Распечатать: Требуются умелые чиновники РаспечататьОставить комментарий: Требуются умелые чиновники Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Требуются умелые чиновники Посмотреть комментарии

8 августа 2008

«НЕБОЖИТЕЛИ»

Требуются умелые чиновники

    Признаться, после июльского нагоняя президента отдельным министрам многие думали, что те распрощаются со своими постами. Однако этого не произошло. Хотя Курманбек Бакиев и посоветовал премьеру Игорю Чудинову набрать других. Но где их столько взять?

    Между застоем и "отстоем"

    Выдающийся политолог Никколо Макиавелли заметил, что о характере государя судят в первую очередь по тому, каких людей он к себе приближает. Видимо, это понимает и наш президент, поскольку сам неоднократно говорил о нехватке управленческих кадров.

    Но если президенту не хватает квалифицированных людей на министерских и губернаторских должностях, не значит ли это, что идея строительства крепкой властной вертикали провалилась? В России, например, президент Дмитрий Медведев недавно заявил, что необходима система резерва управленческих кадров в общенациональном масштабе. И это в России, где население в 29 раз больше нашего. "Нет скамейки запасных", - сетовал российский лидер. То же самое можно сказать и о нас.

    Через два года мы отметим 20-летие независимости, но проблема управленческих кадров до сих пор остается главной. Почему?

    После провозглашения Кыргызстана суверенным государством система управления формировалась несколькими обстоятельствами.

    Во-первых, чиновники, которые были на тот момент в наличии, готовились для советской системы. Их профессиональный уровень объективно не соответствовал статусу независимого государства. Те, кто с молодых лет посвятили себя сначала комсомольской, а после партийной карьере, четко осознавали: на московский властный олимп им не пробиться. Следовательно, они готовили себя к карьере секретарей райкомов и обкомов. "Потолок" такой карьеры - членство в местном политбюро. Быть министрами (не "карманными" московскими, а настоящими), премьерами и прочими они оказались просто не готовы.

    Однако за счет кого на первом этапе "парада суверенитетов" пополнялась в стране властная обойма? Во-первых, именно за счет старого номенклатурного партийного аппарата, пополнившего администрацию президента, областные и районные власти. Потому что другого "материала" тогда просто не было.

    Другой составляющей управления страной стала невостребованная во власти при СССР научная интеллигенция. В частности, та, что получила образование за пределами Кыргызстана. Самый наглядный пример - выпускник Ленинградского института точной механики и оптики, доктор физико-математических наук Аскар Акаев. Из этих двух составляющих - за редким исключением - пополнялись и кадры для сферы бизнеса, парламента, политических партий и общественных движений.

    Чужие здесь не ходят

    Однако при всех прелестях в советских "верхах" все было жестко структурировано. Наверх проникали только "свои". Или же те, кто чем-то сумел приглянуться высшим сановникам. Чтобы попасть на недосягаемые простым смертным высоты, соискателю надо было очень постараться. А что отбор? С незапамятных времен он проводится по двум критериям: лизоблюдство и приспособляемость. И если случалось кому-то добраться хотя бы до подножия вершины, все его амбиции вместе с талантами оказывались просто раздавленными тяжестью бесчисленных поклонов, которые ему пришлось совершить.

    Прохождение всех ступеней властной иерархии испытывало претендентов на выдержку и терпение. Кроме того, там нужно было хитрить и уметь избежать "высочайшего" гнева. Причем умение предать раньше, чем предадут тебя, тоже стало своего рода искусством...

    Однако даже таких руководителей сознательно РАСТИЛИ. Для этого были выработаны особые требования, система обучения и обогащения опытом тех или иных руководителей и создана номенклатура. То есть клан. Разумеется, этот большой клан делился на меньшие, но между кланами не было жестких границ или они хотя бы не декларировались. Сейчас кланы в Кыргызстане противостоят друг другу открыто.

    К чести высших партийцев нужно еще добавить, что при Советском Союзе они также держали под контролем и деятельность тех, кого пригрели, дабы те не слишком зарывались. После роспуска КПСС ответственность и контроль в виде единой системы попросту исчезли. Но принцип отбора по критериям личной преданности остался нерушимым. А к нему добавились все безобразия, которые мы сейчас наблюдаем: коррупция, трайбализм и безответственность на всех уровнях государственной власти.

