Благотворительность в образовании
В традиционном понимании “благотворительность” никак не вяжется с помощью вузам. Из какого кармана можно извлечь средства на развитие университета? Об этом разговор с Борисом Пилипенко, координатором организации АЙРЕКС (Международный совет по научным исследованиям и обменам).
— Образование — это самое важное, что может быть у человека вообще. Влияние вуза не ограничивается временем обучения. Имидж, репутация университета работают при найме выпускника на работу, при карьерном или профессиональном продвижении. Но вот инвестиции в самого себя через инвестирование университета или института пока у нас слабо развиты.
— По–моему, платное обучение в Кыргызстане давно вытесняет бесплатное…
— Речь здесь идет о другом. О непрерывном, “пожизненном” сотрудничестве экс–студентов с вузами. И в Европе, и в США очень распространены так называемые ассоциации выпускников. Выпускники, люди, которые каким–то образом связаны с некоей организацией, — это огромный ресурс в любой области. (Тот же АЙРЕКС, например, активно использует выпускников обучающих программ.) Самый яркий пример — Фонд Билла Гейтса, вкладывающий огромные суммы в развитие обучения информационным технологиям. Или случай посвежее — год назад выпускник Мичиганского университета Стефен Росс передал альма–матер более 100 миллионов долларов.
— Готовы ли кыргызстанские выпускники последовать этим примерам?
— В принципе начало положено. Скажем, в АУЦА существует Ассоциация выпускников. Пусть она мала, но это лишь начало.
— Каким образом выпускники могут помочь своим преемникам?
— Ассоциация ставит цель помочь не вузу в целом, а конкретным студентам. Каждый год (ассоциация существует три года) критерии отбора меняются, а суммы, собранные на поддержку студентов, растут. Если в первый год фандрайзинга мы собрали 1200 долларов и этого хватило для поддержки трех человек, то сейчас собирается уже около четырех тысяч долларов и стипендии получают 10 человек. В прошлом году акцент делался на студентов из регионов, в этом году приоритет отдается учащимся первого курса, поскольку это самое трудное в финансовом отношении время. На старших курсах большая часть уже подрабатывает.
— А как вы выбираете “счастливчиков”?
— Это решает комиссия. Важны академические успехи и то, насколько человек действительно нуждается в финансовой поддержке. Кстати, если раньше студенты получали деньги на руки, то теперь стипендия вносится в бухгалтерию.
— А нематериальная помощь приветствуется?
— Благотворительность хороша, если имеет прямой эффект и своевременна — в нужное время и действительно нуждающимся в этом людям. А самое главное, чтобы то, как она происходит, соответствовало тому, ради чего делается. Так что ценен любой посильный вклад. Кто–то может предоставить транспорт (например, студенты АУЦА доставили гуманитарную помощь в детские дома), кто–то проводит семинары…Так что возможности тут велики.
Дарья АЛЕКСЕЕВА.
Справка “МСН”
Из нескольких тысяч выпускников АУЦА активной является примерно десятая часть. Дважды в месяц они проводят совет, на котором планируется, а также отслеживается деятельность ассоциации. Взнос может быть любым. Так, в 2006 году минимальный составил один доллар, максимальный — 350 долларов США.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/16450/