Распечатать: Поиграй со мною, мама РаспечататьОставить комментарий: Поиграй со мною, мама Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Поиграй со мною, мама Посмотреть комментарии

14 ноября 2006

СОЦИАЛКА

Поиграй со мною, мама

    То, что нынешние новорожденные не совсем такие, что появлялись на свет всего двадцать… десять лет назад, замечают не только млеющие от любви и нежности бабушки–дедушки ( у них есть возможность сравнивать). Это явление во всем мире обсуждают специалисты по раннему детству. Наша беседа — с кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры дошкольного воспитания Кыргызской академии образования Лилией Усенко.
    — Чем сегодняшние малыши отличаются от своих сверстников из старших поколений?
    — По физическому развитию ничем. А в нашей стране, учитывая нынешние реальности, в массе своей новорожденные слабее тех, что появлялись на свет в более благополучные годы. А по интеллектуальному и психическому развитию — да, многие опережают своих “сверстников”. Видимые причины две. Сама Жизнь не стоит на месте: эволюция идет и во Вселенной, и в живом мире. Вторая — сугубо человеческая. Многие родители сейчас знают, что дите начинает интеллектуально развиваться не со дня рождения, а в чреве матери. Они разговаривают с “животиком”, советуются с ним. “Давай послушаем песенку? Какая тебе сейчас нравится: спокойная или веселая?” Объясняют, если мама чем–то расстроена, что это не из–за “него”. Знаю молодых родителей, которые читают еще не рожденному ребенку.
    Я заметила, что меняется отношение и к имени. Например, как выбирают его кыргызы? В одних случаях то, что красиво. Например, Айгуль. Цветочек желанный, любимый. В других, если уже были потери или есть тревога за малыша, дают имена похуже, чтобы обмануть “злых духов” — вот он какой плохой, не нужен вам такой, оставьте его нам. У других народов иные обычаи. А сейчас люди просматривают справочники по именам, вдумываются в их значение. Всю тонкость имени плод, конечно, не понимает. Но он чувствует, что с ним советуются, его ждут, на что–то настраивают. Желанные дети и “умнеют” быстрее.
    — Вы автор методики по раннему, то есть современному, развитию детей “Материнская школа”. Знаю, что ее высоко ценят и по ней учатся работники детских садов. К сожалению, о ней мало или совсем не знают главные воспитатели — родители, бабушки, дедушки. По простой причине: узнать негде. Что делать нам, чтобы крохотный гений, подрастая, не превратился в серую мышь? Научить читать и оперировать шестизначными цифрами в два года, как требуют некоторые ученые?
    – Если ребенок сам к этому стремится, если он чувствует себя комфортно, играя с цифрами и буквами, останавливать его не надо. Но своевременное развитие — это не натаскивание по каким–то предметам, а выявление и становление всей гармонии интеллектуальных и душевных качеств, заложенных в нем природой, и, конечно, укрепление здоровья. Одно из главных условий воспитания: не забывать, что жизнь ребенка — это игра. И всему, чему нужно, он учится играя. Поэтому надо как можно раньше научить его играть.
    — Сейчас множество “умных”, развивающих игрушек. К сожалению, они дороги и бедным родителям просто недоступны.
    — Многие детские психологи так и считают: надо их ребенку много–много. Тогда у дитяти будет больше разнообразных впечатлений, широкое поле для творчества и деятельности. Мы, разработчики методики “Материнская школа”, а также заведующие детских садов, воспитатели, которые по ней работают, придерживаемся совсем иных взглядов. Не надо их много! Разве вы не видали квартир, домов, буквально забитых куклами, машинками, конструкторами и прочая? А малыш играть в них не умеет и не хочет. Пока поделка новая, она его интересует. А повозился с ней некоторое время — надоела, бросил или сломал ее. Важно не количество игрушек, а количество действий, которые можно производить с ними.
    — Не совсем дошло…
    Лилия Валериановна достает из бюро примитивную пирамидку: три кольца и башенка сверху.
    — Собирать–разбирать ее очень полезно малышу, это развивает его пальчики. Но она скоро ему наскучит. А теперь обыграем ее по–новому и научим его манипулировать с нею. Нанизываем колечки на ленту… вот эту, красную. Тянем по столу — это змея. Если взять шнурок — это червячок. Сменили цветовой фон, положили колечки на полоску зеленой бумаги — поезд. Привязали одно к руке — часы. Сделали колье на шейку… поясок с круглыми “застежками”, наступили на кольцо пяточкой… Ребенок не просто видит эти предметы, он ощущает их кожей и разными группами мыщц. Это очень важно, особенно когда колечки ощущает стопа…
    — Почему именно она?
    — Про то, что руки тесно связаны с мозгом, люди знают. А то, что и стопа связана практически со всеми отделами мозга и в его развитии играют роль еще большую, чем руки, — далеко не все. Да, вот такое развитие интеллекта “снизу”. Стопы надо ребенку массажировать, как и ручки. Ему надо больше ходить босиком, а также по массажным коврикам, ребристым доскам. Очень нравятся малышам самодельные коврики, на которые нашиты пуговицы разных размеров. С ними и поиграть можно: завязать ребенку глаза, и пусть он угадывает, на какую пуговицу наступил. Но вернемся к нашей пирамидке.
