Распечатать: Могильщик застоя  и гарант процветания РаспечататьОставить комментарий: Могильщик застоя  и гарант процветания Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Могильщик застоя  и гарант процветания Посмотреть комментарии

24 февраля 2009

ПЕРСОНЫ

Могильщик застоя и гарант процветания

    Президент Ассоциации муниципалитетов Латвии Андрис Яунслейнис позитивно оценил происходящее в Кыргызстане, наблюдая за тем, как подводились итоги республиканского конкурса "Лучшая практика местного самоуправления", организованного по инициативе ЮСАИД и Госагентства по развитию МСУ при правительстве КР. На это мероприятие он был приглашен в качестве гостя и консультанта. Предлагаем вашему вниманию точку зрения эксперта на то, что происходит в нашей стране и в Латвии.

-Господин Яунслейнис, на чем основывается ваш оптимизм в отношении Кыргызстана? Или ваши слова на заседании в адрес глав муниципалитетов Кыргызстана можно воспринимать как комплимент?

    - Ни в коем случае. Ассоциация муниципалитетов вашей страны прошла большой и сложный путь, прежде чем обрела свой нынешний вид, объединив 25 городских и 460 сельских и поселковых муниципалитетов и около 40 районных кенешей. Государство может быть сильным, независимым и процветающим только при сильной местной власти и участии населения в принятии решений. У вас уже существует разветвленная структура и институт местной власти. Остальное, как говорится, дело времени и техники. Важно только, чтобы эти структуры работали беспрерывно, повышая профессионализм, ответственность, энергию и напор.

    - Но ведь местная власть у нас намного слабее и более зависима от государства, чем в вашей стране. Имеет ли она шанс стать самостоятельным игроком, как в Латвии, где президент Ассоциации муниципалитетов подписывает ключевые документы вместе с премьер-министром?

    - А вы посмотрите внимательнее на то, что происходит у вас в Кыргызстане. Бесчисленные муниципалитеты развиваются крайне неравномерно, но можно отчетливо наблюдать, как среди большой массы выделяются лидеры. Очень многие главы айыл окмоту уже вошли в курс дела и благодаря помощи международных организаций, таких как ЮСАИД (проект "Децентрализация местного самоуправления"), вплотную подошли к той ситуации, а некоторые переступили черту, за которой начинается взрывной процесс развития самостоятельности, инициативы, привлечения инвестиций.

    - Что вы имеете в виду под взрывным развитием местной власти?

    - Это когда местная власть изнутри завершает определенный цикл развития, осознавая себя активным игроком и вершителем своей судьбы. Когда отдельно взятый айыл окмоту или город уже хорошо знает, как решать свои проблемы и создавать условия для привлечения инвестиций, задействования своих внутренних и внешних резервов.

    - Почему вы уверены, что в Кыргызстане есть такие муниципалитеты?

    - Об этом говорит список победителей конкурса "Лучшая практика местного самоуправления". По меньшей мере пятая часть муниципалитетов Кыргызстана в организационном, интеллектуальном отношении и в плане накопленного опыта готова и уже фактически вступила в тот этап своей эволюции, когда уже невозможно остановить или притормозить взрывное развитие муниципалитета, его экономики, человеческого фактора. Остальные 80 процентов, возможно, еще не так уверены в своих силах и не обладают соответствующим опытом, но и они быстро движутся за теми, кто в авангарде. Когда муниципалитеты, скажем, городов Узген, Кызыл-Кия или Которминского айыл окмоту развиваются так быстро, что каждый год удваивают свой бюджет, это производит большое впечатление на окружающих, и они будут стремиться делать в своей практике то же самое.

    Все это мы проходили немного раньше, чем вы, но уникальность нынешней эпохи в том, что сегодня, как никогда в прошлом, передовой опыт и управленческие технологии стали доступными всем. И поэтому никто и ничто уже не сможет остановить динамично развивающуюся местную власть, айыл окмоту.

    - Господин Яунслейнис, но у нас в Кыргызстане многие представители госструктур, на словах ратуя за развитие местного самоуправления, на деле нередко поступают прямо противоположным образом. Республиканская власть не хочет отпускать бразды правления и печется об усилении вертикали власти.

