Террористы уничтожены. Вопросы остаются
Об итогах проведенной в Джалал–Абаде многоэтапной специальной операции доложил президенту Кыргызстана Курманбеку Бакиеву председатель Службы национальной безопасности Бусурманкул Табалдиев.
По словам главы спецслужб, операция разрабатывалась в течение последних полутора месяцев, прошедших после событий 12 мая в Баткене. Председатель СНБ отметил, что на завершающем этапе оперативного плана по уничтожению террористов к выполнению задачи были привлечены только специальное подразделение СНБ “Альфа”, сотрудники УСНБ по Джалал–Абадской области и бронетехника Внутренних войск МВД республики (1 БРДМ с экипажем).
Проведение операции осложнялось тем, что боевики находились в доме, который располагался в густонаселенной махалле, где проходят коммуникации (газопровод, электросети и т.д.). Кроме этого, имелась достоверная информация о психологической установке боевиков не сдаваться живыми и о том, что они основательно вооружены.
Принимая во внимание хорошую подготовленность террористической группы к вооруженным столкновениям, фанатизм, сверхосторожность боевиков, пришлось детально планировать операцию с учетом всех мелочей, которые могли осложнить захват либо привести к неоправданным случайным жертвам и ранениям среди гражданского населения, пожарам. В этой связи скрупулезно разрабатывались все возможности применения сил и средств, порядок и последовательность действий спецназа. Основной упор был сделан на неординарность, внезапность и динамизм.
14 июля в 14 часов 50 минут был дан приказ на начало спецоперации, которая была завершена после отчаянного получасового вооруженного сопротивления. Вначале боевики открыли автоматно–пистолетный огонь по подразделению спецназа и бросили 6 гранат. Две из них взорвались под БРДМ. Две с выдернутыми чеками остались не примененными — их зажали в своих руках убитые Н. Садыков и X. Сулайманов. Впоследствии гранаты были обезврежены саперами.
Тот факт, что потерь среди личного состава спецназа и мирного населения не было, говорит о высоком уровне проведенной операции. В ходе боя лишь один военнослужащий получил легкое касательное осколочное ранение плеча. Однако поле боя он не покинул и до конца выполнял со своими товарищами поставленную задачу.
Не допущено было и других нежелательных последствий. Возникший пожар своевременно был потушен подготовленным заранее пожарным расчетом. Ущерб соседним домам не причинен. В ходе боя была прострелена газовая труба, но возгорания и взрыва не произошло, так как заблаговременно были отключены газ и свет.
Выслушав доклад главы спецслужб, президент страны Курманбек Бакиев поручил председателю СНБ продолжить активную работу по противодействию террористическим и экстремистским организациям. При этом он подчеркнул, что проводить ее следует при взаимодействии и сотрудничестве со всеми силовыми структурами, а также с правоохранительными органами соседних государств. Курманбек Бакиев напомнил председателю СНБ о телефонном разговоре, состоявшемся между ним и президентом Узбекистана Исламом Каримовым, в ходе которого была достигнута договоренность об активизации взаимодействия и сотрудничества правоохранительных органов двух стран в борьбе с современными угрозами.
Глава государства поручил Бусурманкулу Табалдиеву внести предложения о поощрении личного состава, принимавшего участие в боевой операции.
Между тем пресс–центр СНБ распространил информацию, что следственным отделом УСНБ по Джалал–Абадской области возбуждено уголовное дело по статьям: терроризм, организация и участие в преступном сообществе, организация незаконного вооруженного формирования, незаконное хранение огнестрельного оружия и боеприпасов. Проводятся все необходимые следственные действия по фиксации, освидетельствованию, опознанию и т.д.
“МСН” сообщала, что личности двух убитых боевиков уже установлены. Один из них — Нозимжон Садыков по кличке Нозим. Родился он в 1978 году в одном из сел Токтогульского района. Являлся сторонником исламского фундаментализма, призывал к изменению государственного строя, захвату власти и построению на территории Узбекистана исламского государства. В 1999 году выехал в Таджикистан, где прошел диверсионно–террористическую подготовку в лагерях Исламского движения Узбекистана. В 2000 году был переброшен в Афганистан, где являлся связистом.
Второй — 29–летний Нуритдин Закирдинов — уроженец Андижана (Узбекистан). В 1998 году прошел диверсионно–террористическую подготовку в лагерях сепаратистов в Чечне. Причастен к совершению терактов 1999 года в Ташкенте. Состоял в жамоате сторонников радикального ислама, члены которого планировали осуществить ряд терактов, направленных против правоохранительных и властных органов в Андижане.
В пресс–центре СНБ отмечают, что убитые боевики разыскивались правоохранительными органами Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана как члены незаконного вооруженного бандформирования ИДУ. Они являлись организаторами и исполнителями громких террористических акций на территории стран Центральноазиатского региона. Среди них предварительно опознаны лица, совершившие убийство сотрудника милиции у здания Ошского УВД (ноябрь 2004 года), вооруженное нападение на изолятор временного содержания в Кайра–Куме (Таджикистан, январь 2005 года), убийство сотрудника ГАИ в Джалал–Абаде (9 июля 2006 года). Также установлена их причастность к организации вооруженного вторжения на территорию Баткенской области, после нападения на погранзаставу “Ляккан” (Таджикистан) в мае 2006 года.
Спецслужбы не скрывают, что уничтоженные боевики намеревались провести серию терактов на территории южных областей нашей республики, спровоцировать конфликт на межнациональной почве между кыргызами и узбеками.
Между тем на юге силовики ожидают ответных действий со стороны боевиков. В этой связи в Ошской и Джалал–Абадской, Баткенской областях глава МВД Мурат Суталинов распорядился усилить паспортный режим. Кроме того, на дорогах и в населенных пунктах уже несут службу вооруженные патрули дорожной автоинспекции и милиции.
Вместе с тем, как сообщает веб–сайт радиостанции “Немецкая волна”, с ужесточением правопорядка в Оше якобы начались и преследования беженцев из Узбекистана, перебравшихся на юг Кыргызстана после андижанских событий. Официально их зарегистрировано 20 человек. Особых проблем у них нет. Как сообщил “НВ” сотрудник Управления по делам беженцев Салиджон Маитов, спецслужбы Кыргызстана проводят допросы только в том случае, если беженцы вмешиваются во внутреннюю политику государства.
На самом же деле, по оценкам экспертов, на юге нашей страны сейчас могут находиться несколько сотен беженцев. Возможные зачистки — это, безусловно, прерогатива спецслужб. И с учетом резкой активизации религиозных экстремистов на юге Кыргызстана и последними событиями в Джалал–Абаде лишними их называть не приходится.
Юрий Груздов.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/14822/