Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
11 января 2008 | ПЕРВАЯ ПОЛОСА |
Президент Курманбек Бакиев: Теперь перед всеми ветвями власти стоит только одна задача — обеспечить в сжатые сроки проведение экономических и социальных реформ10 января президент Кыргызской Республики Курманбек Бакиев в зале заседаний Жогорку Кенеша КР выступил с заявлением перед новым составом Жогорку Кенеша и правительства Кыргызской Республики. В своем выступлении глава государства отметил, что главной задачей, стоящей перед парламентом и правительством, является реализация экономических и социальных реформ в максимально сжатые сроки. "Теперь перед всеми ветвями власти стоит только одна задача - обеспечить в сжатые сроки проведение экономических и социальных реформ в соответствии с нашими стратегическими целями. Эти цели были определены ранее - в моих посланиях народу Кыргызстана и Национальной стратегии развития страны. Предстоящий 2008 год должен стать поворотным и решающим годом. Позитивные перемены последних лет дают все основания, чтобы смело сделать самые важные шаги в экономических реформах", - сказал К. Бакиев. Далее глава государства вкратце остановился на основных показателях экономики, отметив, что в прошедшем году достигнуты значительные успехи в ее развитии. "Несмотря на политические процессы, государство смогло акцентировать работу на реализации ключевых реформ. Собственными усилиями мы начали строительство крупных энергетических проектов. Создана платформа для структурных преобразований в секторе энергетики, горнодобывающего сектора. Страна начала больше уделять внимания развитию дорожной инфраструктуры. Запланированными темпами идет реконструкция не только транснациональных магистралей, но и впервые дорог внутриреспубликанского значения", - отметил глава государства. И во внешней политике страны немало позитивных моментов. Кыргызстан сумел убедить мировое сообщество в том, что способен быть достойным партнером в происходящих процессах мирового значения. Но, продолжил глава государства, наряду с позитивными изменениями имеют место и некоторые нерешенные сложные проблемы. Поэтому все усилия необходимо сфокусировать на шести актуальных блоках вопросов, по каждому из которых совместными усилиями должны быть разработаны пакеты соответствующих законопроектов. Президент отметил, что прежде всего необходимо добиться эффективного сочетания использования внутренних ресурсов и привлечения внешних инвестиций. В этой связи одним из принципиальных моментов является перелом в тенденциях развития кыргызской экономики из потребительской в формат инвестиционной экономики. "Считаю необходимым более смело, но продуманно пойти на внедрение новых финансовых инструментов, позволяющих в максимальной степени задействовать свободные финансовые ресурсы внутри страны. В качестве первого шага правительству необходимо рассмотреть возможность выпуска долгосрочных облигаций под крупные национальные инвестиционные проекты, такие как Камбарата-1 и 2, автомагистрали международного значения", - сказал К. Бакиев. Глава государства отметил необходимость решительного ускорения процесса завершения приватизации и разгосударствления оставшихся объектов государственной собственности. "Итоги предыдущих этапов приватизации следует считать завершенными и начать новый этап. Одним из главных отличий должна стать прозрачность, законность и экономическая целесообразность процесса приватизации", - сказал К. Бакиев. Президент выразил уверенность в том, что внедрение обязательного обращения акций крупнейших предприятий на фондовом рынке станет важнейшим инструментом аккумулирования инвестиций. И отметил необходимость переведения всех без исключения государственных предприятий в форму акционерных обществ с открытым публичным предложением их акций на фондовом рынке. Далее глава государства отметил, что одним из ключевых элементов укрепления финансовой привлекательности экономики станет дальнейшая капитализация банков. Решая вопросы капитализации банков, необходимо расширять возможности их участия в экономике, в частности разрешить коммерческим банкам инвестировать в ликвидные корпоративные ценные бумаги. Касаясь вопроса об устойчивости финансовой системы, президент отметил необходимость ускорения процесса принятия решения о возможности получения страной независимого кредитного рейтинга, а также внедрения дополнительных институтов страхования инвестиций. В частности, Жогорку Кенешу и Национальному банку необходимо в самое ближайшее время ускорить принятие закона о защите банковских вкладов. Существенным резервом инвестиционных ресурсов в стране являются финансы страхового рынка. Увеличения финансов парабанковской системы можно добиться через внедрение системы обязательного страхования гражданской ответственности. Ресурсы Социального фонда необходимо инвестировать в национальные проекты под обеспечение государственными облигациями. Вторым блоком актуальных задач президент назвал вопрос о поддержке инфраструктуры и модернизации экономики, направленной на обеспечение интенсификации общественного производства через повышение производительности труда и повышение энергоэффективности. Учитывая ограниченность ресурсов, необходимо поддерживать финансирование и развитие исключительно базовой инфраструктуры