    - Такие проблемы в той или иной форме есть во всех странах. У республиканской власти свои функции и задачи, у местной - свои. В Латвии этот процесс разграничения полномочий между центром и местной властью тоже шел очень непросто и пережил длительный этап своеобразного противостояния. Но местные власти в Латвии изначально выступали дружно и согласованно, отстаивая свои интересы, и поэтому этот процесс к настоящему времени успешно завершился. Теперь у нас муниципалитеты и республиканские структуры управления прекрасно сосуществуют друг с другом и делают управление государством эффективным и в полном смысле этого слова общенародным.

    - Вы считаете, что наши муниципалитеты тоже ведут себя дружно и согласованно?

    - У меня сложилось именно такое впечатление. При этом не забывайте о том, что между ассоциациями муниципалитетов наших стран подписан меморандум, который будет способствовать интенсивному обмену передовым опытом работы наших лучших городов и налаживанию партнерских отношений между нашими странами, содействовать дальнейшему совершенствованию местного самоуправления. Это чрезвычайно важно. Будем корректировать свои действия.

    - В Кыргызстане лишь малая толика налогов собирается органами местного самоуправления, хотя сами представители МСУ уверены, что если бы им доверили сбор всех видов налогов на их территории, то они это делали бы гораздо эффективнее, чем республиканские органы.

    - Они совершенно правы. В Латвии нет строгого правила относительно порядка сбора налогов. В каждом конкретном случае все зависит от договоренностей между конкретным МСУ и государством. Какие-то налоги собирает государство, какие-то местная власть, но сбором основных видов налогов занимаются все-таки местные власти. Есть в Латвии и много муниципалитетов, где налоги полностью собирают на местах и затем уже отчисляют определенный процент в государственный бюджет.

    - Какая часть этих сборов остается себе, а какая отдается государству?

    - Однозначно трудно ответить на этот вопрос, так как разные муниципалитеты в Латвии находятся в разных финансовых условиях и в разных договорных отношениях с государством. Но если взять во внимание один из базовых налогов - подоходный, то в настоящее время 82 процента всех сборов аккумулируется в распоряжении местных органов власти, хотя еще три года назад этот показатель был ниже. Но у нас, как я уже сказал, местные власти очень сильные и дружные и умеют биться за каждый свой процент, как на войне. Чтобы собранных денег осталось побольше себе и поменьше госчиновникам.

    - Как участвуют местные власти Латвии в госуправлении, законотворчестве?

    - Через Ассоциацию муниципалитетов. Проект любого закона и постановления проходит обязательный порядок согласования с ассоциацией. Причем в случае если принятие какого-то постановления и закона оказывает решающее влияние на определенные муниципалитеты, то именно последние получают право решающего голоса принимать или отвергать эти проекты. Например, при обсуждении и принятии закона о развитии элитного туризма решающим оказался голос тех местных органов власти, территория которых соответствовала задаче в наибольшей степени.

    - Каким образом происходит голосование в местном самоуправлении?

    - Простым большинством. У нас легитимным считается собрание, в котором принимают участие больше половины всех членов. Если большая часть этого собрания проголосует за принятие того или иного документа, проект будет считаться утвержденным местным самоуправлением и пойдет в высшую инстанцию.

    Именно тесное сотрудничество местных органов власти с гос-органами позволяет не только добиваться участия наших граждан в законотворчестве и управлении своей республикой, но и обеспечивать высокое качество этих законов и постановлений. С другой стороны, и бюрократические проволочки сведены до минимума.

    При встрече с вашим президентом я обратил его внимание именно на этот аспект: сильная и эффективно работающая Ассоциация муниципалитетов обеспечивает эффективное государственное управление всей страной. И пожелал господину Бакиеву, чтобы он как президент страны внес свой вклад в укрепление местной власти в Кыргызстане. А лучше всего это можно сделать, предоставив ей как можно больше самостоятельности. Местная власть - это могильщик застоя и гарант справедливого общества.

    Замир ОСОРОВ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/26721/


Распечатать: Могильщик застоя  и гарант процветания РаспечататьОставить комментарий: Могильщик застоя  и гарант процветания Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Могильщик застоя  и гарант процветания Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007