Распечатать: Лицо с невнятным выражением РаспечататьОставить комментарий: Лицо с невнятным выражением Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Лицо с невнятным выражением Посмотреть комментарии

31 марта 2009

ПЕРСОНЫ

Лицо с невнятным выражением

    С Юсуфом Тагировым мы познакомились более четверти века назад, в бытность его заместителем главного архитектора гор. Фрунзе. В этой должности он проработал с 1978 по 1988 год. Ряд лет работал в Главном архитектурном планировочном управлении (ГлавАПУ), позже преобразованном в Бишкекглавархитектуру. В 2002-2004 годах возглавлял отдел генерального плана г. Бишкека. Но где бы Ю. Тагиров ни работал, какую бы должность ни занимал, всегда был активным борцом за придание столице своеобразного и достойного архитектурного облика, популяризатором прогрессивных идей градостроительства. В последние годы он работает в одной из архитектурных мастерских Алматы, однако не теряет связей с Бишкеком, искренне болеет за современную застройку города, за его лицо. В один из очередных приездов в столицу архитектор заглянул к нам в редакцию.

-Юсуф Ибрагимович, знаю, что в последние годы вам активно не нравится архитектурное лицо нашей столицы. Против чего или, точнее, за что вы выступаете и боретесь?

    - Строительный бум, заметно ожививший экономику Бишкека, высветил и серьезные недостатки в его застройке. Архитектура - это не только лицо города, но и показатель уровня его экономики, и своеобразное отражение его культуры.

    С обретением Кыргызстаном суверенитета и переориентацией административно-хозяйственной системы сошла на нет разработка нового генерального плана столицы и проектов детальных планировок. Прекратилось строительство на их основе многоэтажного жилья и объектов соцкультбыта. Массовые захваты земель по существу похоронили разработанные некогда Московским проектным институтом градостроительства технико-экономические обоснования перспективного строительства и территориального развития Бишкека.

    Одновременно шло разрушение системы проектных институтов. На 35-м году жизни почил в бозе институт "Бишкекпроект". Квалифицированные кадры оказались не у дел и покинули страну. Возникшие вместо них так называемые архитектурные мастерские лишь дискредитировали проектное дело. В это же время небывалый размах приняло переустройство первых этажей многоэтажных жилых домов под объекты торговли, питания, служб быта. Заметным явлением новейшей архитектуры столицы стали многочисленные автозаправочные станции и пункты ремонта автомобилей, которые вряд ли способны улучшить ее облик.

    - Но таково веяние времени. Все это результат перехода к рыночной экономике.

    - Не нужно списывать на рынок разгул бесхозяйственности, анархии, а то и прямой корысти градоначальников, районных акимов, руководителей архитектурных служб. Под видом так называемых земельных аукционов с участием комиссионных "троек" зачастую принимались волюнтаристские решения в угоду меркантильным интересам влиятельных заказчиков. С утверждением нового генерального плана Бишкека ситуация в его застройке не только не улучшилась, но и продолжает ухудшаться.

    - В чем это конкретно проявляется?

    - В букете нарушений генплана за последние годы назову выдающиеся, на мой взгляд, "перлы" бишкекского градостроительства.

    Первое. Возведение супермаркета "Импаш Манас" со сносом стадиона "Инструментальщик" сделало невозможным в будущем прокладку автотранспортного путепровода на пересечении пр. Манаса с ул. Медерова. Это стало грубым нарушением генплана. Положение усугубило строительство трех особняков на перспективной трассе по ул. Медерова.

    Второе. Застройка набережной и поймы реки Аламедин восточнее микрорайонов 4, 5, 6 коттеджами депутатов горкенеша, а также автомойками, заправочными станциями, пунктами техобслуживания. По генплану эта территория считалась зеленой зоной отдыха и должна была со временем наряду с Ботсадом по ул. Алма-Атинской стать парком культуры и отдыха.

    Третье. Строительство коттеджей на территории парка им.

    К. Ататюрка вдоль набережной р. Ала-Арчи, что я расцениваю как верх цинизма по отношению к парку и горожанам.

    Четвертое. Возведение кафе под видом пешеходного моста через р. Аламедин у 10-го микрорайона, по которому можно ходить, только когда работает кафе. При этом мост стал препятствием для паводковых вод и селей по реке, русло которой расположено выше первых этажей стоящих рядом панельных жилых домов.

    Пятое. Строительство четырехэтажного офисного здания у пересечения ул. Манаса и Токтогула с нарушением красной линии ул. Манаса, а также строительных норм и правил в части инсоляции соседних домов. Данное нарушение характерно еще и тем, что оно допущено на виду Госстроя республики. То же самое можно отнести и к зданию "Рамстора" по ул. Ю. Абдрахманова, которое просто подмяло стоящие рядом 9-этажные панельные дома, нарушив элементарные нормы инсоляции.

    Шестое. Сооружение объекта торговли по ул. Ю. Абдрахманова (Советской) напротив Центральной аптеки лишило Бишкек достопримечательного вида - панорамы архитектурного ансамбля из зданий Госцирка, Дворца бракосочетания и Национальной библиотеки.

    Перечень подобных архитектурных "ляпов" можно продолжать и продолжать. Но, думаю, достаточно и этих примеров.

    - Напрашиваются вопросы. Почему такое стало возможно? Что здесь взяло верх - непрофессионализм и некомпетентность архитектурной службы Бишкека, продажность и коррумпированность городских и районных властей столицы с их психологией временщиков или же элементарные головотяпство и благоглупость?

