Распечатать: Зэфэ — перпетуум-мобиле РаспечататьОставить комментарий: Зэфэ — перпетуум-мобиле Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Зэфэ — перпетуум-мобиле Посмотреть комментарии

5 июня 2009

ПЕРСОНЫ

Зэфэ — перпетуум-мобиле

    В руках Зинаиды Даниловой - архивиста киностудии "Кыргызфильм" - круглая металлическая коробка: в ней история нашего кино в лицах. С пожелтевших снимков улыбаются создатели "кыргызского чуда". Многих из них уже нет, но о 80-летии Даниловой помнят сегодняшние киношники.

За тридцать лет работы на студии Зинаида Данилова подружилась со всеми кинематографистами. Даже уйдя на заслуженный отдых, не теряет связи с коллегами. Ее постоянные гости - киновед Гульбара Толомушова, режиссер Геннадий Базаров, фотограф Александр Федоров и многие другие.

    - На "Кыргызфильм" они пришли молодыми, - вспоминает юбилярша. - Но сразу было видно, что толковые. Гена Базаров смолоду серьезный, ответственный. Саша Федоров повсюду сопровождал нашего фотографа Константина Грязнова, всему у него учился. У Гульбары все детство прошло на "Кыргызфильме", ее мама работала монтажером.

    О семьях студийцев Зинаида Данилова знает все, так как была председателем профкома. Энергичную архивистку один из директоров, а их за время ее работы сменилось девять, как-то назвал перпетуум-мобиле: успевала справляться с основной работой, не забывала про юбилеи коллег.

    О Великой Отечественной войне, которую семья Зинаиды Федоровны встретила во Фрунзе, она вспоминает со слезами на глазах. Люди пухли от голода. Чтобы помочь матери, четырнадцатилетняя Зина разносила газеты. В пишпекском почтовом отделении ей выдали продуктовые карточки на хлеб, яичный порошок, растительное масло и сахар.

    - Давали всего по чуть-чуть, - вспоминает пенсионерка. - Но я гордилась, что помогаю.

    После войны поехала к сестре в Буденовск. Повсюду голод, разруха. Мужа сестры перевели в Ставрополь, с ними поехала и Зина. Видя, что сестре и ее мужу и без нее проблем хватает, решила вернуться в Буденовск, у нее там появились подружки.

    - Худенькой была, выглядела младше своих лет, - говорит пенсионерка. - Муж сестры работал на заготовке зерна, в качестве зарплаты  давали пшеничные и ржаные отруби, из которых сестра пекла лепешки. Тогда я почувствовала, что такое быть сытой.

    В Буденовске Зинаида попала в Жуковский детский дом. Несколько месяцев жила в качестве воспитанницы. Потом ее отправили в школу для пионервожатых. После ее окончания вернулась в детдом, работать с ребятишками ей понравилось. Но из-за проблем со здоровьем пришлось вернуться во Фрунзе, где остались сестры Александра и Валентина. В нашей столице пошла работать в детдом имени Крупской. Там и познакомилась с мужем Владимиром.

    - Поженились не сразу, - вспоминает с улыбкой Данилова. - Хотели, чтобы все было по-людски: свое жилье, семья. Володя сам детдомовский, их вместе с сестренкой отправили в приют. Мать, оставшись вдовой, была не в силах поднять детей. Для него семейный очаг стал заветной мечтой. Он у меня музыкант, с детства играл в оркестре. Потом сам учил музыке детдомовских детишек. На мое пятидесятилетие вместе с ними пришли на "Кыргызфильм" и дали концерт. Веселились всем коллективом.

    По словам Зинаиды Даниловой, у нее нет врагов. По крайней мере, она искренне верит, что никогда никому не навредила и не заслужила каких-либо упреков. Всегда старалась добросовестно выполнять работу, не перекладывать проблемы на плечи других. Даже когда в ее семье случилась беда (трагически погибла сестра), Зинаиду это не сломило. Осиротевших племянников Даниловы решили воспитывать как собственных детей.

