Распечатать: Забытый юбилей РаспечататьОставить комментарий: Забытый юбилей Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Забытый юбилей Посмотреть комментарии

7 июля 2006

ПИСЬМО В НОМЕР

Забытый юбилей

    Более десяти лет родственники и друзья патриарха кыргызской профессиональной музыки Абдыласа Малдыбаева призывают власти достойно отметить его 100–летний юбилей, который приходится на 7 июля 2006 года. Реакция госчиновников от культуры на этот призыв — памятник манкуртам.
    В прошлом году, 20 декабря, “МСН” напомнила кыргызстанцам об Абдыласе Малдыбаеве в публикации “Он был и остается первым”. Кратко заслуги первооткрывателя перечислить сложно. Он был одним из самых ярких и талантливых актеров, певцов, режиссеров Кыргызского музыкального драматического театра — первого театра кыргызов за их многовековую историю. При его непосредственном участии в тридцатых годах прошлого века и позже были открыты первые кыргызский и русский театры драмы, оперы и балета, национальная филармония, десятки музыкальных школ и училищ на всей территории страны.
    Возглавив Союз композиторов, Абдылас оказал большую помощь сотням талантливых современников, которые стали композиторами, музыкантами, дирижерами, певцами, танцорами, драматическими актерами, мастерами сцены. Среди них были и молодежь, и ровесники, и старшие товарищи: И.Туманов, К.Молдобасанов, Н.Давлесов, А.Джумахматов, С.Медетов, Б.Минжилкиев, Б.Бейшеналиева, С.Кийизбаева, М.Рыскулов, Д.Куюкова и многие другие.
    Абдылас первым из кыргызов закончил музыкальную студию консерватории им.П. И. Чайковского, сдружился со многими российскими музыкантами, композиторами. Огромное влияние на его творчество оказала дружба с Д.Шостаковичем, А.Хачатуряном, К.Кара–Караевым, В.Власовым, В.Фере, В.Виноградовым и другими. Они обогащали его творческое дарование, через них он пропагандировал среди народов Советского Союза искусство кыргызов. Через музыкальную, театральную деятельность Абдылас укреплял не только культурные, но и общечеловеческие связи кыргызов с другими народами и нациями.
    Он первым из кыргызов глубоко изучил историю русского музыкального искусства, душой и сердцем воспринял и полюбил музыку М.Глинки, П.Чайковского, С.Рахманинова, Н.Римского–Корсакова и многих других классиков. Постоянно исполнял их песни, романсы, сложные музыкальные произведения.
    При непосредственной помощи и участии русских композиторов Абдылас написал первую кыргызскую оперу “Ай–Чурек”. Она была исполнена в Москве в 1939 году на Первой декаде кыргызского искусства. Успех был большим, заслуженным. Тридцати-
    трехлетний композитор был удостоен ордена Ленина и звания “Народный артист СССР”.
    Когда началась война, дважды писал заявление в военкомат, хотел сбежать на фронт. Его вернули и приказали сражаться с врагом оружием искусства. В самые тяжелые годы войны Абдылас ездил на передовую в составе фронтовых бригад. В числе первых передал годовую зарплату фронту. Еще не кончилась война, при его участии стал строиться театр оперы и балета, который с 1979 года носит его имя.
    Но главный его творческий вклад — сочинение более трехсот национальных кантат, ораторий, опер, песен, романсов, других музыкальных произведений, большинство из которых до сих пор любимы, актуальны, исполняются современными музыкантами, певцами. Как композитор он обогатил национальный колорит современным звучанием. Его музыкальные открытия послужили благодатной почвой для последующих успехов плеяды кыргызских композиторов. От Абдыласа берет начало национальное музыкальное профессиональное творчество в новой истории Кыргызстана. Он навечно останется автором первого Гимна республики.
    При жизни Абдылас Малдыбаев был глубокоуважаемым человеком среди деятелей культуры, литературы, искусства, любимцем народа. То, что он избирался депутатом Верховного Совета СССР и Киргизской ССР, многократно удостоен высоких государственных наград, — это лишь скромное отражение его больших заслуг перед народом.
    Но что случилось с его достойной славой в наши дни? Вот несколько примеров.
    Много лет до самой смерти супруга Абдыласа, актриса Кырдрамтеатра Батипа Малдыбаева, хранила ценные вещи, награды мужа. Добивалась открытия дома–музея Абдыласа на базе столичной квартиры, где он долго жил и творил. Власти эту просьбу не удовлетворили.
