Поиграй со мною, мама
То, что нынешние новорожденные не совсем такие, что появлялись на свет всего двадцать… десять лет назад, замечают не только млеющие от любви и нежности бабушки–дедушки ( у них есть возможность сравнивать). Это явление во всем мире обсуждают специалисты по раннему детству. Наша беседа — с кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры дошкольного воспитания Кыргызской академии образования Лилией Усенко.
— Чем сегодняшние малыши отличаются от своих сверстников из старших поколений?
— По физическому развитию ничем. А в нашей стране, учитывая нынешние реальности, в массе своей новорожденные слабее тех, что появлялись на свет в более благополучные годы. А по интеллектуальному и психическому развитию — да, многие опережают своих “сверстников”. Видимые причины две. Сама Жизнь не стоит на месте: эволюция идет и во Вселенной, и в живом мире. Вторая — сугубо человеческая. Многие родители сейчас знают, что дите начинает интеллектуально развиваться не со дня рождения, а в чреве матери. Они разговаривают с “животиком”, советуются с ним. “Давай послушаем песенку? Какая тебе сейчас нравится: спокойная или веселая?” Объясняют, если мама чем–то расстроена, что это не из–за “него”. Знаю молодых родителей, которые читают еще не рожденному ребенку.
Я заметила, что меняется отношение и к имени. Например, как выбирают его кыргызы? В одних случаях то, что красиво. Например, Айгуль. Цветочек желанный, любимый. В других, если уже были потери или есть тревога за малыша, дают имена похуже, чтобы обмануть “злых духов” — вот он какой плохой, не нужен вам такой, оставьте его нам. У других народов иные обычаи. А сейчас люди просматривают справочники по именам, вдумываются в их значение. Всю тонкость имени плод, конечно, не понимает. Но он чувствует, что с ним советуются, его ждут, на что–то настраивают. Желанные дети и “умнеют” быстрее.
— Вы автор методики по раннему, то есть современному, развитию детей “Материнская школа”. Знаю, что ее высоко ценят и по ней учатся работники детских садов. К сожалению, о ней мало или совсем не знают главные воспитатели — родители, бабушки, дедушки. По простой причине: узнать негде. Что делать нам, чтобы крохотный гений, подрастая, не превратился в серую мышь? Научить читать и оперировать шестизначными цифрами в два года, как требуют некоторые ученые?
– Если ребенок сам к этому стремится, если он чувствует себя комфортно, играя с цифрами и буквами, останавливать его не надо. Но своевременное развитие — это не натаскивание по каким–то предметам, а выявление и становление всей гармонии интеллектуальных и душевных качеств, заложенных в нем природой, и, конечно, укрепление здоровья. Одно из главных условий воспитания: не забывать, что жизнь ребенка — это игра. И всему, чему нужно, он учится играя. Поэтому надо как можно раньше научить его играть.
— Сейчас множество “умных”, развивающих игрушек. К сожалению, они дороги и бедным родителям просто недоступны.
— Многие детские психологи так и считают: надо их ребенку много–много. Тогда у дитяти будет больше разнообразных впечатлений, широкое поле для творчества и деятельности. Мы, разработчики методики “Материнская школа”, а также заведующие детских садов, воспитатели, которые по ней работают, придерживаемся совсем иных взглядов. Не надо их много! Разве вы не видали квартир, домов, буквально забитых куклами, машинками, конструкторами и прочая? А малыш играть в них не умеет и не хочет. Пока поделка новая, она его интересует. А повозился с ней некоторое время — надоела, бросил или сломал ее. Важно не количество игрушек, а количество действий, которые можно производить с ними.
— Не совсем дошло…
Лилия Валериановна достает из бюро примитивную пирамидку: три кольца и башенка сверху.
— Собирать–разбирать ее очень полезно малышу, это развивает его пальчики. Но она скоро ему наскучит. А теперь обыграем ее по–новому и научим его манипулировать с нею. Нанизываем колечки на ленту… вот эту, красную. Тянем по столу — это змея. Если взять шнурок — это червячок. Сменили цветовой фон, положили колечки на полоску зеленой бумаги — поезд. Привязали одно к руке — часы. Сделали колье на шейку… поясок с круглыми “застежками”, наступили на кольцо пяточкой… Ребенок не просто видит эти предметы, он ощущает их кожей и разными группами мыщц. Это очень важно, особенно когда колечки ощущает стопа…
— Почему именно она?
— Про то, что руки тесно связаны с мозгом, люди знают. А то, что и стопа связана практически со всеми отделами мозга и в его развитии играют роль еще большую, чем руки, — далеко не все. Да, вот такое развитие интеллекта “снизу”. Стопы надо ребенку массажировать, как и ручки. Ему надо больше ходить босиком, а также по массажным коврикам, ребристым доскам. Очень нравятся малышам самодельные коврики, на которые нашиты пуговицы разных размеров. С ними и поиграть можно: завязать ребенку глаза, и пусть он угадывает, на какую пуговицу наступил. Но вернемся к нашей пирамидке.
