С миру по нитке — олигарху на костюм
Еще два–три года назад на пресс–конференциях членов правительства и МВФ самым нелюбимым для них вопросом, на который безуспешно пыталась получить ответ, был: “Какие выгоды имеет Кыргызстан от размещения на его земле военной базы “Ганси”? Журналиста одергивали. Шикали чиновники за “некорректный вопрос” о неуплаченных акцизах за керосин и НДС, освобождение от уплаты таможенных пошлин семейных компаний, монополизировавших рынок авиационного топлива. Было дело, на пресс–конференции и различного рода экономические форумы старались не пускать, чтобы ненароком не прозвучала в кулуарах неудобная для власти тема.
Нынче на дворе время другое и власть иная, да и страна уже не та, а завеса тайны, которой был закрыт от глаз общественности аэропорт “Манас”, так и не приоткрылась. Кыргызстанцы до сих пор не ведают, что же они имели в акаевское правление и что имеют сейчас от дислокации военных баз?
Мы надеялись, что секреты раскроются после переговоров нашего правительства с делегацией США, где обсуждались новые условия соглашения о дальнейшем пребывании авиабазы антитеррористических коалиционных сил в аэропорту “Манас”. В апреле прошлого года президент Курманбек Бакиев выступил с заявлением о том, чтобы администрация Джорджа Буша до 1 июня заключила новый договор. Кыргызская сторона высказалась за стократное увеличение арендной платы — 200 млн. долларов.
Эта скупая информация хоть немного прояснила картину — наконец–то люди узнали ту цену, которую Госдепартамент США каждый год выплачивал за “Ганси”, — чуть более 2 миллионов долларов, а не 20–40, как утверждал тогдашний вице–премьер–министр Джоомарт Оторбаев. Два миллиона, надо сказать, не густо! Другой вопрос: куда или, точнее, кому уходили деньги американских налогоплательщиков?
К сожалению, комиссия под руководством Данияра Усенова, взявшаяся после мартовских событий за ревизию самых крупных экономических проектов клана Акаевых, так и не довела дело до логического конца, не обнародовала факты увода бюджетных средств, неуплаты налогов, сокрытия доходов, незаконной приватизации и т.д. Увы, пришедшие в аэропорт “Манас” на смену старым новые менеджеры не проявляли заинтересованности в том, чтобы высветить все темные пятна, связанные с поставками и реализацией керосина на авиабазу “Ганси”, а тем более раскрывать финансовую сторону деятельности керосиновых трейдеров.
Как сейчас признаются с оглядкой по сторонам некоторые высокопоставленные чиновники, об истинных размерах арендной платы за “Ганси” никто не знал, потому что эти деньги растворялись в кармане, скорее всего, семейства. Ибо ни аренда, ни налоги от эксплуатации топливно–заправочного комплекса аэропорта так и не попали в доходную часть бюджета. Военная база коалиционных сил обосновалась на нашей земле с конца 2001 года. Получается, более трех лет Кыргызстан, за исключением кучки приближенных ко двору и аэропорту людей, ничего не получал. Более того, находился в полном неведении.
Кого винить в том, что тогда журналисты с пеной у рта могли без устали муссировать происшествия с участием солдат с базы “Ганси” — наезд на пешехода. и ни разу не задались вопросом: где ж деньги, Зин, за военные базы? Пинать ушедшую в небытие власть — неблагодарное дело. Нам бы разобраться, сколько денег сегодня получает республика за “Ганси”?
Переговоры о новых условиях арендной платы минувшим летом шли трудно. Американцы сразу дали понять, что согласны дать больше, но в рамках разумного. “Цифра с потолка”, имелись в виду, наверное, озвученные Бакиевым 200 миллионов долларов, их явно не устраивала. Приезд–отъезд американских экспертов, переговоры — все происходило строго конфиденциально. И после второго раунда, который стороны назвали успешным, ни одна из сторон не проговорилась о новых ценах за аренду аэропортовской территории для сил, призванных бороться с международным терроризмом.
Недавно спикер парламента Марат Султанов в прямой линии “ВБ”, отвечая на вопрос об арендной плате за “Ганси”, признался, что не знает о ее размерах. Посол США в Кыргызстане Мари Йованович на этот же вопрос сказала, что отныне ее страна будет платить Кыргызстану 150 млн. долларов. Но в эту сумму входит и вся помощь по разным линиям и направлениям, оказываемая Штатами Кыргызстану.