    Почти 15 лет дети, родственники, друзья Абдыласа, деятели науки, культуры, политики просят открыть в столице ему памятник. Все были горды и рады открытию памятников музыканту–просветителю М.Куренкееву перед музучилищем его имени, поэтам А.Осмонову перед Национальной библиотекой, Т.Уметалиеву, Ж.Боконбаеву на бульваре Эркиндик, А. Токомбаеву напротив театра оперы и балета, Б.Бейшеналиевой рядом с этим театром, манасчи С.Каралаеву, актеру драмы М.Рыскулову перед Кырнацфилармонией. Непонятно, почему из всех корифеев забыли только Абдыласа? На это власти отвечают так: “Мы его любим, помним, ценим. Но сейчас средств нет. Памятник установим к следующему юбилею”. Это вранье скоро будет измеряться десятками лет.
    За 15 последних лет в наших городах и селах появились десятки памятников баям, ханам и просто богатым людям. В принципе в этом ничего плохого нет. Только я никак не могу понять “отсутствие средств” на памятник Абдыласу. Никто из его четверых детей не стал предпринимателем, удачливым бизнесменом. Они всего лишь заслуженные педагоги, музыканты, скромные люди. Обойдутся, мол, и без памятника. Тем более что старший сын умер, остальные — пенсионеры.
    Не понимая причин отказа, однажды профессор музыки Болотбек Малдыбаев обратился к А.Акаеву за разъяснениями. Но ответа не дождался.
    Здесь налицо равнодушие, обычное лицемерие. Ведь за 27 млн. сомов был сооружен 42–метровый монумент южнее 10 микрорайона столицы. У нас есть хороший архитектурно–скульптурный ансамбль на Площади Победы, посвященный участникам Великой Отечественной войны. Откуда нашли деньги на такую роскошь?
    По открытию памятника я обращался с просьбой принять и выслушать к небедному человеку — экс–госсекретарю КР Дастану Сарыгулову. Он обещал меня принять. Но за четыре месяца слова не сдержал. А потом этой должности лишился.
    Странную позицию по отношению к памяти Абдыласа занимает руководство Союза композиторов, театра оперы и балета, Нацфилармонии, Минкультуры, Управления культуры г.Бишкека, администрации президента, правительство.
    Несколько роз обращался к руководителю Союза композиторов Кенжегазы Асанбаеву. Не имеет никакой активной позиции и утверждает, что в деле подготовки к юбилею все идет хорошо и прекрасно.
    Директора оперного театра и филармонии Т.Саламатов и К.Турапов опустили руки и уповают только на правительство.
    Около года не могу попасть на прием к начальнику управления правительства, курирующему культуру, Асанбеку Сарыбаеву. А у нас, дорогой читатель, к этому чинуше особые претензии. В феврале этого года в театре им.А.Малдыбаева отмечалась “великая дата” в истории Кыргызстана — 15–летие Чуйской области. В своей речи президент Курманбек Бакиев перечислил имена самых заслуженных чуйцев. Но в перечне не было имени Абдыласа. В прежние застойные времена Асанбек Мукашевич за такой прокол лишиться мог и партбилета, и должности. А сейчас его никто даже не пожурил.
    Храня добрую память о своем земляке, бывший депутат ЖК Рыспек Качкеев давно подготовил проекты постановления правительства о праздновании 100–летия Абдыласа, мероприятий, состава оргкомитета и другие документы, которые , видимо, пылятся в столах Асанбека Сарыбаева. Только благодаря добросовестно-
    сти его референта Кубана Исмаилова на свет появилось 6 февраля 2006 года распоряжение с до боли известным набором: утвердить, изыскать, контроль возложить. А что толку, если до сего дня ничего народу неведомо о праздновании юбилея.
    Затеяна какая–то возня вокруг конкурса на памятник Абдыласу. Конкурс давно проведен. Победителем определен В.Шестопал, народный художник КР, профессор архитектуры. Лучшего автора дети Абдыласа не желают. Мастер давно выполнил эскизы памятника. Им же изготовлен замечательный бюст на могиле композитора.
    Кстати, в бытность послом Кыргызстана в Белоруссии Рыспек Качкеев, кроме многих полезных дел, выполнил по своей инициативе особую святую миссию. 3 июля 2005 г. вместе с президентом Белоруссии А.Лукашенко открыл памятник Герою Советского Союза Жумашу Асаналиеву в г.Минске. Уроженец села Огуз–Уул Ак–Суйского района Иссык–Кульской области вместе с товарищами освобождал от фашистов Бешенковиченский район Витебской области Белоруссии. В неравном бою 22 июня 1944 г. уничтожил 43 захватчика, шесть из которых подорвал вместе с собой, когда попал в плотное окружение врагов. Шел Жумашу 22–й год. Его бронзовая фигура в полный рост стоит теперь на высоком гранитном пьедестале на столичной площади его имени в микрорайоне Курасовщина. Вокруг зеленые аллеи и цветы. Это одно из лучших мест отдыха минчан. Р.Качкеев добился выделения на строительство этого памятника 215 тыс. долларов со стороны белорусского правительства и 5 тыс. — от кыргызского.