страны - дорог и коммуникаций, энергетики, ирригации. В части дорог приоритетами должны быть участки транснациональных коридоров с поддержкой сопутствующих инфраструктур - Ош - Сарыташ - Иркештам, Бишкек - Нарын - Торугарт, Иркештам - Сарыташ - Карамык, Каракол - Тюп - Кеген. Данные проекты должны финансироваться бюджетом в первоочередном порядке. Необходимо внести в законодательство положение о платных автомобильных дорогах, о новой концепции работы дорожных фондов. Кроме того, необходимо расширить возможности авиатранспортных услуг, как пассажирских, так и грузовых. Касаясь вопроса о сфере энергетики, глава государства подчеркнул необходимость дальнейшей поддержки строительства Камбараты-2. Перед правительством уже поставлена задача по запуску первого агрегата в конце 2009 года. Президент отметил, что завершение строительства ГЭС должно стать индикатором способности страны достойно и успешно реализовывать крупные проекты собственными силами. Правительству необходимо ускорить работу по проекту Камбараты-1. В качестве национальных проектов должно стать и строительство подстанций "Датка" и "Айгульташ", строительство линий электропередачи для экспорта электроэнергии в Таджикистан. Вместе с тем параллельно нужно вести работы по реабилитации имеющихся линий электропередачи и подстанций в энергосистеме страны. Президент высказал просьбу о том, чтобы Жогорку Кенеш и правительство на период реализации национальных энергетических проектов рассмотрели и решили вопрос по списанию и реструктуризации долгов между хозяйствующими субъектами, бюджетами всех уровней и энергетическим сектором страны. Но обязательным условием должно стать использование высвобождающихся ресурсов на цели обновления основных фондов энергетики. Глава государства подчеркнул, что правительство должно принять меры по снижению энергозатрат и по энергосбережению в стране, так как это становится особо актуальным в условиях зависимости республики от других энергоресурсов, в частности от углеводородного сырья. Далее президент коснулся вопроса о государственных инвестициях, отметив, что они должны решать задачи повышения производительности труда, и в первую очередь в сельском хозяйстве. Перед правительством стоит важная задача по оказанию государственной поддержки системы ирригации и ветеринарии. Также фундаментальным вопросом для Кыргызстана является обеспечение населения чистой водой. Решение этого вопроса принесет комплексные плоды по повышению качества жизни населения, особенно в регионах. Кроме того, правительство должно рассмотреть вопросы не просто реализации структурных реформ в секторе семеноводства и племенного животноводства, но и оказания государственной поддержки со стороны бюджета, включающей в себя списание и глубокую реструктуризацию задолженностей этих субъектов перед государством. Президент отметил, что большинству производств без поддержки государства самостоятельно приобрести современные технологии и технику не представляется возможным из-за их чрезмерной дороговизны. Здесь поддерживающим механизмом должно стать создание системы государственных кредитов, предназначенных для обновления и модернизации предприятий, содействие формированию новых лизинговых компаний. На мобилизацию частных инвестиций и рост модернизации позитивное воздействие окажут меры фискального характера, в частности: освобождение от налога на добавленную стоимость основных средств при импорте, освобождение хозяйственных субъектов перерабатывающей отрасли от налога на прибыль, направляемую на реинвестирование, развитие механизмов ускоренной амортизации и лизинга. "Развивая промышленность, осуществляя ее модернизацию, мы должны выполнять задачи, поставленные в Стратегии развития, о переводе экономики страны на инновационный уклад. Необходимо разработать и принять пакет законопроектов, которые будут определять нормы налогового, бюджетного, финансового и экономического регулирования инновационной деятельности", - сказал президент. Отметив далее, что невозможно решить задачи инновационного развития и повышения конкурентоспособности отечественной промышленности без обеспечения ее квалифицированными кадрами, глава государства подчеркнул, что третьим блоком мер должно стать решение вопроса о подготовке и обеспечении экономики квалифицированными кадрами. "Кыргызстан пока еще обладает развитой системой подготовки квалифицированных кадров всех уровней. Тем не менее структура подготовки кадров не соответствует запросам экономики. С этого года необходимо ввести подготовку баланса потребностей в трудовых ресурсах по отраслям и регионам страны", - сказал К. Бакиев. Глава государства отметил необходимость реорганизации системы образования с тем, чтобы сделать ее направленной на ликвидацию дефицита рабочих кадров в отраслях с технической составляющей. Кроме того, следует пересмотреть Трудовой кодекс как несоответствующий принципам рыночного функционирования экономики. Параллельно потребуется провести изменение культурных ценностей по формированию положительного общественного мнения о рабочих профессиях с целью повышения их престижа среди молодежи, в том числе возрождение истинной системы профориентации старших школьников. В этом направлении в качестве одного из национальных проектов президент предложил президентскую программу "10 топ-менеджеров". Цель - ежегодная целевая подготовка 10 менеджеров высшего звена для приоритетных направлений экономики. В частности, для энергетики и перерабатывающей промышленности. Далее глава государства коснулся вопроса о четвертом блоке мер - о фискальной политике. Президент отметил необходимость внедрения в налоговую сферу трех главных принципов. Первое - стабильность и предсказуемость налоговой политики. Второе - последовательное и просчитанное снижение налогового бремени. Третий принцип - упрощение и дебюрократизация налоговой системы, основанные на презумпции добросовестности и невиновности налогоплательщика. Новая редакция Налогового кодекса должна исходить из двух критериев: способствовать улучшению условий для ведения бизнеса и обеспечивать устойчивое наполнение бюджета. Президент поставил задачу перед Жогорку Кенешем и правительством войти в 2009 год с новой редакцией Налогового кодекса. Пятый блок вопросов глава государства связал с реформами в социальной сфере. Президент отметил необходимость пересмотра роли государства в обеспечении высшего и профессионального образования. "Нужно перейти от системы финансирования инфраструктур к системе финансирования выпускников. Высшее образование в перспективе должно руководствоваться рыночными принципами, с применением механизма государственных заказов. Нужно пересмотреть и ужесточить стандарты качества высшего образования. Пересмотреть механизм ценового регулирования оплаты образования в сторону значительного увеличения стоимости образовательных услуг и ликвидации верхнего предела стоимости", - сказал президент. В системе здравоохранения требуется пересмотр подхода к управлению этим сектором. В частности, первостепенное внимание и финансирование должно уделяться общественному, а не практическому здравоохранению. Функции государства должны быть акцентированы на превентивной политике, на профилактике заболеваемости и предупреждении смертности населения. В практическом здравоохранении следует начать внедрение рыночных принципов оказания медицинских услуг. Также нужно будет завершить преобразования Фонда обязательного медицинского страхования. "Вместе с тем хочу четко определить, что за государством останутся обязательства по оказанию медицинских услуг социально незащищенным слоям населения, и в этих целях мы должны гарантировать им базовые услуги здравоохранения. Каждый нуждающийся человек может быть уверен, что государство позаботится о его здоровье", - сказал К. Бакиев. Касаясь вопросов развития отечественной науки, президент отметил, что ее главная задача - конвертирование новых возможностей в действительно востребованные и конкурентоспособные в мире знания, технологии и продукты. Разработка и реализация новой государственной политики в сфере науки, направленной на получение фундаментальных и практических результатов в приоритетных для развития страны направлениях, должны стать критерием поворота в сторону инновационного развития. Для практических результатов науки критерий должен быть один - наличие спроса на эти результаты на внутреннем или внешнем рынках. Последним, шестым блоком президент определил вопрос о развитии регионов. Глава государства отметил, что новая экономическая политика особый акцент должна делать на реализацию региональной политики. "Без развития регионов невозможно развитие страны. Нельзя ограничиваться только отраслевой и секторальной приоритетизацией проектов. Необходимо сделать так, чтобы комплексная реализация проектов в целом решала вопросы оживления целых регионов и кластеров страны. В этом плане одной из первоочередных задач должно стать формирование национального реестра национальных инвестиционных проектов", - подчеркнул президент. Ключевыми критериями новой экономической и социальной политики должны стать: рост ВВП; уровень инфляции; энергозатратность экономики; производительность труда; уровень реальных доходов населения; продолжительность жизни. Далее президент отметил необходимость внедрения элементов среднесрочного финансового планирования страны. "В сфере бюджетной политики принципиальным считаю переход с 2009 года в планировании государственного бюджета на трехлетний период. И этот трехлетний среднесрочный бюджет должен носить характер закона. Это позволит более рационально и последовательно использовать бюджетные ресурсы, работать с перспективой, иметь четкую линию бюджетной политики в стране", - сказал президент. Кроме того, президент подчеркнул, что роль Национального банка в развитии экономики должна быть более значимой. "В настоящее время Национальный банк отвечает исключительно за инфляционные процессы и стабильность банковской системы. Считаю, что одной из его функций должно быть содействие экономическому росту. Поэтому предлагаю модернизировать его функции с возложением на него соответствующих задач", - сказал президент. В завершение речи президент пожелал парламенту и правительству оперативной и согласованной работы. "Все намечаемые планы должны переводиться в практическую плоскость и доводиться до логического конца. Сегодня вся страна ждет от Жогорку Кенеша и правительства нужных для развития решений", - заключил президент.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/21380/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007