Сколько же из этих 150 миллионов причитается за “Ганси”, не смог ответить даже министр экономики и финансов Акылбек Жапаров, который, казалось бы, должен знать о каждом соме в статье доходов. А тут речь идет о десятках миллионов, которых нашей худой казне так не хватает. Наглядный пример: пришла беда в Кочкорский район, а деньги пострадавшим от землетрясения всем миром собираем. Разве это дело? Следом тряхануло Баткен и что, опять народ на помощь призывать?
Между тем, как нам стало известно, на счет, открытый специально для перечисления денег за “Ганси”, поступило свыше 4 миллионов долларов. Минэкономфин в неведении, что это за средства? Может, за аренду, а может, и за укрепление демократии?
Больше всего, как мне казалось, был осведомлен в этом по–прежнему “щекотливом” вопросе первый вице–премьер–министр Данияр Усенов. Во время встречи с представителями СМИ накануне Нового года он заверил автора этих строк, что ничего секретного в финансовых взаимоотношениях нашего правительства и США нет. Более того, информация о договоренностях по “Ганси” открытая и прозрачная. При этом Данияр Токтогулович почему–то озвучил цифру 168 миллионов долларов, на 18 миллионов отличную от той, что назвала Мари Йованович. И еще одна, считаю, сенсационная новость. Он сказал, что из них мы 20 миллионов получаем наличными, которые, как известно, всегда трудно проконтролировать. Особенно с учетом нашей коррупции.
Но самое главное, в чем ошибся Усенов, курирующий в правительстве экономический блок, это в том, что средства за “Ганси” учтены в доходной части бюджета текущего года, видимо, приняв желаемое за действительное. На самом деле ни 150 миллионов долларов, ни 20 миллионов наличными ни одной строчкой, ни одним сомом нигде не “засветились”. Их вроде как не было, так и нет. Но такие огромные суммы как спрячешь?
Существуют и другие вопросы, на которые хотелось бы получить ответ. В 2003 году газету “Моя столица” засудили за статьи, где ставилось под сомнение освобождение от уплаты НДС и акцизов двух компаний, окопавшихся в аэропорту “Манас” и занимавшихся керосиновым бизнесом. ОсОО “Аалам сервис” и его американский учредитель ОсОО “Мерлисайд”, зарегистрировавшись в СЭЗ как компании, занимающиеся производством, на самом деле в нарушение законодательства занимались торговлей подакцизной группы товаров.
Сколько мы тогда ни доказывали свою правоту, издание и автора все равно признали виновными. Итак, в 2004 году акцизного налога фискальные органы собрали 1245,2 миллиона сомов, НДС — 6829,9 млн. сомов. Сюда не вошли налоги от поставок и реализации керосина как гражданской авиации, так и военной. Ведь компании, находящиеся под контролем сына и зятя экс–президента, были освобождены от их уплаты. В 2005 году НДС в доходной части бюджета составил 7088,6 млн. сомов, а акцизы — 1149,7 млн. сомов. В минувшем году НДС — 8205,5 млн. и акцизы — 1337,3 млн. сомов.
Так как никаких сбоев в работе аэропорта “Манас” и военной базы “Ганси” не было замечено, значит, пассажирские лайнеры и военные самолеты стабильно получали авиационное топливо. Если так, то почему так незначительно — менее чем на 100 млн. сомов выросли поступления акцизов? То же самое я бы отнесла и к НДС. Из чего можно сделать вывод, что в работе трейдеров как при Акаеве, так и при Бакиеве ничего не изменилось, кроме вывесок компаний. Те же льготы, те же баснословные доходы. За что им такая лафа? На фоне того, как простые люди собирают деньги кочкорцам, эти преференции бензиновым королям кажутся просто кощунственными.
Доказательством, что запретная тема по–прежнему осталась таковой, служит то, что самые высокопоставленные чиновники в правительстве, не исключено во главе с Феликсом Куловым, а также спикер Жогорку Кенеша и депутаты не знают ничего о платежах за аренду аэропорта “Манас”. Кто казначей, куда и на что идут деньги от военных?
И сколь долго это будет продолжаться? На одном из сайтов интернет–газеты прочитала высказывания госсекретаря США Кондолизы Райс: “Мы с Бакиевым обсудили вопрос авиабазы “Ганси”, и он очень четко сказал, что эта база нужна для войны с терроризмом, что она будет нужна до тех пор, пока не разгромят террористов в Афганистане”. Как показывают события в мире, терроризм победить не так–то просто. Быстро это сделать еще никому не удавалось. Поэтому и пребывание у нас “Ганси” может затянуться. Но это вовсе не означает, что мы должны закрыть глаза на то, что арендная плата за нее уплывает куда–то на сторону. Пока СМИ и общественность будут молчать, так и будет.
Лариса ЛИ.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/16862/