Как реформировать образование?
Мировой практикой доказано, что для успешного развития и процветания страны необходима экономика, основанная на знаниях. Главный ресурс такой экономики — человек, способный приобретать знания, умеющий творчески их применять, а также участвовать в процессе создания, систематизации и использования новых знаний.
Исследования Всемирного банка показали, что высокий уровень образования был ключевым фактором высоких темпов роста Гонконга, Сингапура, Южной Кореи и Тайваня — стран экономического чуда.
Установлена прямая связь между уровнем образования и экономическим ростом во всех исследованных странах. В силу этого ведущие страны активно проводят реформы системы образования. Одним из лидеров в широкомасштабном образовательном процессе является Европейское сообщество (ЕС), инициировавшее Болонский процесс. Целью является создание единого образовательного пространства, чтобы любой гражданин ЕС мог получить качественное образование и работу в любой точке Европы. Вот почему реформирование образования Кыргызстана становится стратегической задачей.
Решение Министерства образования, науки и молодежной политики об отзыве лицензий у ряда вузов, выдаваемое министром Досболом Нур уулу за реформу, ею не является.
Во–первых, подготовка и принятие решения сопровождались многочисленными нарушениями законодательства КР, что вызвало много судебных исков вузов министерству. Нарушение законодательства уже само по себе исключает намеки на реформы. Они не строятся на нарушениях законов.
Во–вторых, основой решения явились результаты одноразовой проверки, осуществленной с многочисленными юридическими и этическими нарушениями. Любая разовая проверка, да еще осуществленная непрофессионально и с игнорированием законов, не может быть реформой.
В–третьих, в решении коллегии нет ни одного пункта с реформаторским нововведением или механизмом совершенствования системы высшего образования.
В–четвертых, нет гарантий объективности проведенной проверки. Использованные тесты не прошли независимой экспертизы, правила проверки не были доведены до проверяемых, качество знаний проверялось представителями в основном трех вузов, претендующих на монополию в этой сфере, а не независимым оценщиком.
В–пятых, проверка осуществлялась втайне от общественности, без диалога с вузами, без учета мнений студентов, родителей, преподавателей, что вызвало широкий негативный общественный резонанс.
Самое главное, решение министерства не дает ответа, как реформировать высшее образование, какие задачи и каким образом нужно решить.
В одной статье невозможно охватить всю проблему. А потому остановимся на качестве образования. Не претендуя на исчерпывающий анализ вопроса, отметим следующее.
Одной из причин низкого качества высшего образования является плохое школьное образование. Например, в 2004 году 65 процентов абитуриентов набрали менее 120 баллов (51% от максимальных 233). Причем тесты были ниже средней трудности. Низкое качество школьного образования является и одной из главных причин коррупции в вузах: студенты с плохим школьным образованием, испытывая трудности в освоении многих дисциплин, пытаются получить хорошую оценку любой ценой.
Общереспубликанское тестирование в целом показало себя как действенный инструмент в борьбе с коррупцией. Однако оно оценивает способности абитуриента к обучению в вузе, но не проверяет знания, полученные за 11 лет обучения в школе. Получается, что мы учим одному, а проверяем другое. Необходимо изменить содержание образования таким образом, чтобы оно формировало и развивало не только способности к обучению в вузе, не только школьные знания, но и важнейшие жизненные навыки, такие как владение новыми информационными технологиями, умение работать в команде и т.п.
Причин низкого качества школьного образования много, начиная с недостаточного финансирования школ, низкой зарплаты учителей, архаичной классно–урочной системы вместо личностно ориентированных технологий образования, давно взятых на вооружение в развитых странах, и т.д.
Не соответствует современным требованиям и содержание школьного образования, которое во многом остается оторванным от жизни и не способствует формированию жизненных навыков школьников.
Другой причиной низкого качества высшего образования является то, что до сих пор сохраняется устойчивый спрос на диплом, а не на профессионализм.
Третья причина низкого качества образования та, что с обретением суверенитета из–за больших финансовых проблем вузам пришлось выживать самостоятельно. Проблема выживания была решена зачислением в студенты всех, кто в состоянии платить за обучение. Отсюда и резкое снижение качеств выпускников.
По данным Нацстаткомитета КР, прием в 2003 году в профессиональные лицеи составил 16200 человек, в средние профессиональные учебные заведения (спузы) — 12000, в вузы — 48900, а школы закончили 74500 человек. Таким образом, число принятых в вузы, спузы, лицеи превышает число выпускников школ на 2600 человек. В это число входят, очевидно, принятые в спузы и лицеи на базе 9 классов и окончившие школы в предыдущие годы.
Эти данные показывают, что практически все выпускники школ, подавшие документы, гарантированно поступают в вузы без отбора.
Содержание высшего образования регулируется Государственными образовательными стандартами (ГОС), в которых нет четкого и конкретного определения качества образования, нет методики его измерения. А раз нет определения понятия, то неясно, что измерять. Управление высшего образования министерства за все прошедшие годы даже и не попыталось решить этот важнейший вопрос.
С целью повышения качества и востребованности высшего образования автор этих строк инициировал и провел с помощью Фонда “Сорос — Кыргызстан”, КГУ им. И. Арабаева и каракольских вузов в июне этого года международную научно–практическую конференцию “Интеграция и развитие систем оценки качества образования в странах СНГ и Балтии”.