    — Ее превращения еще не закончились?
    — И не скоро закончатся. Малыш подрастает и начинает играть в сюжетные игры. Вот зайчик. Он собирается в гости. Что надо? Конечно, нарядиться. Надеваем колечко ему на голову — шляпа. Гостей положено угощать. Расстилаем “скатерть” — лист бумаги, на него ставим “тарелки” — оставшиеся колечки. “Ложками” будут любые палочки, соломинки, что есть под рукой… И можно придумать еще десятки разных манипуляций с пирамидкой.
    — Знаете, мне тоже захотелось поиграть.
    — Ну и играйте — это очень увлекательно. Чем старше ребенок, тем больше он должен пользоваться вместо игрушек, копирующих настоящие вещи, предметами–заместителями. То есть тем, что есть вокруг: тряпочками, бумажками, листьями, цветами, соломой и прочим “мусором”, самодельными игрушками — их дети очень любят. Нужен только сюжет, логическая цепочка и одна (лучше одна) сюжетообразующая игрушка. Сюжет может быть задан каким–нибудь детским стишком, шуткой–прибауткой. Например, укладываем зайку спать под стихи Маршака. Логическая цепочка задана: стелем перинку (совсем маленький ребенок поначалу может стлать кусочек ткани), на нее — простынку (что угодно), затем подушку ( то же колечко из пирамидки, например), укрываем одеяльцем (листом бумаги). Такая игра не скоро наскучит, поскольку предметов–заместителей великое множество и уже само превращение коробки или какого–нибудь листика в перинку–простынку очень увлекательно. Такие сюжетно–отобразительные игры очень развивают творческое… или, как сейчас говорят, критическое мышление. Читать детям необходимо тоже играючи…
    — Устраивать спектакли?
    — Спектакли — это прекрасно! В детском садике 74, где заведующая Алевтина Шпак, театр устраивают каждую неделю, а в постановках участвуют и двухлетние детишки. Я о чтении. Надо для ребенка проигрывать то, что он слышит: интонацией, жестами, может, с помощью какой–нибудь игрушки, самого его “превращать” в кисоньку–мурысоньку или Дюймовочку…
    — Лилия Валериановна, я знаю ребяток, которые очень любят слушать, но сами не хотят учиться читать. Родителям все–таки приходится прибегать к какому–то принуждению, а не к игре.
    — И тем самым превращать нежелание читать в отвращение к чтению? Никакого принуждения! В наших лучших детсадах обучают ему только в игре — по методу Давыдовой. Он вполне приемлем и для домашних детей. Детская или уголок в общей комнате обклеивается яркими сюжетными картинками, к которым прикреплены крупные буквы. Например, “у” — там, где плавают утята. Учить буквы не надо. Ребенок может обращать на них внимание, может нет, все равно они ему запомнятся. Года в четыре (а если малыш того хочет, можно и раньше) начинают с ним играть в разрезную азбуку. И малыш радуется: все буковки–то ему, оказывается, уже знакомы! И он знает, в каком домике какая живет. А потом буковки ходят в гости друг к другу, образуют слова. Сейчас есть много отличных и сравнительно дешевых книжечек–раскрасок, которые хорошо помогают родителям учить детей. Главное — если процесс обучения начался для малыша радостно, то он и дальше пойдет успешно. В общем, всему можно научить ребенка игрой — и грамоте, и рисованию, и этике, и пробуждать благородные чувства, и прививать красивые манеры.
    — Злейший враг воспитания — суета. Родители заняты добыванием хлеба насущного, ребенок, не устроенный в ясли или садик (то ли места нет, то ли денег для его оплаты), болтается на улице или во дворе бездельничая. Какие уж тут игры!
    — Увы, природа не считается с тем, насколько обременены житейскими заботами родители и воспитатели. Все основные связи в мозге формируются до двух или трех лет. Дальше интеллект только развивается, если для этого достаточно “пищи”. Или деградирует, превращая, как вы говорите, крохотного гения в серую мышь (что происходит с детьми, например, в приютах). Но а, кроме того: если ребенок научен играть, он может играть и с мамой, занятой, например, уборкой квартиры или подготовкой ужина. Надо только дать ему сюжет, определить логическую цепочку. А когда малыш помогает старшим (на самом деле ужасно им мешая), это и игра, и общение.
    С детьми надо много говорить. Но обычно родители сильно снижают уровень интеллектуального общения. Читают только то, что тот якобы “способен понять” — то есть самое простенькое. Говорят примитивно, чтобы было “понятно”. Меж тем малыш, еще не овладевший сносно речью, понимает и запоминает гораздо больше, чем взрослые полагают. Моя внучка, например, которой еще трех лет нет, наизусть знает все сказки Корнея Чуковского, обожает “Дюймовочку”, а это ей читали, когда она еще не умела говорить…
    Дошкольное детство — ценнейшее, уникальное время в жизни человека. Наши малыши дают нам прекрасную возможность снова соприкоснуться с ним и даже входить в него, если мы играем вместе.
    Валентина КОРЧАГИНА.
    Фото Владимира ПИРОГОВА.

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/16195/


Распечатать: Поиграй со мною, мама РаспечататьОставить комментарий: Поиграй со мною, мама Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Поиграй со мною, мама Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007