Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
9 октября 2007 | РЕГИОН |
Большой прорывПоможет ли председательство в СНГ электроэнергетике? Конец прошлой недели был богат на события. Так, в частности, очередным председателем СНГ становится Кыргызстан, и следующий саммит Содружества пройдет в сентябре 2008 года уже в Бишкеке. "Ну и что, - возможно, скажет кто-то из обывателей - нам-то, простому народу, какое до этого дело? Это большая политика и как она может улучшить жизнь граждан?" Что ж, подобное мнение настолько распространенное, насколько и ошибочное. И в качестве доказательства приведу только один пример, напрямую связанный с душанбинскими соглашениями. Параллельно с подписанием межгосударственных протоколов в Душанбе Жогорку Кенеш наконец-то ратифицировал Концепцию о формировании общего электроэнергетического рынка СНГ, подписанную еще в конце ноября 2005 года и все это время находящуюся без движения в стенах парламента. Сухие строчки этого документа гласят: "Основной целью Концепции является углубление сотрудничества электроэнергетических систем стран СНГ и формирование единого рыночного пространства в электроэнергетике". Не спорю, подобные фразы понятны лишь специалистам и, безусловно, требуют "расшифровки" как это выглядит на практике? Для начала взглянем на текущую ситуацию. После резкого роста тарифов на электрическую и тепловую энергию пропорционально выросла задолженность потребителей. Оплачивать возросшие тарифы часть граждан оказалась попросту не в состоянии. В результате из общей дебиторской задолженности на долю населения приходится почти 68 процентов недоимок. Это поставило энергоотрасль в очень тяжелое положение и соответственно по цепной реакции привело к неизбежному повышению цен на все остальное - от продуктов питания до промышленных товаров первой необходимости и целого спектра услуг. Вообще-то о необходимости привлечения дополнительных инвестиций в энергетику страны говорилось неоднократно. Мало того, президентом Бакиевым были озвучены достаточно конкретные цифры: "чтобы в стране обеспечить 8-процентный рост экономики, необходимо в 1,5 раза увеличить производство электроэнергии". Да и одним из приоритетных направлений экономики страны, как известно, является экспорт электроэнергии. Но о каком серьезном экспорте можно было говорить при нынешнем положении дел, когда электроэнергии не хватало даже на нужды самой республики? В целом же, по данным Министерства экономики и финансов КР, для развития энергетического сектора Кыргызстана необходимо порядка 3,5 миллиарда долларов США. Кроме того, по мнению экспертов, для снижения коммерческих потерь, которые составляют 44 процента, необходимо инвестировать распределительные компании, строить новые генерирующие мощности, реконструировать и технически перевооружить предприятия электроэнергетической отрасли. Ведь степень износа технического оборудования сегодня достигает критической отметки в 50-80 процентов. Положение, что и говорить, печальное. И выхода из тупика, по мнению многих пессимистично настроенных политиков, уже практически не было. Теперь же благодаря долгожданной ратификации парламентом Концепции единого электроэнергетического пространства СНГ (и что депутатам мешало сделать это раньше, как призывал президент Курманбек Бакиев?) можно будет наконец реализовать несколько крупных проектов. Например, вполне может быть реанимирован проект возведения двух Камбаратинских ГЭС. Их строительство началось еще в 80-х годах, но так и не завершилось из-за отсутствия финансирования. Россия и Казахстан уже два года готовы выделить средства взамен на долю в проекте, о чем неоднократно говорилось на заседаниях электроэнергетического совета СНГ. По самым скромным прогнозам экономистов, запуск этих станций позитивно скажется на экономике республики, даже если не вся прибыль пойдет в казну страны. В Кыргызстане вырабатывается 14 миллиардов киловатт-часов электроэнергии в год. И только четвертая часть идет на экспорт. Запуск Камбаратинских ГЭС позволит продавать ежегодно другим странам 6 миллиардов киловатт-часов. Это примерно 90 миллионов долларов дохода в государственную казну. Россия и Казахстан также готовы профинансировать и предварительные расчеты на строительство. Но только при условии, что будут иметь определенную долю в проекте. Однако до сегодняшнего дня это не представлялось возможным по законодательству Кыргызской Республики. Теперь же, после ратификации Конвенции, вопрос о статусе Камбаратинских ГЭС может быть рассмотрен окончательно. В этом случае принятие документов, позволяющих создать нормативно-правовую базу для привлечения инвестиций в распределительные компании, а впоследствии и гармонизации процедур при перемещении электрической энергии, произведенной в Кыргызстане, через таможенные границы государств - участников СНГ станет делом самого ближайшего времени. Что же до общих позитивных последствий этих шагов, то их значение трудно переоценить. Благодаря развитию импорта электроэнергии наконец реально возрастут пособия и пенсии, а государство сможет с большей эффективностью регулировать политику ценообразования. Итак, вот только один пример взаимосвязи подписанных в Душанбе соглашений и перспектив развития важнейшей стратегической отрасли страны. Еще раз повторю, что энергокомплекс республики остро нуждается в приходе грамотных энергичных зарубежных инвесторов с конкретной программой антикризисных мер. Можно смело утверждать, что президент Бакиев со своей задачей найти общий язык с коллегами по СНГ и добиться принципиальных договоренностей о приходе на рынок страны крупного капитала полностью справился. Теперь слово за законодательной и исполнительной ветвями власти. И очень хочется верить, что на этот раз бюрократической волокиты не будет. Хотя бы потому, что положение председателя СНГ накладывает на страну дополнительную ответственность в принятии оперативных взаимовыгодных решений. Джолдош МАМБЕТОВ. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/20293/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007