Распечатать: Тайган бесценен как реликт РаспечататьОставить комментарий: Тайган бесценен как реликт Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Тайган бесценен как реликт Посмотреть комментарии

3 октября 2006

КАРЬЕРА

Тайган бесценен как реликт

    Руслан Айталиев более десяти лет занимается разведением аборигенной породы под названием тайган
    Кто такие тайганы? Кыргызские собаки, скажет большинство. Но настоящий кыргыз обидится, если его тайгана назовешь собакой. Тайган — это тайган! То есть пастух, охотник и сторож, охраняющий от хищников.
    Когда мы приехали к Руслану, во дворе нас дружелюбно встретила тайганиха, которой 15 лет.
    — Старушка, — говорит Руслан. — Дала четыре потомства.
    Идем в глубь фруктового сада, где находится вольер с тайганами.
    — Это Барчына. У нее редкий серый окрас, как раз присущий тайгану. Глаза круглые, уши висячие, средней длины, хвост саблевидный, на конце загнут крючком вверх. Настоящая порода.
     В основном у исконного тайгана бежевый, желтый с красноватым оттенком, серый, коричневый окрас, встречаются черные особи с белыми отметинами на груди. Если же они полностью черные, то это не тайганы, а больше с примесью афганских борзых и даже сеттеров–гордонов.
    — Вот Сара (не еврейское имя, а от кыргызского слова “сары” — “желтый”). Девяносто процентов чистой крови тайгана. У животноводов это называется “материал”. А сейчас она скалиться будет, но не со зла — улыбается так.
    Познакомились мы и с Кумаем, Багдой. При нас Руслан решил их выпустить из вольеров. Они прямиком понеслись по своим делам… Нас для них как будто не существовало — ноль эмоций. Это еще одно отличие тайганов от всех собак. Ни одного злого взгляда в нашу сторону, ни одного лая.
    — А они вообще когда–нибудь лают?
    — Поют! — выглядывает сосед Федя из–за забора. — Знаете, я получаю удовольствие. Напоминает… хор Свешникова.
    — Да, каждое утро голосят. В пять утра начинают. Я выхожу, чтобы успокоить, а Федя замечание делает: “Не тормози, пусть поют”. Была у меня Джесси — красавица, самая голосистая. Но отравилась… — рассказывает Руслан. — “Пение” говорит об их древнем происхождении и сохранившихся генах хищника.
    Всего у Айталиева было 15 особей, но расходы большие, пришлось многих раздать.
    — Оставил три суки разного цвета, чтобы разводить потомство. А вот и Барчына загуляет, похоже, — смотрит на играющих Кумая и Барчыну. — Ну что ж, хорошо, будет еще потомство.
    — Они у вас только дома живут?
    — Я не охотник, не собаковод, я заводчик. Цель — выявить чистокровного тайгана. За пределы дома не пускаю. Во дворе побегают час–два, и снова в вольер.
    — А с чего началось увлечение аборигенной породой?
    — Впервые услышал о ней в девяносто четвертом году. Друг сказал, что купил на Ошском базаре тайгана. Поехали мы к нему домой. Захожу, а на меня, обросшая, как медведица, набросилась собака, не пускала, готова была загрызть. Тогда я и вспомнил, что в детстве видел настоящих тайганов. Жил в селе Кашка–Суу. Через Ала–Арчинское ущелье перегоняли скот на Суусамыр. Так тайганы были погонщиками. Глаза кроваво–красные, хвост крючком вверх закручен, на людей не кидаются.
    Хотя советский кинолог С. А. Минюхин в шестидесятые годы представил на рассмотрение Всесоюзного кинологического совета проект стандарта — особей черного окраса, с хорошей оброслостью, с белыми отметинами на груди как потомков древней группы среднеазиатской борзой… Этого описания придерживается большинство собаководов по сегодняшний день. Вот и стал Руслан заводчиком, чтобы доказывать всем кинологам, какие они, настоящие тайганы. Главный козырь для него — рассказы старожилов, древние письменные источники.
