Распечатать: Кыргызский Феллини РаспечататьОставить комментарий: Кыргызский Феллини Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Кыргызский Феллини Посмотреть комментарии

21 августа 2009

ПЕРСОНЫ

Кыргызский Феллини

    Нурлан Асанбеков, директор Кыргызского государственного театра юного зрителя (ТЮЗ) имени Бакен Кыдыкеевой и Общественного фонда культуры "Сахна", является обладателем большого числа республиканских и международных наград и одним из самых талантливых театральных и кинорежиссеров республики. Его в стране называют кыргызским Феллини.

Однако этот человек не производит впечатления довольного своей судьбой художника, ему свойственно весьма критическое отношение ко всему, что происходит в сфере культуры Кыргызстана.

    Он полагает, что творческий прогресс в стране возможен, но это не будет легким процессом, поскольку сегодня все определяют материальные ценности, господствует философия накопления богатства. Художникам в капиталистических странах всегда нелегко, хотя в развитых государствах предусмотрены определенные механизмы и институты, поддерживающие духовную сферу, чего нет у нас.    

    - Возьмем Сервантеса, - говорит Асанбеков. - Ведь судьба его была нелегкой. Когда он сидел в тюрьме, французы даже обратились к испанским властям, чтобы они поспособствовали его освобождению, при этом заявив: неужели целая страна не может позволить себе содержать своего великого писателя?

    То же самое, по сути, произошло и с Ван Гогом, великим голландским художником конца XIX века. Он родился в стране с богатыми культурными традициями, которая гордилась своей великой живописью, и тем не менее не был понят в своем творчестве - настолько оно было новым и оригинальным.

    Хорошо, что его брат Тео верил в него и на протяжении долгого времени поддерживал в материальном и духовном плане. Если бы не было Тео, возможно, Ван Гог не состоялся бы как великий художник. У него просто не было бы возможности для создания всех этих причудливых и как бы небрежно написанных картин, как это казалось его современникам. У Ван Гога был тяжелый характер, он плохо ладил с окружающими, в том числе и со своим братом, который поддерживал его.

    - Вы думаете, если Тео не поддерживал бы Ван Гога, великого художника просто не было бы?

    - Я почти на сто процентов уверен в этом. Именно Тео не только покупал холст и масло для своего гениального брата, оплачивал его квартирные расходы, обеспечивал питанием, но и собирал все его картины и эскизы и хранил их у себя, даже если ничего не удавалось продать.

    Кстати, жена Тео также внесла свой вклад в открытие Ван Гога. Известно, что слава к Ван Гогу не пришла сразу после его смерти. Вслед за ним умер и его брат Тео, но именно жена последнего хранила у себя произведения Ван Гога. Тогда как другие обладатели этих шедевров часто использовали эти картины в качестве затычки дыр в курятнике или в окнах. С холстов Ван Гога соскабливались его краски и вместо них практикующиеся новички рисовали свои картины или просто выбрасывали их в мусорку. Так вот, жена Тео, у которой находилась большая часть коллекции Ван Гога, бережно распорядилась наследием великого, но непризнанного художника, прежде чем к нему пришла мировая слава. Как много в этой истории случайных факторов и совпадений. У Ван Гога был не просто хороший брат, который содержал его как художника, но и еще жена последнего проявила завидную интуицию и прозорливость.

    Известно, что примерно половина произведений Иоганна Себастьяна Баха была утеряна из-за безалаберного отношения наследников к творческому наследию гениального композитора.

    То же самое произошло и с "кыргызским Пушкиным" Женижоком, "два мешка стихов и поэм" которого так и не были изданы ни при жизни, ни после его смерти. Все это бесценное наследие было утеряно, а творчество Женижока пришлось восстанавливать по крупицам - на основе устных воспоминаний его слушателей, родных и учеников уже спустя полвека после его смерти.

     Искусство всегда нуждалось и  нуждается в поддержке и понимании. Как мы видим на примере Ван Гога, даже в развитой в культурном отношении стране художник может быть воспринят общественностью только спустя время.

    Вот почему для художника важно, чтобы в стране существовала как можно более благодатная почва для самореализации творческих людей.

    В этом плане то, что министром культуры Кыргызстана является известный писатель и драматург Султан Раев, конечно же, весьма кстати. Он много помогает нам, в частности с ремонтом нашего здания ТЮЗа. Также, начиная с этого года, нам повысили зарплату на 100 процентов, это тоже большое подспорье.

    После завершения ремонта у нас откроются возможности для осуществления дополнительных надбавок нашим актерам.

    Благодаря Швейцарскому бюро по сотрудничеству мы поставили три кыргызских эпоса. Таким образом, в республике происходит возрождение малых эпосов в виде кочевых театров "Сахна". Это особый театр. У нас около сорока эпосов. По идее, это драмы, написанные самим народом, где сказитель одновременно является автором, интерпретатором и актером. Это своего рода театр кочевых народов - театр сказителей. Благодаря силе воображения и словесного дара сказитель возрождает страницы истории.

    Культура в приоритете

    При поддержке фонда "Хивос" театр Асанбекова показал эти спектакли в регионах Кыргызстана и за рубежом. Сказитель на сцене рассказывает эпос, а актеры с помощью пластики и музыкального сопровождения показывают, интерпретируют то, что говорит импровизатор.

    Уделяется внимание и мировой классике. Асанбеков готовится ставить шекспировскую пьесу "Сон в летнюю ночь", произведения русских драматургов.

    Тем не менее приоритетное внимание уделяется детским пьесам, сценическое время которых не превышает одного часа.

