Распечатать: Кто на рынке СМИ примы? РаспечататьОставить комментарий: Кто на рынке СМИ примы? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Кто на рынке СМИ примы? Посмотреть комментарии

8 сентября 2011

ОБЩЕСТВО

Кто на рынке СМИ примы?

    Не привыкли еще журналисты рассматривать свою сферу деятельности как бизнес, который может быть прибыльным или убыточным. А в читателе или зрителе видеть обезличенного потребителя услуг и товара.

    На самом имеются все так и есть — как в любой сфере, здесь тоже есть лидеры, монополисты и аутсайдеры. На днях об этом с помощью инфографики рассказали специалисты одной из консалтинговых компаний страны.

    Они, презентуя результаты своего исследования, без всякого стеснения назвали их “крупномасштабными” и не имевшими ранее аналогов. Работа действительно проведена большая, и она стала возможна благодаря финансированию USAID, выступившего в качестве заказчика. Это обстоятельство сразу вызвало у журналистов, склонных во всем видеть скрытый интерес, определенные подозрения.

     

    А зачем Американскому агентству по международному развитию это было нужно? Почему результаты исследований обнародуются в канун президентских выборов? На эти и другие вопросы пришлось отвечать руководителю отдела консалтинговой компании Виталию Дергунову и менеджеру проекта Алтынай Маймековой.

     

    — Мы ставили перед собой две главные задачи: первая — сбор количественных источников и вторая — оценка восприятия зрительской и читательской аудиторий, — заявили спикеры. — А цель наших заказчиков — показать состояние рынка СМИ. Чтобы медиамагнаты, шеф-редакторы увидели реальную картину, какое место занимает их издание или ТРК в рейтинге популярности и успешности.

     

    Эксперты отметали любой намек на политический интерес, а тем более заказ. Будем считать просто совпадением, что эти исследования, которые на руку в первую очередь партиям и движениям, выдвинувшим своих кандидатов в президенты, обнародованы в нужный им момент. Как известно, пиар-кампании идут вовсю, несмотря на окрики и предупреждения ЦИК.

     

    Итак, анкеты, интервью 137 наемных участников опроса провели по всей республике. В течение месяца они успели опросить 3502 респондента старше 18 лет обоих полов. Вопросы задавались на трех языках — кыргызском, русском и узбекском. Методика была такой же, как при переписи населения, поэтому полученные результаты Дергунов считает максимально правдивыми — приблизительно на 94 процента.

     

    В целом среди респондентов женщины занимали 51 процент, мужчины — 49. Из них наибольшая группа (25,4 процента) — люди в возрасте от 18 до 24 лет. Из тех, кто читает, смотрит, слушает продукцию СМИ, 48,2 процента имеют высшее образование, затем идет категория граждан со средним. Менее одного процента составляют люди без какого-либо документа о знаниях. То есть нашу аудиторию потребителей можно считать относительно продвинутой.

     

    Самые благодарные зрители и слушатели, как во всем мире, домохозяйки и люди без заработка — таких 29,4 процента. Чем ниже доход, тем человек, оказывается, больше времени проводит у телевизора или с газетой в руках. Состоятельные граждане, зарабатывающие ежемесячно свыше 30 тысяч сомов, менее всего тратят время на эту “ерунду”. По всей видимости, они предпочитают сами быть героями телевизионных передач и газетных публикаций.

     

    Основным источником информации кыргызстанцы считают традиционные СМИ — телевидение, радио, газеты и журналы. Это указали около 90 процентов опрошенных. Далее идут Интернет, друзья, семья и другие.

Самой большой популярностью пользуется телевидение — 98 процентов, затем, как ни странно, идут друзья и семья — почти 48 процентов, газеты — 41,6, радио — 27,4 и Интернет — 12,5. Сообщения с голубого экрана наши люди считают и самыми достоверными, и важными. Газеты по этому показателю занимают четвертое место, уступая радио и Интернету.

    Телевидение — лидер по частоте обращения, 95 процентов жителей республики ежедневно смотрят “ящик”, затем идет радио — 60 процентов, в столице этот показатель выше — 98. Лидирующее положение занимает государственное радио, затем идут частные компании. Больше всего этим источником информации люди пользуются вечером и в обед. Наверное, среди них много клерков и водителей.

    Самую большую аудиторию из телеканалов имеет ОТРК — 59 процентов. Несмотря на то, что Первый канал сегодня вещает на частоте, качество которой вызывает немало нареканий, он удерживает лидирующие позиции — свыше 52 процентов. Россияне совсем немного отстают от государственного кыргызского канала по среднему показателю — рейтингу. В прайм-тайм эти две компании собирают у голубых экранов 80 процентов всех потребителей телепродукции. По просмотру ОРТ занимает первое место. Там новости поинтереснее и значимее, да и ассортимент передач гораздо шире, чем у местных каналов, где злоупотребляют ток-шоу и концертами отечественных звезд. Таково мнение зрителей.

    Нам, работникам печатных изданий, важнее всего было узнать про свое место на рынке СМИ. Газеты занимают третье место по распространенности — так высказалось 45 процентов респондентов. Больше всех нас читают в Таласской области — около 72 процентов, чуть меньше в Бишкеке — 63,5, меньше всех в Джалал-Абадской области — 24,5. При этом городская аудитория составляет — 56,7 процента, а сельская — 38,4.

    Рейтинг газет строился на основе ответов “знают — не знают”, “читают — не читают”, любят — не любят”. Знают, как правило, самых тиражных. Они же являются и самыми любимыми и читаемыми. Газета “Вечерний Бишкек” во всех этих позициях на втором месте. Но она является печатным изданием номер один для бишкекчан. А вот по посещению сайтов “Вечерка” замыкает тройку лидеров.

    Интернет-ресурсы, которые активно проникают в нашу жизнь, вытесняя традиционные СМИ, пока в объеме рынка занимают всего 16 процентов. Но скорее всего это связано с бедностью населения и техническими трудностями. Из местных интернет-агентств 29,5 процента респондентов самым популярным назвали АКИpress, совсем немного отстает от него 24.kg. Однако оба веб-сайта довольно сильно уступают российским порталам.

    — Картина на рынке СМИ за последние годы очень изменилась, набирает популярность кыргызскоязычная пресса. Поэтому такие исследования хорошо бы проводить регулярно, чтобы наблюдать за развитием рынка видео- и печатной продукции в динамике, — согласился с мнением критиков Виталий Дергунов.

    Но такое исследование — дорогостоящее предприятие. Сколько денег выделил на него заказчик? От ответа на этот вопрос эксперты предпочли уйти, сославшись на обещание не разглашать тайну.

    Лариса ЛИ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/35944/


Распечатать: Кто на рынке СМИ примы? РаспечататьОставить комментарий: Кто на рынке СМИ примы? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Кто на рынке СМИ примы? Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007