    В нынешних властных структурах Кыргызстана принцип личной преданности играет значительную роль при отборе кандидатов на государственные посты. Только без контроля он приобрел слишком уродливые и заметные формы. При Акаеве дошло до того, что областные губернаторы и райакимы тоже начали создавать у себя такие, с позволения сказать, "властные вертикали". Мало того, к личной преданности добавились еще и кровные узы. При таком положении дел на первое место ставится не профессионализм, а умение вовремя встать в "позу преданности". И, не выходя из нее, продолжать восхождение по служебной лестнице. Пока не найдется кто-то "преданнее" тебя и не столкнет вниз.

    Новых людей брать на руководящие должности в министерства и ведомства попросту боятся. Те, кто сейчас рядом, проверены - опасности от них не будет. А вдруг новый человек окажется умнее и начнет спорить? Потому что у нас до сих пор главенствует принцип:

    я - начальник, ты - дурак. Никто из начальников не хочет чувствовать себя дураком. А при наличии рядом специалиста с образованием, полученным в каком-нибудь "крутом" вузе, так скорее всего и будет. Таких специалистов за 17 лет в Кыргызстане появилось много. Вот и не пускают во власть тех, кто может сделать что-то полезное, потому что боятся, что те нарушат их сытую размеренную жизнь. Вообще впечатление, что на руководящих должностях сидят люди, которые думают: "Если не шевелиться, то пронесет". Вынужден их огорчить, ибо после повышения цен на все и вся стало ясно: если не шевелиться - не пронесет. А события 24 марта 2005 года показали, КАК ИМЕННО не пронесет.

    Новая кровь

    В стране необходимость проведения радикальной структурной реформы управления государством назрела давно. И восстановление принципов подбора и расстановки кадров не должно быть ее единственным результатом. Нужно еще восстановить контроль центрального аппарата над деятельностью не только средних и низовых структур власти, но и отдельных чиновников. И прекратить набор туда по принципу личной преданности или всевозможных степеней родства. Ибо то, что сейчас творится во властных сферах, совершенно дестабилизирует "государеву службу". Мало того, последняя теряет уважение в народе едва ли не с космической скоростью.

    Способствует ли такая ситуация развитию общества и государства? Политическая элита деградирует, уступая все больше позиций "выдающимся посредственностям". Серость начинает плодить серость, а это опасно. Потому что практика учит: когда количество "серых генералов" на квадратный метр власти начинает превышать допустимые нормы, им на смену приходят "черные полковники". Неопределенность перспектив, которую породили безответственность и некомпетентность чиновников, привела к тому, что сегодня государство и общество в Кыргызстане идут к развитию разными дорогами. Именно поэтому вопрос о необходимости возвращения доверия государству как аппарату власти со стороны общества стоит как никогда остро. При теперешнем же положении дел рискуют пострадать даже те зачатки демократии, которые появились за эти годы.

    Вывод ясен: действующая политическая "тусовка" уже исчерпала себя и свои возможности. Тому свидетельство - постоянное перетасовывание достаточно потрепанной "кадровой колоды". Да и нужна ли сейчас государству нынешняя властная структура? Скорее нет. Чтобы разгрести все завалы, нужны кризис-менеджеры, которые не будут говорить: "Я сделаю", но скажут: "Я сделал". И будут кормить народ не цифрами, а хлебом и мясом по доступной ему цене. Тогда народ будет доволен своей властью и сделает все, чтобы она не менялась после каждых выборов.

    Системе госуправления нужна "свежая кровь". А ее могут дать только новые люди. Во всех странах они подбираются по пяти критериям: компетентность, профессионализм, служение обществу, законопослушность и лояльность к государству. Об особом пути развития Кыргызстана можно говорить сколько угодно. Но без сильной государственной власти, помноженной на ответственность и профессионализм, мы так и будем топтаться на месте.

    Дмитрий ОРЛОВ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/24017/


Распечатать: Требуются умелые чиновники РаспечататьОставить комментарий: Требуются умелые чиновники Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Требуются умелые чиновники Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007