Распечатать: Сердечный целитель РаспечататьОставить комментарий: Сердечный целитель Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Сердечный целитель Посмотреть комментарии

20 октября 2009

ПЕРСОНЫ

Сердечный целитель

    Он всегда хотел выбрать такую профессию, которая бы помогала людям: когда видел, как они зимой мерзнут на остановках, хотел быть шофером, когда ему не нравилась его новая стрижка — стать парикмахером и делать прекрасные прически. Однако все решила подсказка одноклассников. “А почему бы не пойти учиться в медицинский институт?” — предложили они однажды. И юноша согласился.

    Нынче он замечательный врач–рентгенхирург. Мурат Дадабаев разработал и внедрил в Кыргызстане современные эндоваскулярные методы диагностики и лечения сердечно–сосудистых заболеваний — врожденных пороков, клапанных поражений, инфарктов миокарда. Это такие операции, после которых обреченные на смерть пациенты чувствуют себя прекрасно и даже вскоре забывают о былом недуге. Ничто не напоминает людям о болезни, операции не оставляют шрама — хирургическое вмешательство производится без разрезов через небольшие проколы на коже под рентгеновскими лучами. В отделении рентгеноэндоваскулярной хирургии Кыргызского национального центра кардиологии и терапии имени М. Миррахимова, где Дадабаев является заведующим, таким способом прооперирована не одна тысяча человек.

    Хотя на медицинской стезе он более тридцати лет, прекрасно помнит всех своих учителей — их было немало. Благодарен ведущим специалистам, академикам Научно–исследовательского центра сердечно–сосудистой хирургии имени А. Бакулева Владимиру Бураковскому, Юрию Петросяну, Лео Бокерии, Владимиру Подзокову, Баграту Алекяну, отечественным корифеям медицины академикам Мирсаиду Миррахимову, Мамбету Мамакееву, Аспандияру Маралову, Сейтхану Джошибаеву.

    Дадабаев — доктор медицинских наук, профессор, лауреат Государственной премии в области науки и техники КР, международной премии “Профессия жизнь” в номинации “За значительный вклад в области медицины”. Он автор более 200 научных работ, в том числе трех монографий, двух изобретений в области оценки функций сердца, подготовил двух докторов и шесть кандидатов наук.

    Через тернии к знаниям

    — Я всегда хотел учиться, — говорит он про себя.

    Мурат уже на первом курсе мединститута работал санитаром в отделении онкологии Республиканской больницы. А по прошествии четырех лет — в отделении скорой медицинской службы, затем — в неотложной хирургии в Бишкекской городской клинической больнице, нынешней клинике имени Мамакеева.

    После окончания вуза перешел в кызыл–кийскую больницу. В первое же дежурство ему пришлось нелегко. Коллеги уехали на конференцию в Ош. А тут произошла авария — перевернулся автобус, и в больницу были доставлены пассажиры с тяжелейшими травмами. “Кому из них помочь первому?” — растерялся было молодой врач. Выручил профессионализм медсестер, они помогли Мурату принять нужные меры. Этот случай он запомнил навсегда и впредь старался уделять обучению медсестер больше внимания.

    Он показал себя как талантливый специалист, и Мирсаид Миррахимов рекомендовал ему продолжить учебу. В 1984 году Мурат Дадабаев едет в Москву, в Научно–исследовательский институт сердечно–сосудистой хирургии имени А. Бакулева, замечательно сдает экзамены и поступает в аспирантуру на специальность “рентгенхирургия”. Тогда это направление делало лишь первые шаги. В те годы головное учреждение такого профиля получило первые три ангиоаппарата. Но тогда рентгенные лучи могли только определять места поражения сосудов. Однако прозорливые умы видели в этом огромное будущее. Ведь всего через несколько лет профессор из США найдет для него новые методы использования.

    Уже на следующий год после окончания аспирантуры Дадабаев защищает кандидатскую диссертацию. Ему было всего 28 лет.

    — Председатель комиссии — профессор Вероника Александровна Быкова, — вспоминает он, — на предзащите заметила, что по объему проанализированного материала диссертация тянет на докторскую, обещала поговорить с директором Центра Владимиром Бураковским о соответствующем переоформлении. Я был в растерянности. Мудрый учитель Юрий Александрович Петросян предупредил меня: “Ты должен подумать. Получив степень доктора наук, ты станешь ведущим ученым, и тебя никто обучать не будет. Но ты сегодня мало что умеешь. Специалистом в этой области становятся только к 35–40 годам”. Я согласился.

    Проработав пару лет в Национальном центре кардиологии и терапии, он поступил в докторантуру в тот же Бакулевский центр. И сразу стал готовить монографию — основу докторской диссертации. Писал ее с Османом Махачевым, до кончиков ногтей преданным делу ученым, автором десятков изобретений. Своего подопечного он окружил теплом и заботой, но был очень требовательным. Когда нужно было посчитать сосуды на ангиограммах — своего рода стенограммах рентгеновского обследования, особенно это проявлялось ярко: все должно быть точно, до сотых процента. Хотя Махачев был женат, имел квартиру в Москве, он переехал к Мурату в общежитие.

    — Работали почти сутками и уставали сильно, но он мне не давал расслабиться. Как только я прилягу — у меня была кровать скрипучая — он кричит из другой комнаты: “Мурат, я все слышу, ты давай не ложись”. Встаю, принимаюсь за подсчеты снова, — улыбается Мурат Хасанович. — Новый год отмечали вместе. Я настаивал, чтобы он шел домой, к семье. Но он возразил: “Как же я могу оставить тебя? Пойдем писать диссертацию”.