— Ее превращения еще не закончились?
— И не скоро закончатся. Малыш подрастает и начинает играть в сюжетные игры. Вот зайчик. Он собирается в гости. Что надо? Конечно, нарядиться. Надеваем колечко ему на голову — шляпа. Гостей положено угощать. Расстилаем “скатерть” — лист бумаги, на него ставим “тарелки” — оставшиеся колечки. “Ложками” будут любые палочки, соломинки, что есть под рукой… И можно придумать еще десятки разных манипуляций с пирамидкой.
— Знаете, мне тоже захотелось поиграть.
— Ну и играйте — это очень увлекательно. Чем старше ребенок, тем больше он должен пользоваться вместо игрушек, копирующих настоящие вещи, предметами–заместителями. То есть тем, что есть вокруг: тряпочками, бумажками, листьями, цветами, соломой и прочим “мусором”, самодельными игрушками — их дети очень любят. Нужен только сюжет, логическая цепочка и одна (лучше одна) сюжетообразующая игрушка. Сюжет может быть задан каким–нибудь детским стишком, шуткой–прибауткой. Например, укладываем зайку спать под стихи Маршака. Логическая цепочка задана: стелем перинку (совсем маленький ребенок поначалу может стлать кусочек ткани), на нее — простынку (что угодно), затем подушку ( то же колечко из пирамидки, например), укрываем одеяльцем (листом бумаги). Такая игра не скоро наскучит, поскольку предметов–заместителей великое множество и уже само превращение коробки или какого–нибудь листика в перинку–простынку очень увлекательно. Такие сюжетно–отобразительные игры очень развивают творческое… или, как сейчас говорят, критическое мышление. Читать детям необходимо тоже играючи…
— Устраивать спектакли?
— Спектакли — это прекрасно! В детском садике 74, где заведующая Алевтина Шпак, театр устраивают каждую неделю, а в постановках участвуют и двухлетние детишки. Я о чтении. Надо для ребенка проигрывать то, что он слышит: интонацией, жестами, может, с помощью какой–нибудь игрушки, самого его “превращать” в кисоньку–мурысоньку или Дюймовочку…
— Лилия Валериановна, я знаю ребяток, которые очень любят слушать, но сами не хотят учиться читать. Родителям все–таки приходится прибегать к какому–то принуждению, а не к игре.
— И тем самым превращать нежелание читать в отвращение к чтению? Никакого принуждения! В наших лучших детсадах обучают ему только в игре — по методу Давыдовой. Он вполне приемлем и для домашних детей. Детская или уголок в общей комнате обклеивается яркими сюжетными картинками, к которым прикреплены крупные буквы. Например, “у” — там, где плавают утята. Учить буквы не надо. Ребенок может обращать на них внимание, может нет, все равно они ему запомнятся. Года в четыре (а если малыш того хочет, можно и раньше) начинают с ним играть в разрезную азбуку. И малыш радуется: все буковки–то ему, оказывается, уже знакомы! И он знает, в каком домике какая живет. А потом буковки ходят в гости друг к другу, образуют слова. Сейчас есть много отличных и сравнительно дешевых книжечек–раскрасок, которые хорошо помогают родителям учить детей. Главное — если процесс обучения начался для малыша радостно, то он и дальше пойдет успешно. В общем, всему можно научить ребенка игрой — и грамоте, и рисованию, и этике, и пробуждать благородные чувства, и прививать красивые манеры.
— Злейший враг воспитания — суета. Родители заняты добыванием хлеба насущного, ребенок, не устроенный в ясли или садик (то ли места нет, то ли денег для его оплаты), болтается на улице или во дворе бездельничая. Какие уж тут игры!
— Увы, природа не считается с тем, насколько обременены житейскими заботами родители и воспитатели. Все основные связи в мозге формируются до двух или трех лет. Дальше интеллект только развивается, если для этого достаточно “пищи”. Или деградирует, превращая, как вы говорите, крохотного гения в серую мышь (что происходит с детьми, например, в приютах). Но а, кроме того: если ребенок научен играть, он может играть и с мамой, занятой, например, уборкой квартиры или подготовкой ужина. Надо только дать ему сюжет, определить логическую цепочку. А когда малыш помогает старшим (на самом деле ужасно им мешая), это и игра, и общение.
С детьми надо много говорить. Но обычно родители сильно снижают уровень интеллектуального общения. Читают только то, что тот якобы “способен понять” — то есть самое простенькое. Говорят примитивно, чтобы было “понятно”. Меж тем малыш, еще не овладевший сносно речью, понимает и запоминает гораздо больше, чем взрослые полагают. Моя внучка, например, которой еще трех лет нет, наизусть знает все сказки Корнея Чуковского, обожает “Дюймовочку”, а это ей читали, когда она еще не умела говорить…
Дошкольное детство — ценнейшее, уникальное время в жизни человека. Наши малыши дают нам прекрасную возможность снова соприкоснуться с ним и даже входить в него, если мы играем вместе.
Валентина КОРЧАГИНА.
Фото Владимира ПИРОГОВА.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/16195/