Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
24 июня 2008 | «НЕБОЖИТЕЛИ» |
Пятничные сборы, или НК в первом чтенииВ пятницу парламент одобрил в первом чтении новую редакцию Налогового кодекса. Восемьдесят народных избранников сказали НК "да". Предварительно Налоговый кодекс объемом почти 400 статей обсуждали во всех комитетах и трех фракциях. С положительным заключением профильного комитета по экономике, бюджету и финансам Аскарбека Шадиева НК был вынесен на палату. Кстати, этот проект назван самым либеральным и демократичным за всю историю существования главного документа, регулирующего налоги независимого Кыргызстана. Впервые НК суверенной республики был принят в 1996 году. С тех пор он кардинально не менялся. И вот наконец-то с седьмого этажа нардепам спустили удобоваримый вариант, ориентированный, по словам разработчиков, на поддержание предпринимателей. Ибо одним из постулатов январского послания президента парламенту и только что присягнувшему кабмину было непременное оказание поддержки бизнесменам, дабы помочь последним выйти из тени и работать на благо открытой, а не теневой экономики. Пожелание главы государства было учтено. НДС снижен с 20% до 12%. Правда, как утверждают финансисты, эта норма повлечет за собой дополнительные потери. Так, госказна с принятием Налогового кодекса может недосчитаться 6,4 миллиарда сомов. И это только при учете снижения НДС, а в общей сложности государственный карман недополучит 11 миллиардов сомов. Но, по заверению заместителя директора Госкомитета по налогам и сборам Адылбека Касымалиева, представлявшего Налоговый кодекс на пленарном заседании в ЖК, снижение ставок НДС, то есть либерализация налогового законодательства, выведет на свет прятавшихся от фискальных органов предпринимателей, и налоговый урожай будет богаче, бизнесменам не придется утаивать свои доходы. Кроме того, в новом проекте документа предлагается увеличить земельный налог на 30% и соцотчисления поднять на такой же уровень. Однако нардепы выступили категорически против подобного скачка. Мол, крестьянам и так живется несладко, а тут еще и налоговый аппарат будет сдирать с отнюдь не зажиточных дехкан жуткие деньги. Причем, даже если фермеры за пользование землями сельхозназначения (а оброком облагаются именно эти угодья) будут исправно платить необходимую пеню, ежегодные поступления в бюджет составят 72 миллиона против 6,4 миллиарда сомов потерь при снижении ставок налога на добавленную стоимость. - Земельный налог повышать никак нельзя, напротив, наши сельхозпроизводители нуждаются в поддержке, - заявил депутат Улугбек Ормонов. - Можно увеличить на десять процентов новый налог на спецсредства, то есть вместо предлагаемых двадцати процентов сделать тридцать, таким образом сократим потери. Земельный же оставить на прежнем уровне. НДС можно и не снижать до двенадцати процентов, остановимся на отметке четырнадцать. Вполне допустимый размер фискального сбора. - Если сейчас поднимем земельный налог, то фермеры тут же повысят цены на свою продукцию, а ввиду сложившейся сложной экономической ситуации и стихийного роста цен еще один ценовой прыжок на товары, скажем так, натурального хозяйства вовсе нежелателен. При учете, что продукцию местных фермеров по более низкой цене покупают представители социально уязвимых слоев населения, - констатировал нардеп Бейшенбек Абдырасаков. А народный избранник Бегалы Наргозуев и вовсе предложил вариант дифференцированного налогообложения. То есть послабления для крестьян, выращивающих, к примеру, пшеницу. Такие фермеры не должны и вовсе платить налог. Ставка для них одна - нулевая. А тем, кто имеют землю, но, вместо того чтобы заниматься хозяйством, предпочитают день-деньской лежать на топчане и лицезреть небо, установить планку не 30%, а все 300. Адылбек Касымалиев обещал подумать. Тем более что перед началом обсуждения НК народные избранники приняли постановление все предложения по реформации Налогового кодекса направить в профильный комитет вкупе с самой редакцией для подготовки ко второму чтению, которое пройдет в сентябре. Но об этом позже. Компенсировать бюджетные потери инициаторы НК решили еще и за счет введения двух новых налогов - имущественного и с продаж. Что касается сборов с имущества, то здесь разработчики внедрили следующую схему. Владельцы квадратных метров стандартной серии, приобретенных еще в эпоху расцвета развитого социализма, будут отстегивать фискальным органам 100, 150 сомов в год. Если же вы счастливый обладатель комфортабельной квартиры индивидуальной планировки, то ваш налог составит 500, 600 и 700 сомов, в зависимости от метража и сроков эксплуатации жилища. Но народным избранникам сия норма пришлась не по вкусу. - Это что же получается? - поинтересовался социал-демократ Иса Омуркулов. - Если в пятикомнатных хоромах проживает бабушка-пенсионерка с копеечной пенсией, то ей придется помимо коммунальных услуг, тарифы на которые поднимаются каждый месяц, и квартплаты платить отдельно еще и налог за метры? Это неправильно. Здесь надо расчет производить не по количеству квадратов, а по уровню доходов владельца квартиры. - Я вообще не понял этой системы, - поддержал коллегу по депутатскому корпусу председатель фракции коммунистов Исхак Масалиев. - После развала Союза всех повально заставили свои квартиры приватизировать, аргументируя это тем, что теперь не будет ничего государственного, все частное. Так почему же надо выплачивать государству за выкупленную у него