    - Выдающийся режиссер современности Наталья Сац, мой учитель, - говорит Асанбеков, - уделяла большое внимание именно театрам для детей. Этот театр всегда является востребованным, наиболее важным для воспитания нашего общества.

    У нас существуют большие проблемы. Вот наш министр Султан Акимович нашел пути для резкого увеличения финансирования культуры в республике.  Но один министр не делает погоды, все общество и страна в целом должны быть настроены на то, чтобы поднимать и развивать культуру. Театр как вид искусства должен поддерживаться.

    Принято считать, что советская эпоха, как и любая другая авторитарная система, не являлась благоприятной для развития творчества и самовыражения художника. Но не следует забывать о том, что в то время развитию культуры в стране уделялось приоритетное внимание, в Кыргызстане был заложен фундамент для развития киноиндустрии, построены кинотеатры, во всех областях появились театры.

    О том, как коммунисты умели работать во благо развития культуры, свидетельствует такой факт. В 80-е годы я, находясь в Москве, имел возможность посетить гастрольные выступления Нарынского областного театра. И это было обычным явлением. Точно так же возможность выхода на большую сцену предоставлялась другим большим и малым театральным коллективам Кыргызстана и других республик. Можно много критиковать коммунистических лидеров за их просчеты, но нельзя отрицать того, что они умели работать, были дисциплинированными и ответственными и создали ту базу, которая поддерживает нас и сегодня.  

    По мнению Асанбекова, для того чтобы в стране наступил культурный ренессанс, необходимо два ключевых фактора: само общество должно дойти до определенного ренессансного уровня, созреть не только в материальном плане, но и в духовном. И второе. Произведения писателей, режиссеров, сценаристов должны соответствовать требованиям времени. Должны существовать критика, экспертные сообщества, наблюдательные советы, которые будут давать оценку не только художественным достоинствам тех или иных произведений, но способствовать продвижению и успеху талантливых личностей. И, конечно же, нужны меценаты и фонды, поддерживающие творческие проекты. 

    Надо поднимать профессионализм театральных представлений и заинтересовать в этом все общество. Во Франции и в США, как и во всем западном мире, многие театры дотируются, но это происходит при консультации с Советом попечителей. Нам следует идти по этому пути.

    Сам Асанбеков является членом Наблюдательного совета НТРК и как бы выполняет роль наблюдателя и попечителя и считает, что этот путь весьма продуктивен не только с точки зрения решения материальных проблем и финансирования, но и для регулирования творческих процессов, роста профессионализма коллективов.

    В какой-то степени Кыргызстан - страна театральных представлений. Каждый уважающий себя кыргыз готовит и проводит в своей жизни череду театральных представлений, наиболее важными из которых являются праздники ребенка "Бешик-той", свадьба, похороны близких и ритуальные мероприятия, связанные с 40-дневным и годовым поминовением. При этом эксперты знают, что в среднем на проведение одной свадьбы и похоронных процедур уходит столько же денег, сколько и на театральную постановку одной пьесы. Конечно, нельзя сравнивать и сопоставлять эти вещи, но можно и нужно задаваться вопросом: если наш народ может позволить себе такие траты, проявлять самопожертвование, когда речь идет о посмертной памяти родственника, то почему нельзя сделать то же самое в отношении культурных проектов или других общественно значимых акций? Если кыргызы соглашаются на то, чтобы потратить, скажем, 100 тысяч сомов на проведение поминальных акций в честь своих предков, и это является обычным делом в каждом аиле, то почему точно так же нельзя  всем миром скинуться на постановку пьесы, издание книги, постройку моста или ремонт дороги? Почему нельзя эти общественно полезные акции увязать друг с другом? То есть построить мост, отремонтировать дорогу или  поставить пьесу в память о таком-то предке.

    В общем, по словам Асанбекова, нужен коренной перелом в психологии нашего нынешнего общества. Надо поднять его с гастрономического уровня на более высокий - культурный. Чтобы человек был жив не только хлебом единым. Это касается и традиций.

    В принципе, у народа есть такие качества, как честолюбие, гордость, любовь к красочным представлениям, уважение к прошлому, почтение к предкам. Все хотят жить достойно и оставить добрый след о себе во времени, жить и трудиться так, чтобы наши дети и внуки были благодарны нам. Театр должен вписаться в этот процесс, служить связующей нитью между поколениями, работать во благо совершенствования этой жизни. 

    Вот почему мы должны не только сохранить все театры и дома культуры, которые нам достались от старших поколений, но и приумножить их число. Закрыть театр несложно, но чтобы открыть заново, требуются многие годы.

    Никто не знает, как рождаются звезды и что нужно для того, чтобы это происходило почаще.  Нурлан Асанбеков является звездой первой величины в творческом плане, и то, что именно этот человек возглавил ТЮЗ, уже сказалось благотворным образом на театральной жизни страны.

    В механизме прихода или выдвижения в руководство творческими коллективами именно таких личностей и создании условий для этого и заключен ответ на вопрос: будет ли успешным - и насколько - наше культурное строительство? Классный режиссер и классный менеджер мыслят на глобальном уровне, при этом действуют локально - в нашем Кыргызстане. Чтобы в конце концов культурная жизнь в стране била ключом, как где-то в современном Нью-Йорке, Чикаго, Санкт-Петербурге или, по крайней мере, как в Англии во времена Шекспира.

    Фото Владимира ВОРОНИНА.

    Замир ОСОРОВ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/28914/


Распечатать: Кыргызский Феллини РаспечататьОставить комментарий: Кыргызский Феллини Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Кыргызский Феллини Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007