    - Смею утверждать, что в любом нарушении генплана или проектов детальных планировок всегда кроются неблаговидные поступки причастных к ним лиц, мотивы которых несложно предугадать. В значительной мере способствует этому самостийная инициатива архитектурных штрейкбрехеров, не имеющих ни соответствующего образования, ни сертификатов на выполнение такого рода работ. Зато они всегда находят поддержку заказчиков, опекаемых влиятельными чиновниками.

    Спрашивается, к чему тогда вся эта игра в генеральный план Бишкека и проекты детальных планировок? Не проще ли, не честнее отменить Закон о градостроительстве, СНиП по планировке и застройке и прочие нормативные акты? Зачем нужны госорган по делам архитектуры и строительства и его подразделения на местах? Кому нужны архитектурно-планировочные условия, если главное из них - это наличие состоятельного заказчика, обладающего властью или поддерживаемого ее представителями?

    К сожалению, создавшемуся положению способствуют и сами архитекторы. Доказательством тому послужила выставка проектов в связи с 70-летием Союза архитекторов Кыргызстана. Она была использована для проталкивания градостроительных решений, уродующих центр Бишкека. Так недалеко и до абсурда.

    Повторяю, дискредитация генплана и политики градостроительства в столице началась с приходом к руководству органами архитектуры людей без специального образования. Судя по всему, так градоначальникам проще извлекать максимальную выгоду от застройки подведомственных территорий. Дилетантами легче управлять, им проще диктовать свои условия в угоду инвестору и не нести при этом никакой ответственности.

    - Ну неужели, Юсуф Ибрагимович, все так безнадежно и мрачно в архитектуре постсоветского Кыргызстана, неужели все эти годы шло только разрушение достигнутого ранее и нет ничего позитивного?

    - В противовес примера спонтанной и безликой застройки Бишкека "вслепую" к позитиву следует отнести градостроительный узел в районе памятника Ормон-хану. Или возьмем реконструкцию и благоустройство площади Ала-Тоо. В итоге проведенного по заказу правительства конкурса возобладало профессиональное понимание ее приоритетов. Первое и главное - это предложение о переносе военных парадов и праздничных манифестаций на Старую площадь. Это снимает транспортную проблему в центре города при закрытии площади Ала-Тоо. К тому же реализация данного предложения позволит без нарушения сложившегося архитектурного ансамбля площади создать с учетом имеющегося подземного пространства на его базе торговый и культурный центр по типу Манежной площади в Москве или Майдана в Киеве. Думаю, если всерьез взяться за осуществление данного проекта, инвесторы найдутся.

    - В этом году независимости Кыргызстана исполняется 18 лет. Срок крайне короткий, чтобы как-то охарактеризовать архитектурный облик страны и уж тем более выносить суровый вердикт. Не полезнее ли поразмышлять о путях его развития?

    - Согласен с вами. Но мне как человеку, душой болеющему за лицо города, горько видеть, что за годы суверенитета в Бишкеке было застроено немало свободных территорий, позволявших сформировать выразительный и архитектурный облик. К сожалению, этого не произошло.

    Непродуманное размещение таких градоформирующих комплексов, как "Манас-айылы" на задворках гостиницы "Иссык-Куль" или новых корпусов Кыргызско-Турецкого университета в районе старого аэропорта, говорит об отсутствии градостроительного мышления. Эти два великолепных архитектурных ансамбля оказались попросту выключенными из числа объектов, определяющих лицо столицы.

    Конечно, было бы несправедливо не замечать, что время независимости характеризуется для проектировщиков и строителей освоением новых технологий, материалов, приобщением к зарубежному опыту. Этот поиск необходимо вести уже на стадии учебы. Однако хочу заметить, что национальное в архитектуре, как и понятие "восточная архитектура", не фокусируется только на культовых сооружениях, широко представленных КГУСТА на смотре проектов по случаю 70-летия Союза архитекторов республики.

    Думаю, основную роль в сохранении и развитии национального в зодчестве должна сыграть архитектурная школа двух ведущих в этой сфере кыргызских университетов. Тут необходимы регулярные смотры проектов различных школ и направлений, их публичное обсуждение, диспуты о традиционном и современном в архитектуре.

    - Что, на ваш взгляд, можно и нужно сделать, чтобы исправить создавшееся положение?

    - Прежде всего следует законодательно утвердить два основных градостроительных регламента - правовое зонирование и проекты детальной планировки. Первый призван закрепить юридический статус территории и ее функциональную принадлежность.

    Потенциальный заказчик уже при покупке земельного участка должен знать архитектурные требования. А автор проекта обязан выполнять не прихоти заказчика, а следовать требованиям регламентов, исходя из градостроительной ситуации по окружающей и перспективной застройке, планировочных ограничений, мощности коммуникационных сетей и иных функциональных возможностей. При этом не должно быть двойственного толкования и какого-либо отклонения от требований градостроительных норм и регламентов. То же, что происходит сегодня в Бишкеке, я бы сравнил с оркестром без дирижера, когда каждый играет, как ему заблагорассудится и во что он горазд. И это при том, что в настоящее время в республике имеются три доктора архитектуры, несколько академиков, профессоров и кандидатов наук от зодчества. И это не считая когорты заслуженных строителей и лауреатов Госпремий и различных градостроительных конкурсов.

    Убежден, что затрагиваемые в нашей беседе вопросы далеко не праздные. Дальнейшая их запущенность будет лишь усугублять деградацию архитектурного облика Бишкека.

    Вячеслав ТИМИРБАЕВ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/27190/


Распечатать: Лицо с невнятным выражением РаспечататьОставить комментарий: Лицо с невнятным выражением Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Лицо с невнятным выражением Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007