    Вот с таким опытом по увековечению памяти героев народа стал добровольно участвовать Р.Качкеев в подготовке юбилея Абдыласа. В феврале–марте т.г. организовал серию публикаций в ведущих СМИ, обращения крупнейших деятелей нашего государства к правительству, но пока ничего не добился.
    Став министром культуры, Султан Раев опубликовал в СМИ 122 мероприятия вверенного ведомства на 2006 год. Здесь всемирные и международные фестивали, мероприятия, посвященные празднику Нооруз, республиканские конкурсы, творческие дни и недели и т.д. и т.п. И ни одного мероприятия, посвященного Абдыласу!
    “Ой, — спохватился Султан Раев, — это ты, Михаил Анатольевич, прочел план мероприятий на русском языке. А на кыргызском — есть”. Но сколько я ни просил министерского начальника управления искусств Акимбека Текешева показать мне этот план на госязыке, ничего не добился. Сгорая от стыда, они “приклеили” имя Абдыласа к одному осеннему фестивалю.
    Кстати, во время телемоста “Бишкек — Ош” в дни празднования Нооруза Султан Раев меня заверил, что 7 июля 2006 г. памятник Абдыласу в Бишкеке будет открыт. Сегодня говорит, что денег нет. Откроем позже. Старая песня.
    Незавидная позиция столичного отдела культуры. Наш хор в 2005 г. выступил в присутствии его руководителей инициатором достойного празднования юбилея Абдыласа. Репертуар хора и солистов за короткий срок пополнился тремя его песнями на кыргызском яхзыке. Разучиваем четвертую. На традиционном фестивале в мае “Поющие голоса Кыргызстана” исполнили песню “Ай нуру бизге тєгїлдї”. В тяжелой конкурентной борьбе заняли второе место. А управленцы от культуры, идя по стопам родного министерства, утвердили 59 мероприятий без упоминания Абдыласа. Потом одно “посвятили” на бумаге.
    В июне прошлого года Болотбек Малдыбаев обращался письменно к Д.Сарыгулову, Ф.Кулову, а в ноябре к К.Бакиеву с просьбой достойно отметить 100–летие отца. А два года назад к Аскару Акаеву, по этому событию обратились 18 крупнейших деятелей культуры и государства. Их должности и заслуги называть не надо. Их любит и знает весь народ и не только Кыргызстана. Среди них Т.Усубалиев, Ч.Айтматов, Д.Асанов, Т.Садыков, Н.Давлесов и др. Все это стало гласом вопиющего в пустыне. Бывший президент превосходно сыграл роль одного из величайших манкуртов в истории кыргызов, в любви к которым он клянется до сих пор.
    Президент США Томас Джефферсон, родившийся на 200 лет раньше А.Акаева, такой феномен объяснял точно: “Я не замечал, чтобы честность людей возрастала с их богатством”.
    Один из ведущих лидеров демократического движения Кыргызстана Роза Отунбаева публично утверждает, что многие наши предприниматели ежемесячно имеют доход от 20 до 70 тысяч долларов. Так неужели эти дети Манаса допустят святотатство и не помогут воздвигнуть памятник Адбыласу? О Господи, дай нам сил смотреть каждый день на них по телевизору и наяву и слушать их речи про справедливость и демократию!
    Однако юбилей Абдыласа сегодня. И кто знает, будет в оперном театре вечер, посвященный его 100–летию, будет открыт памятник, будет передача по телевидению с рассказом о нашем славном сыне народа, будет ли оформлена юбилейная экспозиция? Когда все это будет? Ведь на все это не выделено ни одного тыйына. Болотбек Малдыбаев не уверен, что сохранились ноты, партитуры опер отца, так как они не печатались и в едином экземпляре хранятся в сыром помещении оперного театра.
    А самое главное, знать бы, когда у нас исчезнет почва для размножения и зажиточной жизни манкуртов?
    Михаил Корсунский, староста Русского народного самодеятельного хора им.В.Карижского “Русская душа”, член правления Совета российских соотечественников КР “Согласие”.

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/14681/


Распечатать: Забытый юбилей РаспечататьОставить комментарий: Забытый юбилей Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Забытый юбилей Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007