    Руслан доказывает все научно. Вначале пошел в библиотеку и нашел рукопись на кыргызском языке самобытного историка Белека Солтоноева, который описал национальные обычаи, где упомянул и тайгана, его качества на охоте. Публикует он и совместные с учеными новинки.
    — На сегодня меньше ста чистокровных тайганов осталось. Воруют ведь, нелегально вывозят казахам, узбекам. Разводят их и делают бизнес.
    Айталиев же, наоборот, в ущерб своему кошельку на голом энтузиазме работает.
    — Тайган — наше чудом уцелевшее достояние. Как начал разводить, стал раздавать. От Сары пятерых щенков отправил в села. Настоящий чистопородный тайган бесценен как реликт. Издревле его дарили сородичи друг другу, друзьям, уважаемым аксакалам, желая процветания, — говорит Айталиев.
    Хотя, конечно же, хотелось бы продать, но не получается…
    — Пойдемте в дом. Покажу, чем кормлю. Вот перловка, отруби, дешевая лапша, говяжьи легкие, мягкие кости, айран, хлеб. — Вместе с женой Айнурой Руслан открывал кастрюли, холодильник. Все забито едой для тайганов. — Но кормим раз в сутки.
    — Хорошо, что исследует породу. А то у многих неправильные предположения. Хотя ни одного тайгана не продал, — замечает с сожалением супруга, когда Руслан удалился из кухни. Вместе с тем жена, кстати, всячески поддерживает мужа. Побежала в другую комнату, принесла кипу научных книг.
    — Целый склад, открытия интересные, — говорит она.
    — То, что я утверждаю о тайганах, так и есть. Книги подтверждают. Изучаю литературу, — зашел в комнату Руслан. — В. Г. Гусев, например, биолог–охотовед, в своей книге “Твоя охотничья собака” (1987 г.) указывает на неправильно составленный стандарт тайгана. Охотится он на кого угодно, кроме пресмыкающихся. И здесь, в республике, я один говорю об этом, а противников много. Но каждый раз вместе с учеными доказываю свое совместными публикациями.
    Нам показали журналы на английском и русском языках со статьями Айталиева. Постепенно мир узнает о настоящих тайганах.
    — Мой друг табунщик Токтогул рассказал, что хотел как–то из логова достать волчонка, да застрял в расщелине. Поблизости был его тайган и вытянул Токтогула. А волчица в тридцати метрах была, в кустах. Но подойти побоялась.
    Есть и другая история. Поднялся в прошлом году Токтогул на плато с лошадьми и тайганами. Другой табунщик — с баранами, коровами. Ночью крик, шум — на стадо того табунщика напали волки. У него же собаки — отродье, отдаленные полукровки. И тайганы Токтогула пришли на выручку, спасли стадо — волки разбежались.
    — Приучать охотиться тайгана надо с трех месяцев. За советом ко мне приезжают егеря, охотоведы. Никому не отказываю. Всем помогаю. И то, что рост тайгана должен быть семьдесят пять сантиметров, неверно. Настоящий тайган — приземистый, короткий, этакий квадратный… В России таких нет. Есть отдаленные полукровки черного окраса, так стоят десять тысяч баксов. Для людей это бизнес. С кем тайгана только не вяжут! В результате выходит отродье, с хвостом лайки например. И никогда тайган не был черным. В древних источниках, в эпосе “Манас” к примеру, упоминается Кумайык, в “Семетее” Ак–тайган — белый тайган. Это говорит о светлом его окрасе.
    Сейчас Руслан Айталиев готовит книгу об этой уникальной породе.
    Юлия СУШКОВА.
    Фото Владимира ПИРОГОВА.

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/15736/


Распечатать: Тайган бесценен как реликт РаспечататьОставить комментарий: Тайган бесценен как реликт Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Тайган бесценен как реликт Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007