Принципы гуманитарной идеологии
Есть нечто более сильное, чем все на свете войска: это идея, время которой пришло.
Виктор Мари Гюго
На протяжении тысячелетий философия утверждала, что только бедность может сосуществовать с достоинством. ХХ век несколько подправил это утверждение, воспринимая достоинство как образ жизни. Точнее — уровень материального благосостояния. Это же стало кумиром и нового тысячелетия, когда разрыв между богатыми и бедными достиг размеров Бермудского треугольника. Подобное разделение мира только на две категории породило вопрос: к кому же отнести людей со средним достатком, которые не только в глобальном плане, но и в нашей республике составляют основную часть населения. Ответом стала беседа с председателем политсовета Республиканской политической партии “Санжыра” Эднаном Карабаевым.
— Эднан Осконович, в недавно вышедшем политическом манифесте вашей партии вы обозначили себя как партия среднего класса. Не могли бы подробнее рассказать, кто относится к заявленной категории?
— Вообще понятие “средний класс” вызывает достаточно большое количество споров и разногласий во всем мире. Чаще за основу берут уровень месячного дохода среднестатистической семьи, но при этом забывают, что уровень доходов в Европе и Кыргызстане сильно отличается. Даже в рамках отдельно взятого государства, особенно развивающегося, не просто определить, какой месячный оклад поднимает человека над чертой бедности.
Иногда эту черту пытаются определить как процент от дохода, который семья тратит на питание. Если 25–50 процентов — то это и есть средний класс, более 50 процентов — те, кто находятся за чертой бедности. Но, скажем, если говорить о Кыргызстане, то в селах будет потрачено на питание значительно меньше, чем в городах. В том же Бишкеке, если исходить из такого понимания среднего класса, большая часть населения недотягивает до предложенных стандартов.
Существует еще другой подход, согласно которому у представителей среднего класса должны быть определенные материальные блага. Чаще всего к ним относят автомобиль, сотовый телефон, телевизор последней модели, кухонную технику. Теперь уже сельчане не соответствуют заданным параметрам. То есть понятие среднего класса сильно изменяется, приобретает особенности в зависимости от уровня развития определенного государства.
— Вы можете определить особенности среднего класса в нашей республике?
— Безусловно, ведь это и есть наши сторонники. Представители малого и среднего бизнеса, преуспевающие люди свободных профессий, государственные служащие — в первую очередь учителя и врачи, высококвалифицированные рабочие, фермеры, пенсионеры. Сразу предупреждаю вопрос. Да, сегодня большая часть названных мною категорий находится, мягко говоря, на черте бедности, особенно это касается пенсионеров. Но в нормальном обществе, как это происходит на Западе, именно эти люди являются основой экономического развития государства. Потому что именно они — и мозги, и творчество, и энергия. По мнению многих политологов, сегодня понятие среднего класса совпадает с понятием “интеллигенция”, которое всегда обозначало интеллектуальную прослойку общества. В эпоху всеобщей информатизации интеллектуализм стал основной характеристикой именно среднего класса.
— Получается, мы говорим об информационном обществе, основной ценностью в котором является интеллект?
— Интеллект, образование, профессионализм — это все характеристики современного среднего класса. Но ценностями, которые сплачивают людей разных профессий и возрастов, являются достойные условия жизни. То самое качество жизни, которое неразрывно связано с понятием частной собственности. В развитых государствах средний класс является собственником, в том числе управляет собственными свободными деньгами, вкладывая их в акции или недвижимость. Цель нашей партии — создать такой средний класс в нашей стране. Средний класс с достойным уровнем жизни.
— Но остаются еще категории людей, которые не соотносятся с понятием среднего класса. И если олигархи смогут о себе позаботиться, то как же быть остальным, оказавшимся за чертой бедности?
— Вспомните Советский Союз, в котором 99 процентов составлял средний класс. То есть государство достигло такого развития, когда стал возможным примерно равный уровень жизни для большинства населения. И сегодня это также возможно. Знаете, недавно в США провели интересное исследование и доказали, что 17–20 процентов интеллектуалов через 10–15 лет вполне могут обеспечить стабильное экономическое развитие всего общества. Именно поэтому политика нашей партии направлена на поддержку молодежи, новых профессиональных кадров. Уже сегодня они могут значительно усилить развитие республики благодаря лучшей подготовленности, большей мобильности. Мы собираемся продвигать на руководящие посты молодых специалистов. Только тогда можно создать социальный баланс и за счет современных технологий и новых знаний обеспечить достойную социальную защиту всем слоям населения. Тогда можно будет повторить опыт Франции, в которой нельзя уволить учителя или врача после пяти лет стажа, в которой дают государственное пособие при переезде на другую квартиру и выплачивают трехгодичную компенсацию служащим при банкротстве даже частного предприятия.
— Не кажется, что звучит несколько утопично?..
— Это называется социальной безопасностью, которую государство обязано обеспечить каждому человеку. Сегодня же на первое место вышла безопасность государства, которая выражается в укреплении конституционных норм и сохранении целостности территории. Безусловно, это необходимо, но при этом чаще всего безопасность гражданского общества не просто отходит на второй план, но вообще теряется. Социальная же безопасность включает в себя социальную справедливость, экономическое благополучие, демократический плюрализм, единство ценностей. Такой синтез безопасности государства и общества является основой национальной безопасности.
Только не следует забывать, что безопасность — это отсутствие угроз, это политика предотвращения любых рисков. Именно это и стало основой концепции развития, которую разрабатывает партия “Санжыра”. Те, кто приходят в нашу партию, согласны, что настало время новой, гуманитарной идеологии, которая будет объединять как экономические, так и нравственные приоритеты, направленные на предотвращение рисков и формирование достойного уровня жизни для среднего класса. А также, безусловно, защищенности для наиболее уязвимых слоев.
Кстати, именно поэтому и существует различие между понятиями “средний слой” и “средний класс”. К первому относятся только показатели социальной защищенности, степени социальных прав человека. Средний класс — это уже политическая категория, та самая сила, что формирует и поддерживает демократию. В рамках предложенной нашей партией гуманитарной идеологии эта сила и есть перспектива развития Кыргызстана. Потому что настало время среднего класса. Время “Санжыры”.
Нурлан Исаков.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/14758/