Распечатать: Баткенский урюк еще запоет РаспечататьОставить комментарий: Баткенский урюк еще запоет Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Баткенский урюк еще запоет Посмотреть комментарии

17 апреля 2009

ПЕРСОНЫ

Баткенский урюк еще запоет

    Кыргызский Страдивари Турат Акунов мечтает, чтобы скрипка, над которой он трудился в течение двух лет, досталась ученику Республиканской специальной музыкальной школы-интерната им. М. Абдраева Эмилбек уулу Таланту.

-Я  был поражен, когда услышал его игру. Несомненно, этот талант нужно поддержать, и тогда парень заявит о себе, - считает скрипичных дел мастер.

    Но талантливый молодой музыкант, победитель международных конкурсов и номинант президентской стипендии "Прелюдия", не имеет средств, чтобы купить хороший инструмент. Однако мастер готов отдать скрипку, выполненную по технологии великого Страдивари, за сумму, в несколько раз меньшую ее реальной стоимости, но мальчик и его родители не могут найти даже эти деньги.

    - Каждый мастер мечтает о том, чтобы его инструмент попал в хорошие руки. Дерево может менять свои свойства в зависимости от внешнего воздействия: это и погода, и условия хранения инструмента, и способ игры музыканта, - объясняет Турат Акунов. - Со временем инструмент как бы привыкает к манере исполнителя.

    Специалист считает, что двух одинаковых скрипок не бывает. Ценность их именно в индивидуальности. Известно, что устройство скрипки является самым сложным с точки зрения физики, акустики и сопротивления материалов.

    На сегодняшний день кыргызстанец единственный в Центральной Азии специалист по изготовлению скрипок и других смычковых и щипковых инструментов. Турат не имеет музыкального образования, но может настроить инструмент, он считает, что в его деле гораздо важнее слышать музыку, чем извлекать ее. Он окончил Кыргызское государственное художественное училище имени Чуйкова как резчик по дереву. Долгое время жил ремонтом музыкальных инструментов - скрипок, контрабасов, комузов.

    - Пришел в мастерскую после окончания училища и сразу влюбился в музыкальные инструменты, азы ремесла мне преподал Сураган Айдаралиев, который в свое время учился и работал в Ташкенте на фабрике музыкальных инструментов, - рассказывает Турат. - Мой учитель доверял многие свои секреты. Мы делали комузы и очень похожие на альты кыяки из баткенского урюка. Именно Сураган байке выяснил, что урючина обладает удивительными акустическими и звуковыми качествами, ничем не уступающими европейскому клену или ели.

    Среди национальных кыргызских инструментов есть смычковый кыяк, очень похожий на скрипку. Издавна его делали из пластичного урюка. Выдалбливали из цельного куска дерева, на верхнюю деку натягивали верблюжью шерсть, а струны делали из конского волоса.

    - Этот смычковый инструмент несправедливо забыт, нужно его возродить. Сегодня у нас в Кыргызстане остался единственный мастер, который делает кыяки. Это мой товарищ по студии Марат Берекбаев, - рассказывает Турат. - Он один владеет древней и современной технологиями.

    В 2000 году судьба подарила молодому специалисту Акунову встречу с мастером смычковых инструментов Симоном Клаусом из Швейцарии, который провел несколько уроков в Кыргызской национальной консерватории. Через две недели зарубежный гость предложил Турату продолжить занятия в Швейцарии. Спустя три года благодаря программе по поддержке искусства и культуры Швейцарского бюро по развитию и сотрудничеству наш соотечественник был зачислен в скрипичную школу в Бриенце. Стать студентом данного заведения непросто. В течение четырех лет он по полгода проводит в Швейцарии, изучает мировые традиции производства музыкальных инструментов.

    Под руководством своего швейцарского учителя Симона Клауса в 2004 году он создал свою первую скрипку по старинному образцу величайшего итальянского мастера Страдивари. Эту скрипку сразу же купил скрипач из Франции, который сейчас учится в Парижской консерватории.

    - Я не забыл про баткенский урюк, моя мечта сделать из него скрипку осуществилась спустя два года. Когда я показал готовый инструмент из урючины в Европе, специалисты и музыканты по достоинству оценили качество звука. Но европейцы консервативны, не так-то просто их убедить в том, что наша урючина не хуже их традиционных материалов, - говорит Турат.

    Во всем мире музыканты и ученые бьются над разгадкой секретов звучания инструментов великих итальянских мастеров Страдивари, Амати и Гварнери. Их работы трехсотлетней выдержки ценятся так высоко, что многим из них дают имена. Современные умельцы пытаются воссоздать звук старинных скрипок. Пока ученые только гадают, почему клен или ель скрипок Страдивари звучат лучше современных.

    А наш соотечественник Турат Акунов считает, что скрипичных дел мастер должен обладать душевной чистотой и цельностью, и тогда извлекаемые из его инструмента звуки не будут лукавить и подарят гармонию.

    - Материал обладает способностью впитывать энергетику мастера, нужно вложить душу в инструмент, передать теплые чувства дереву, - объясняет специалист. - Дело в том, что по прошествии нескольких лет дерево, использованное для изготовления корпуса и грифа скрипки или гитары, окончательно высыхает, и в результате тон становится более мягким и насыщенным. Интересно, что качественный инструмент со временем звучит только лучше.

    В ближайшее время Акунов вновь отправится в Швейцарию. Близятся экзамены, на которых он должен показать не только теоретические знания по истории музыкальных инструментов, но и практические навыки по изготовлению и реставрации.

    Акунов вернется в Кыргызстан через полгода уже дипломированным специалистом. На родине первого отечественного мастера скрипичных дел ждет масса важных задач.

    - Нужно наладить у себя в стране производство музыкальных инструментов, недорогих и качественных. Китай заполонил своей продукцией весь мир, скоро за наш комуз возьмутся, что нам тогда останется? - негодует мастер. - Сначала нужно решить проблемы с материалом, заказами и условиями работы, а для этого нужна поддержка государства. Потребность в наших инструментах высока, до сих пор многие отечественные музыканты играют на старых инструментах ташкентской фабрики. Один мастер в поле не воин, нужно объединить всех умельцев. Хочу взять учеников и работать конвейерным путем. Каждый будет отвечать за отдельную операцию. Можно было бы создать добротную мануфактуру.

    Министр культуры Султан Раев пообещал поддержать инициативу Акунова и предложил открыть фабрику по изготовлению музыкальных инструментов, которая обеспечила бы высококачественными и в то же время не очень дорогими инструментами всех нуждающихся в них музыкантов Кыргызстана. 

    Фото Владимира ВОРОНИНА.

    Наталья ФИЛОНОВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/27380/


Распечатать: Баткенский урюк еще запоет РаспечататьОставить комментарий: Баткенский урюк еще запоет Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Баткенский урюк еще запоет Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007