Распечатать: Недетские задачи Баткена РаспечататьОставить комментарий: Недетские задачи Баткена Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Недетские задачи Баткена Посмотреть комментарии

23 сентября 2008

СОЦИАЛКА

Недетские задачи Баткена

    В южном регионе родители озабочены нехваткой детских садов. 

    "Дети Баткена имеют право на раннее развитие, образование и защиту" - под таким девизом на юге, где шестьдесят процентов семей являются малообеспеченными и дети из этих семей составляют группу риска, два года назад стартовала программа ЮНИСЕФ. К 2005 году в Баткенском районе осталось только два садика. Среди дошколят высок уровень инфекционных заболеваний, анемии, йододефицита. В большинстве семей папы, а иногда и мамы уезжают на заработки в Россию, поэтому заниматься воспитанием подрастающих отпрысков им недосуг. Малышей оставляют на попечение бабушек или старших братьев и сестер. Зачастую ребятня привлекается к домашнему хозяйству, мальчишки пасут скот, а девочки работают на полях. Естественно, старики не могут заменить собой систему дошкольного образования, поэтому в первый класс их питомцы приходят не готовыми к обучению.

    В селе Бозадыр Баткенского района детсад закрылся с распадом СССР. В селе проживают около пяти тысяч семей, в каждой не менее трех детей, а иногда и больше, всех нужно куда-то пристроить, пока родители на работе. Пять лет назад жительница села, педагог по образованию, организовала детский сад у себя на дому. Соседи стали приводить своих детей, но условия не позволяли женщине принимать больше семи ребят. И те спали на полу, еду для них готовили на костре. Об этом садике через местных журналистов узнали сотрудники Детского фонда ООН ЮНИСЕФ. Специалисты организовали поездку в этот отдаленный регион, после оценки положения на месте было решено перевести детвору в здание бывшего детсада. Для этого ЮНИСЕФ выделил средства на ремонт, закупку мебели, инвентаря, методических пособий, игрушек. Теперь тут есть большой холодильник, телевизор, видеомагнитофон, кровати, матрацы, постельное белье, шкафчики для одежды, игрушки. Сотрудников содержат за счет местной администрации. В этом селе воспитанием детей занимается педагог на пенсии Любовь Исакова. Русская женщина попала в Бозадыр еще в семидесятые годы по распределению из университета. Тут Любовь Анатольевна выучила кыргызский язык, работала в школе до пенсии.

    Сейчас родители с радостью доверяют ей детей. Местным жителям нравится, что воспитательница учит детишек русскому языку. На селе понимают, что знать его важно, ведь большинство родителей работают в России и в Бишкеке.

    - Новички, попадая в наш коллектив, сперва сторонятся других, не участвуют в общих играх, занятиях, - говорит Любовь Анатольевна. - Но постепенно учатся строить отношения с другими детьми, стремятся к развитию.

    Ценные инвестиции

    - Каждый доллар, потраченный на качественное образование в раннем возрасте, дает многократную отдачу, - говорит старший координатор по связям с общественностью ЮНИСЕФ Ольга Гребенникова. - Именно поэтому наша организация прилагает все усилия для внедрения в отдаленных районах программы по раннему детскому развитию. В первые годы ребенку требуется немного, поэтому затраты в этот период не так высоки, как в школе, но они дают результаты всю дальнейшую жизнь.

    Между тем, как показывают исследования ООН, в Кыргызстане потенциал каждого третьего дошкольника не развивается в полной мере. Около 30 процентов всех детей Кыргызстана принадлежат к категории бедных (семьи, живущие менее чем на два доллара в день).

    Общими усилиями

    После первого удачного опыта в селах Баткенской области стали появляться общинные детские сады. Родители и местные власти общими усилиями создают сельские группы образования. Активисты берут под личный контроль школьников и работу детских садов. Так, только в одном Баткенском районе появилось 10 общинных детсадов, 9 пришкольных классов и один центр для детей со специальными нуждами.

    Например, в высокогорном селе Арават детский сад закрылся с распадом Союза. Недавно на сельском совете было решено отдать под садик здание чайханы. Его отремонтировали, завезли мебель и игрушки. Нашли педагогов и нянечек среди местных жителей.

    Перенимать опыт соседей стали общины самого отдаленного района нашей республики - Лейлекского. Здесь активно стали развиваться группы самопомощи. В пяти отдаленных селах открылись подготовительные группы и образовываются школьные парламенты. Зачастую люди в селах отрезаны от цивилизации, дороги размыты селевыми потоками, до районного центра добираться трудно. Раз в месяц жители окрестных сел выбираются в Исфану за продуктами. Рабочие руки ценятся в этих краях превыше всего, поэтому в пору сбора урожая школьники пропускают уроки.

    Члены сельских образовательных групп посещают семьи школьников и беседуют с родителями, объясняют, как важно для ребенка получить знания. Взрослые все чаще  освобождают детей от тяжелой работы и возвращают их в школу.

    На окраине страны

    Географическая отдаленность, бедность населения, плохие коммуникации Баткенской области приводят к тому, что информация о прогрессе в социальной сфере почти недоступна местным жителям.

    В области несколько небольших таджикских и узбекских анклавов, что создает дополнительные трудности для перемещения людей и товаров. Горнодобывающие и металлургические производства развивались здесь в советское время, но сейчас из-за изношенности оборудования, устаревших технологий, нехватки средств и слабого маркетинга большинство из них закрывается. В сфере сельского хозяйства работать все труднее. В прошлом из Баткена на рынки Союза вывозились фрукты и овощи, сейчас это все стало нерентабельно из-за затрат на транспортировку. Большие проблемы в области с поливной и питьевой водой. Все дренажные сооружения требуют ремонта, большинство их не действует. Часты конфликты по поводу поливной воды между жителями приграничных с Узбекистаном и Таджикистаном сел.

    В системе образования не хватает учителей, учебников, специального оборудования, порой даже мебели. Нет системы повышения квалификации педагогов.

    В поддержку общинам ЮНИСЕФ направляет не только средства, но и проводит тренинги для педагогов и медицинских работников. Многие учителя, например, прошли практические занятия по продвижению гигиены. После этого в школах появились емкости с кипяченой водой, установлены рукомойники и построены туалеты.

    Наталья ФИЛОНОВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/24610/


Распечатать: Недетские задачи Баткена РаспечататьОставить комментарий: Недетские задачи Баткена Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Недетские задачи Баткена Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007