Практически во всех странах СНГ и Балтии, в отличие от нас, созданы национальные аккредитационные агентства и мощные центры тестирования. В Казахстане установлен пороговый уровень количества выпускников, прошедших тестирование после второго и выпускного курсов. Если количество выпускников ниже порогового, то образовательная программа не аккредитуется. Это привело к тому, что вузы сами стали отсеивать слабых, то есть появился механизм повышения качества образования. Тесты готовятся длительное время, многократно проходят независимую экспертизу и заранее доводятся до вузов, в отличие от нашего министерства.
В России создан дешевый и высокотехнологичный инструмент оценки качества высшего образования — интернет–экзамен, позволяющий быстро оценить уровень знаний многих тысяч студентов одновременно. Информация о результатах интернет–экзамена является конфиденциальной и предоставляется только руководству вуза, чтобы целенаправленно работать над повышением уровня образования. Россияне предложили провести пилотный интернет–экзамен в вузах Кыргызстана бесплатно. Проведение такого экзамена дало бы нам объективную оценку качества нашего высшего образования.
Специалисты из стран СНГ и Балтии согласились, что с помощью административных методов невозможно повысить качество образования. Нужно создавать условия и механизмы саморазвития вузов, технологии для демонстрации их достижений и развивать совместными усилиями Евразийскую сеть обеспечения качества образования, созданную в 2004 году в г.Алматы, куда входят Россия, Казахстан, Кыргызстан, Эстония, Латвия, Беларусь, Молдова.
Чтобы успешно провести реформу образования в нашей стране, прежде всего нужно разработать Национальную стратегию развития образования, где должны быть четко сформулированы цели и задачи реформы, указаны способы их достижения. Особое внимание следует уделить школьному, начальному и среднему профессиональному образованию. Стратегия должна быть увязана также с целями развития тысячелетия и другими международными и национальными программными документами.
Необходимо пересмотреть содержание школьного образования с целью формирования и развития таких навыков у школьников, как разработка и реализация инновационных проектов, умение работать в команде, находить, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютерных технологий и иностранных языков, коммуникативных способностей и т.п. Для этого необходимо перейти от существующей классно–урочной системы к личностно ориентированной. Общереспубликанские тесты должны оценивать не только способности к обучению в вузе, но и качество школьных знаний и основных жизненных навыков. Поскольку в селах не хватает квалифицированных педагогов, следует создать систему теле– и интернет–уроков по основным школьным предметам, проводимых лучшими учителями республики. Следует всемерно поощрять различные конкурсы, олимпиады и т.д. через телевидение и Интернет, создавая культ знаний.
Систему профессионального образования необходимо переориентировать на запросы рынка труда. Нельзя продолжать готовить невостребованных специалистов. Министерство образования и Министерство труда и социальной защиты должны вести ежегодный мониторинг трудоустройства выпускников профлицеев, спузов, вузов и прогнозировать рынок труда. На основе такого прогноза можно формировать обоснованный госзаказ на подготовку специалистов.
Необходимо углубить переход высшего образования на рыночные отношения, рассмотрев возможность акционирования ряда вузов. Однако, учитывая неудачный опыт приватизации прошлых лет, нужно тщательно изучить опыт стран СНГ и Балтии и проработать этот вопрос с привлечением всех заинтересованных сторон — преподавателей, студентов, работодателей, государства.
Наблюдается нездоровая тенденция в выборах ректоров вузов. Одним из вариантов решения проблемы мог бы стать “мягкий рейтинг” претендентов. Сначала попечительскому совету нужно выработать требования (критерии) к ректору. Этот шаг позволил бы отсеять случайных кандидатов. Каждый претендент должен представить конкретную и реальную программу развития вуза на 5 лет, на срок выбора ректора. Программы отправляются на экспертизу международным экспертам. Из двух претендентов, получивших высшие оценки, производится выбор одного коллективом вуза. Для реализации такого механизма не требуется изменений в Закон “Об образовании”, достаточно изменить лишь Положение о выборах ректоров вузов.
Мы существенно отстали от многих стран в интеграции в мировое образовательное пространство, которые подписали Болонскую декларацию и успешно развиваются.
В настоящее время среднее профессиональное образование (техникумы) осталось “бесхозным”, имеет слабую связь с высшим образованием, и его фактически не затронули реформы. Надо трансформировать его в двухлетний срок обучения и включить в структуру высшего образования, как принято во всем мире.
Одним из основных требований Болонской декларации является создание независимого национального аккредитационного агентства, предназначенного для обеспечения высокого качества высшего образования. Ситуация, когда Министерство образования управляет вузами и одновременно оценивает качество их работы, является недопустимой. Получается, что министерство само оценивает результаты своей работы. Это в корне противоречит теории и практике управления качеством продукции. Его должен оценивать не производитель, а внешний независимый эксперт, в роли которого должно выступать национальное аккредитационное агентство.
При создании такого агентства важно с самого начала обеспечить его работу в соответствии со стандартами Европейской ассоциации гарантии качества (ЕАГК) с целью ускоренной интеграции в европейское образовательное пространство.
Следующим шагом должно стать движение к признанию национального аккредитационного агентства в ЕАГК, что позволит решить проблему автоматического признания кыргызских дипломов в Европе. Однако необходимо выполнить огромный объем работы, чтобы соответствовать стандартам ЕАГК.
При правильном системном подходе существуют все предпосылки для успешного реформирования образования, что обеспечит процветание нашей страны.
Бактыбек ИСМАИЛОВ,
начальник Госинспекции по лицензированию и аттестации учреждений образования
при Министерстве образования, науки и молодежной политики КР, вице–президент Евразийской сети обеспечения качества образования (ЕСОКО), доктор технических наук.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/16287/