    Распад Союза чуть было не поставил крест на планах молодого ученого. Обучение стало платным. Нужно было работать, чтобы прокормить семью, и в то же время не оставлять науку и писать диссертацию. А у Дадабаева уже было четверо детей: трое сыновей и дочь. Семья жила в Кыргызстане, и не было денег часто их навещать. Выручали проводники железной дороги Бишкек — Москва. Эти ребята в сложные дни возили бесплатно молодых врачей, подкармливали их. За что Дадабаев им очень благодарен. Они называли этот маршрут “дорога жизни”.

    О зонтиках и баллонах

    Директор Научного центра сердечно–сосудистой хирургии Владимир Бураковский предлагал остаться работать. Поступали и предложения из Казахстана. Но отец хотел, чтобы сын служил той стране, в которой родился. Дадабаев возвращается в Кыргызстан. В 1997 году он возглавил отделение рентгенхирургии Национального центра кардиологии и терапии.

    В 1998 году коллега из Бакулевского центра Манулис Пурсанов сообщает Дадабаеву: “У нас была проведена операция по устранению врожденных дефектов межсердечной перегородки. Не хотел бы ты ознакомиться с новым методом?” Он принимает приглашение и в тот же год едет в Словакию на тренинг к самому профессору Йозефу Машуре, который три года назад впервые в мире провел такую операцию. Среди специалистов она известна как система Амплатц, названная в честь ее изобрететеля американца Курта Амплатца. У взрослых проводится наркоз, у детей — под легким наркозом на ангиографической установке, которая позволяет с помощью рентгеновских лучей видеть сосуды сердца. Пациента не подключают к аппаратам искусственного кровообращения и вентиляции легких, не вскрывают грудную клетку, как это делалось раньше. Через бедренную вену вводят катетер, внутри которого находятся два диска, раскрывающихся, словно зонтики, и плотно закупоривающие с обеих сторон дырку в перегородке. Операция длится не более тридцати минут. Через три дня пациенты уже уходят домой.

    Вернувшись в Кыргызстан, в следующем году Дадабаев приглашает Машуру и его коллегу Павла Гавору в Национальный центр кардиологии и терапии. Здесь они прооперировали первых больных. Все прошло успешно, была настоящая сенсация…

    — На сегодняшний день мы накопили большой опыт. Выполнили более сотни таких операций. Все живы, здоровы, не случилось одного осложнения. Тьфу–тьфу– тьфу, не сглазить, — постучал врач по дереву. — Я всегда стараюсь, чтобы все было хорошо отлажено. Заранее обдумываю, как разместить больных, чтобы они чувствовали благожелательную обстановку. Обычно после операции пациентов перевозят в другие отделения, мы же выхаживаем их сами. Стараюсь всегда помочь, никогда не проверяю анкетные данные пациентов, обращаю внимание только на патологию.

    Мурат Дадабаев проходил стажировки в России, Швейцарии, Индии, Турции, Германии, Испании. Там он совершенствовал методы баллонной ангиопластики и стентирования, то есть восстановления проходимости суженных либо полностью перекрытых сосудов, приводящих к инфаркту миокарда. Дефект устраняется путем введения в зону сужения специального баллона, которым расширяют сосуд. Далее при необходимости устанавливают стент — специальную сетчатую трубку, образующую каркас и не дающую сосуду сужаться.

    Сейчас рентгеноэндоваскулярным методом лечат заболевания печени, почек, нижних конечностей, сосудов головного мозга. Дадабаев собирается внедрить эти способы в гинекологию и онкологию.

    Улыбки успокаивают душу

    Мурат Дадабаев не жалеет, что остался работать в Кыргызстане. В Национальном центре кардиологии и терапии сформирована сильная команда из 14 сотрудников — четверых врачей и десяти медсестер. Все отличники здравоохранения, трое — лауреаты государственных премий. Каждый год сотрудники бывают на стажировках за рубежом. Проводят здесь мастер–класс и иностранные специалисты.

    — Наверное, здесь прекрасная аура для роста молодых кадров, — подметил Мурат Дадабаев. — Они находят применение за границей. Например, бывшая сотрудница Ольга Войнова четыре года живет в Германии, выиграла грант, защитила докторскую диссертацию, Любовь Гайдукова подтведила диплом в Канаде. Я рад за них. Когда они приезжают в Кыргызстан, то обязательно приходят навестить нас.

    — Волнение испытываю перед каждой операцией. Стараемся сделать все возможное. Если больные доверили свою судьбу, жизнь, мы должны оправдать их надежды. К сожалению, многие больные приходят поздно. Удручает, что с инфарктом миокарда поступают молодые ребята 26–28 лет. В Кыргызстане ежегодно рождаются полторы тысячи младенцев с врожденными пороками, что в три–четыре раза больше, чем в других странах. А чтобы восстановить сердца остальным, надо ежегодно делать более двух тысяч операций. Радует то, что улучшилось государственное финансирование, да и коллеги из других стран готовы оказать безвозмездную помощь.

    У Мурата Дадабаева нет свободного времени. Но поддерживают тонус врача улыбки выздоровевших больных. Раз с ними все хорошо, то и на душе доктора тоже.

    Анастасия ХОДЫКИНА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/29713/


Распечатать: Сердечный целитель РаспечататьОставить комментарий: Сердечный целитель Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Сердечный целитель Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007