации спирта и алкогольной продукции в связи с отменой государственной монополии на производство спирта ликвидируется.
Также из этого министерства уйдут структуры и функции по государственному регулированию в области надзора за использованием и эксплуатацией сельскохозяйственных машин, техники и оборудования, государственного технического надзора. Эти функции передаются в соответствующие органы Министерства внутренних дел.
Что касается вопросов, находящихся в компетенции научно-исследовательских институтов ирригации, земледелия, животноводства и пастбищ, ветеринарии, то они передаются в Аграрный университет.
Таким образом, мы создаем мощную научно-исследовательскую базу в Аграрном университете имени Скрябина. Это соответствует как концепции реформирования образования, так и концепции реформирования системы управления. Мы возрождаем и усиливаем научный потенциал и исследовательскую базу университета. А концентрация в одном органе всех исследований в области сельского хозяйства позволит оптимизировать не только человеческие ресурсы, но и бюджетные расходы.
Из Министерства транспорта и коммуникаций вопросы "электронного правительства" перейдут в аппарат правительства. При этом министерстве будет образовано Агентство гражданской авиации и Государственное предприятие "Кыргызавтожолдору". В это предприятие войдут все ПЛУАД, ДЭП и другие структурные подразделения, занимающиеся вопросами эксплуатации автомобильных дорог. Функции в сфере промышленности из Министерства энергетики перейдут в Министерство экономического регулирования.
В Министерство энергетики передается дирекция проекта по развитию малой и средней энергетики Кыргызской Республики.
Под Министерство труда, занятости и миграции уйдет Агентство по профессионально-техническому образованию. Кроме того, этому министерству передаются вопросы молодежи, детей и гендерной политики. Учитывая важность реализации и координации в сфере молодежной политики, семьи, детства и равенства полов, считаю необходимым поднять эти вопросы на уровень министерства.
В Министерство внутренних дел переходят функции Агентства по контролю наркотиков и функции следствия правонарушений в области наркооборота. Эти функции будут изъяты у других ведомств. А на МВД будет возложена межотраслевая координация этого направления.
Государственное агентство по антимонопольной политике и развитию конкуренции преобразуется в Государственное агентство антимонопольного регулирования, которое станет единым государственным органом по реализации антимонопольной политики.
Министерство культуры и информации будет преобразовано в Агентство культуры при правительстве.
Как отдельное подразделение при агентстве будет действовать департамент по развитию государственного языка.
На базе Министерства труда и социального развития создается Агентство социального обеспечения, а функции в сфере труда переходят в Министерство труда, занятости и миграции.
Государственный комитет по налогам и сборам преобразуется в Налоговую службу при правительстве. Из ее ведения будут исключены функции по разработке фискальной политики, но при этом из Социального фонда ей передаются функции по социальным сборам.
Сегодня к одному и тому же предпринимателю за налоговыми отчислениями приходят и налоговики, и представители Соцфонда. При этом, имея одну и ту же базу, собираемость у Социального фонда ниже, чем у налоговиков. Это и есть дублирование. А ведь в этой сфере заняты тысячи человек.
Государственный таможенный комитет Кыргызской Республики преобразуется в Таможенную службу при правительстве. Из нее также исключается функция разработки фискальной политики.
При этом реформа в сфере администрирования налогов должна сконцентрировать усилия на автоматизации администрирования налоговых, таможенных и социальных налогов и сборов.
Агентство по физической культуре и спорту, делам молодежи и защите детей преобразуется в Агентство физической культуры и спорта при правительстве.
Государственное агентство по делам религий выводится из структуры правительства и преобразуется в Государственную комиссию по делам религий.
Отдельно хочу остановиться на Министерстве здравоохранения.
Очевидно, что нам необходимы серьезные реформы в этой сфере. На днях мной будет подписано распоряжение о создании рабочей группы по Национальному проекту "Здоровье нации", которая в течение месяца подготовит предложения об организационной структуре проекта и концепции реформирования системы здравоохранения.
Сегодня в этой части мы пошли лишь на то, что вывели из-под Минздрава Фонд обязательного медицинского страхования.
Ведь налицо конфликт интересов тех, кто оплачивает от имени населения медицинские услуги, и тех, кто их оказывает. Люди справедливо требуют более качественных услуг за свои деньги.
Уважаемые участники совещания!
Как я уже подчеркивал, особую значимость в процессе проведения реформ приобретает Агентство по делам государственной службы. Именно оно должно отвечать за подготовку, переподготовку и подбор чиновников, выполнять функции единого кадрового центра, совместно с органами института президента и правительством разрабатывать и внедрять новые стандарты и форматы их работы.
Иначе говоря, необходимо создать единую целостную систему государственной службы, способную обеспечить эффективность государственной власти и управления. Для решения этих задач Агентство по делам государственной службы преобразуется в Государственную кадровую службу со статусом центрального органа власти.
Государственный кадровый резерв станет единым и будет формироваться из числа не только государственных служащих, но и представителей бизнеса, гражданского общества, академических кругов. В государственный кадровый резерв войдут также военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов.
Одним из основных принципов государственной службы является ее профессионализм. Государственные служащие должны постоянно повышать свою квалификацию, осваивать новые технологии. Государственная кадровая служба призвана четко формулировать запросы на обучающие программы и программы переподготовки кадров.