квартиру? Что касается налога с продаж, то его показатель предлагается установить на уровне 25%. Причем сборы отправятся прямиком в общую копилку, минуя местные бюджеты (то же самое, кстати, с таксой на имущество). Правда, как заверила народных избранников министр финансов Тажикан Калимбетова, при расщеплении бюджета и дальнейшем внесении поправок и изменений в главный финансовый документ страны, возможно, тот же имущественный налог будет "утекать" в местную казну, обходя общегосударственную. По словам экспертов, подобная децентрализация налогообложения - хорошее подспорье для регионов, которым вечно не хватает денег. Кстати, при наличии налогового ноу-хау предлагается упразднить некоторые виды сборов и из 16 основных оставить лишь девять. К примеру, налог за пользование автодорогами ликвидирован вкупе с налогом на вывоз мусора и курортным сбором. А вот налог с игорных и развлекательных заведений, напротив, предлагается увеличить чуть ли не в шесть раз. - Сегодня с одного игорного стола мы собираем пятьдесят тысяч сомов, мы намерены поднять ставку до трехсот тысяч, значительно возрастут сборы с ночных диско-клубов, - отметил Касымалиев. Нардепам идея взвинтить налог с казино и залов с игровыми автоматами явно не понравилась. Как ни странно, но против повышения налоговой ставки высказывались те депутаты, которые, казалось бы, и близко в игорной деятельности не замешаны. Разве что как гости казино. И то вряд ли. Поскольку на защиту толстосумов этой разновидности встали люди, не являющиеся "владельцами заводов, газет, пароходов" и доходы имеющие скромные на фоне их же процветающих коллег по палате. Что касается непосредственно держателей развлекательных комплексов, а именно господ Бориса Сана и Романа Шина, то они радовали глаз прямо-таки олимпийским спокойствием и ни разу не подали голос на протяжении почти сорокаминутного обсуждения именно этой статьи НК. Не жалея связок, надрывались другие депутаты. Ибрагим Джунусов сразу заявил, что он против таких драконовских мер. Мол, тогда все казино и залы с игровыми автоматами, дабы не платить непомерные суммы, закроются, а их владельцы найдут убежище в подполье, подальше от недреманного ока налогового аппарата. - Получится, что мы сами свой бюджет лишаем прибыли, - заявил нардеп. - Я не против повышения, но не до трехсот тысяч! Это нонсенс. У нас и так из двадцати девяти казино в Бишкеке шесть подпольных, а так все уйдут в тень. Зачем кормить теневую экономику? Если стоит задача вообще закрыть казино, то в принципе я "за". - Откуда вы взяли такие астрономические суммы? - поинтересовался у Касымалиева Эрнст Акрамов. - Насколько мне известно, подобных ставок нет нигде - ни в Казахстане, ни в России. Мы хотим показать, что умнее их, что ли? Касымалиев отбивался как мог, говоря, что разработчики Налогового кодекса не ставили пред собой цели непременно закрыть казино и залы с игровыми автоматами за счет увеличения ставок. У кого не набирается триста тысяч за игорный стол, пусть уходит с рынка, этот мир жесток, кто в состоянии - пожалуйста, заплати налоги и спи спокойно. В то же время, подняв сумму сбора, инициаторы НК надеются тем самым возместить утерянные деньги в ходе снижения того же НДС. Кстати, налоговое бремя коснется НПО и кредитных союзов. Депутат Гульнара Дербишева настаивает, чтобы эта норма была изменена. - Социально ориентированные НПО помогают тем же неимущим людям, выполняют социальные программы, за счет чего они будут платить налоги по ставкам коммерческих организаций? - говорит депутат. - Они же получают только гранты. А кредитные союзы? Они выдают деньги фермерам по самым низким процентным ставкам, именно тем фермерам, которые не смогли взять заем в том же "АйылБанке". Касымалиев согласился с претензиями Дербишевой. Структуры, занимающиеся общественно полезными делами, от налога, возможно, будут освобождены, а вот неправительственные организации, скажем так, политического толка будут платить, как говорится, "за себя и того парня", поскольку их собратья по лагерю НПО вносить пеню не намерены. Правда, тут проблема иного характера. В уставе неправительственной организации четко прописано, что она как некоммерческая структура, осуществляющая свою деятельность на гранты, не имеет права заниматься политикой. Другое дело, если НПО напрямую оказывает поддержку какой-нибудь политической партии и участвует в политических мероприятиях наподобие митингов и акций протеста. Тогда это прямое нарушение устава, а тут не просто налог, а и штраф вменить можно. Но сбор не должен превышать уровень размера дани, взимаемой, скажем так, с частного производственного предприятия. Высказанные нардепами предложения и замечания Адылбек Касымалиев и сопровождающие его министры пообещали непременно учесть. Осенью после каникул депутаты вернутся к повторному рассмотрению НК, но уже во втором чтении. Кстати, один из немногих пунктов Налогового кодекса, не вызвавший нареканий, - это снижение проверок. Теперь налоговые инспекторы в гости к бизнесменам будут заглядывать нечасто, что, несомненно, порадовало последних. Одобрив столь массивный финансовый документ и, кстати, как справедливо заметил Исхак Масалиев, один из самых непопулярных законов в обществе, народные избранники с чувством хоть и наполовину, но выполненного долга разразились жидкими аплодисментами себе любимым. Дарья МАЛЕВАНАЯ. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/23480/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007