    Во внуках и правнуках теперь Зинаида Федоровна души не чает. Внучка Юля окончила канадский университет и осталась жить за границей. Ее сестренки-двойняшки Ксюша и Женя - московские студентки - прислали бабушке на юбилей фотоальбом со своими снимками. Там же в России подрастает правнук Кирюша.

    - Дети нам помогают, - говорит счастливая бабуля. - На золотую свадьбу ездили с Володей в Москву, Минск, Ставрополь, навестили родных.

    Помимо семейного счастья Зинаида Данилова всегда дорожила профессией. Когда пришла на студию, то практически ничего не знала о кино. Удивительный мир захлестнул бывшую воспитательницу с головой. Посещала лекции режиссеров Эрдмана и Токарева, которые они устраивали прямо на киностудии. Кинематографисты подводили "студентов" к кинокамерам и показывали, как заряжать чудо-технику. Там же Данилова узнала, как проявлять и монтировать пленку. Она помнит то время, когда это делали вручную в темных подвалах сегодняшней Шубинки. Пионеры нашего кинематографа в основном создавали киножурнал "Советская Киргизия", до "кыргызского чуда" было еще далеко. За монтажным столом вместе с киношниками трудилась и Данилова. Режиссер Какеев работал не спеша, спокойно. Александр Токарев предпочитал монтировать в одиночестве, лишь изредка просил ее склеить несколько кадров. Всегда с нетерпением ждала, что же получится из этих кусочков. Разочарований на таких премьерах не было, а если и случались какие-то нестыковки, то перед прокатом их устраняли.

    - В то время к нам приезжали кинематографисты "Мосфильма", украинской, грузинской киностудий, которые привозили свои документальные и художественные фильмы, мы их с интересом смотрели всем коллективом, - рассказывает Зинаида Федоровна. - Тогда для нас все было в новинку, так как своих режиссеров не было. Позже пришли выпускники ВГИКа - Ибраимов, Базаров, Океев, Шамшиев. Киностудия стала расширяться, за короткий срок наша фильмотека обогатилась научно-популярными, художественными игровыми фильмами.

    Плодовитым режиссерам требовался исходный материал - пленка. Если с человеческими ресурсами в республике проблем не было, то получить заветные метры было не так просто. И здесь киношники нашли выход: "вторсырье" - остатки пленки после монтажа студийцы вывозили за город в горы, где сжигали в стальной печи. Получившийся "шлам" старательно собирали в коробки для дальнейшей отправки в Москву или Ленинград. Там из этих огарков производили новую пленку.

    Практичность сотрудников центральных киностудий пригодилась Даниловой и в архивном деле. Побывав в Белых Столбах, Зинаида Федоровна до мельчайших деталей изучила работу тамошних архивистов. По возвращении во Фрунзе решила, что на "Кыргызфильме" документы будет хранить так же. Когда Каарман Ашимов и Анна Фуртичева решили издать книгу об отечественном кинематографе, в первую очередь обратились к ней. У Даниловой к тому времени набралось немало уникальной информации.

    - Ашимов мне тогда сказал: Зэфэ (меня так все называли - Зинаида Федоровна, заведущая фильмофондом), без тебя не справимся, подсуетись, - вспоминает она. - Сутками просиживала в Чернышевке, библиотеке имени Крупской, просматривала газеты, журналы, искала материалы о наших режиссерах.

    В 1980 году вышла в свет книга "Кино Советской Киргизии" тиражом несколько тысяч экземпляров. Так что звание отличника кинематографии СССР Зинаида Данилова получила заслуженно.

    ..."Всегда с нежностью вспоминаю наши встречи и работу на киностудии", - пишет ей на страницах своей книги "Черным по белому" фотограф Александр Федоров. Гульбара Толомушова подарила Зинаиде Федоровне DVD-коллекцию фильмов центральноазиатских документалистов.

    - Теперь у меня дома свой маленький архив, - улыбается юбилярша. - Свободного времени много, можно смотреть кино и вспоминать тех, кто его сделал.

    Надежда ПОПОВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/28032/


Распечатать: Зэфэ — перпетуум-мобиле РаспечататьОставить комментарий: Зэфэ — перпетуум-мобиле Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Зэфэ — перпетуум-мобиле Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007