Координация всех процессов обучения профессиональных госслужащих, в том числе и за рубежом, будет осуществляться только Государственной кадровой службой. Создание эффективной государственной службы невозможно без реформирования системы оплаты труда госслужащих. Именно достойная заработная плата, а не система классных чинов должна быть одним из главных мотивационных стимулов.
От системы классных чинов необходимо отказаться. Она себя не оправдала и, мало того, превратилась в один из элементов коррупции. А ведь именно коррупция является самым серьезным препятствием на пути экономического роста и развития, способным поставить под угрозу любые преобразования. В этой связи, думаю, будет логичным, если Агентство по предупреждению коррупции будет при Государственной кадровой службе. Борьба и предупреждение коррупции должны лежать в основе государственной кадровой политики.
Кроме того, необходимо четко разграничить политические и государственные должности.
Устранение дублирования и концентрация функций - один из принципов реформирования системы управления. На его основе создается единая Государственная регистрационная служба.
Из всех министерств и ведомств будут выведены функции регистрации. Что я имею в виду? Например, из МВД уйдут функции регистрации автотранспортных средств и паспортные столы, из Министерства сельского хозяйства - функции регистрации сельскохозяйственной техники, из Министерства юстиции - функции регистрации актов гражданского состояния. Все перечисленные функции, а также основная часть функций Государственного агентства по регистрации прав на недвижимое имущество и полностью функции Государственного агентства информационных ресурсов и технологий перейдут в Государственную регистрационную службу.
Эта служба станет единым информационным банком страны. На основе этого же принципа - устранения дублирования - функции следствия по всем экономическим преступлениям из всех ведомств передаются в Государственную службу финансовой полиции.
Безусловно, первый этап реформ коснется и местных органов власти, роль и значение которых необходимо повысить. Одним из шагов в этом направлении является передача полномочий премьер-министра по назначению заместителей акимов районов губернаторам областей, а назначений заместителей губернаторов - в институт президента.
Необходимо усиление финансово-экономических основ функционирования органов местной власти. Это возможно и путем передачи им части собираемых с территорий налогов. Но это вопрос уже следующего этапа реформ.
Уважаемые участники совещания!
Даже предварительные расчеты показывают, что первый этап реформы управления даст значительную экономию бюджетных средств, более чем полмиллиарда сомов. Но нельзя не учитывать и другую сторону этого процесса. Такого масштабного сокращения армии чиновников в стране еще не было. Первой задачей нового правительства должна стать разработка программы социальной поддержки и защиты высвобожденных госслужащих.
Должны быть разработаны и реализованы программы переобучения, микрокредитования для тех бывших чиновников, которые захотят открыть свое дело в сфере малого и среднего бизнеса.
Я преднамеренно не называю даже примерное количество чиновников, которые попадут под сокращение.
Реформа и как следствие оптимизация института помощников и консультантов, а также аппарата предстоит и Жогорку Кенешу. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить депутатов за поддержку инициативы по реформированию, но должен подчеркнуть, что завершить начатую работу в этом направлении необходимо в самое ближайшее время.
Поджимают сроки и с выстраиванием единой прозрачной системы материально- технического обеспечения государственных органов.
Но все-таки не количественное сокращение чиновников и структур являются основной задачей первого этапа реформы управления. Это лишь следствие.
Необходимо реформировать структуру управделами президента, Жогорку Кенеша, штаты которых слишком раздуты.
Каждый гражданин независимо от национальности и вероисповедания, возраста и социальной принадлежности должен иметь возможность участвовать в процессе управления страной. Для этого необходимо процедурно закрепить участие представителей гражданского общества, бизнеса в процессе принятия решений.
Если в результате реформы управления будут обеспечены реальное представительство и баланс всех групп интересов при принятии управленческих стратегических решений, можно считать, что первый этап реформ удался.
И в заключение хочу отметить, что все схемы структур как института президента, так и правительства уже имеют юридическое оформление. В ближайшие дни мною будут подписаны соответствующие указы и распоряжения. Сделаны кадровые назначения.
Уважаемые участники совещания!
Первый этап реформы управления предполагает внесение соответствующих изменений в Конституцию и ряд законов. Необходимо проработать и создать десятки регламентов.
Прошу всех, и депутатов, и правительство, максимально ускорить этот процесс, ведь нам предстоит еще серьезная корректировка бюджета.
И последнее. Как я уже говорил, еще одним совещательным органом, призванным обеспечить баланс интересов и возможностей при принятии решений, станет Курултай Согласия - Ынтымак Курултайы. Положение о курултае находится на финальной стадии доработки и в самое ближайшее время будет представлено общественности.
Итак, реформы управления вышли на старт.
Я понимаю, что такие значимые изменения требуют понимания их сути всеми участниками процесса реформ. Поэтому общественные обсуждения и консультации должны стать частью этапа реализации реформ. Мы боролись на выборах за стабильность и ясные перспективы, и данный этап реформ - важный шаг в этом направлении.
Дело теперь за тем, чтобы не допустить пробуксовки, устранить с их пути бюрократические преграды. Нужно действовать решительно, твердо и ответственно. Этого требуют национальные интересы страны. Этого ждет от нас народ.