Шанхайские впечатления
В номере “МСН” за 28 июня с.г. было опубликовано начало “Шанхайских впечатлений”. Сегодня знакомим читателей с заключительной частью.
Уроки великого соседа
Возвращаясь к начальной публикации, должен заметить, что Шанхай находится в более выгодном положении в сравнении с большей частью Китая. Не случайно правительство КНР относит к одной из главных внутренних проблем региональную поляризацию. В то время как юго–восточное побережье процветает, стремительно богатеет, буквально купается в иностранных инвестициях, северо–запад страны прозябает в бедности.
К примеру, если в 2004 году среднедушевой доход жителя Шанхая составлял 16677 юаней, то по стране в целом он был равен 9422 юаням, или в 1,8 раза меньше. Еще больший разрыв наблюдался в уровне жизни крестьян. Средний сельчанин прибрежных районов имел годовой доход в 7536 юаней, а по стране — 2936, разность в 2,6 раза. Вот почему стратегическим приоритетом нынешнего китайского руководства является ускоренное развитие Дальнего Запада.
Политики, экономисты, политологи во многих странах сегодня всерьез поговаривают о том, что если XIX век был веком Англии, в XX веке ведущую роль на планете играли США, то XXI век, похоже, станет веком Китая.
Мало того, что Поднебесная демонстрирует фантастически высокие и устойчивые темпы роста (с 1978 по 2004 год страна увеличила свой экономический потенциал более чем в 11 раз при среднегодовых темпах роста свыше 9%), она поставила перед собой цель за 2000–2020 годы не удвоить и даже не утроить, а учетверить ВВП, довести его с одного до четырех триллионов долларов. С учетом роста за эти два десятилетия численности населения ВВП на среднестатистическую душу должен возрасти до трех тысяч долларов США против 1200 в 2005 году.
Китай уверенно выходит в мировые лидеры. По величине ВВП в прошлом году он вышел на четвертое место в мире, уступая лишь США, Японии и Германии и опережая Англию, Францию, Италию, Канаду.
Поднебесная стала самой привлекательной страной для иностранных инвестиций, опередив по притоку капиталов США. По объемам валютных резервов она уступает лишь Японии и в то же время опережает всех по темпам роста внутреннего потребительского спроса, что служит мощным стимулом развития экономики и производственных отраслей.
Все для человека
В Шанхае мне довелось услышать суждение, что прежнее руководство страны, возглавляемое Цзян Цземинем, и его шанхайская команда добились того, что в Китае стало заметно больше богатых. Цель нового поколения руководителей во главе с Ху Цзиньтао заключается в том, чтобы в стране стало меньше бедных, чтобы западная глубинка сократила отставание в уровне жизни от разбогатевших приморских провинций.
В последние годы в КНР, под стать экономике, столь же заметно растут и денежные доходы населения. Об этом убедительнее всего свидетельствует динамика денежных сбережений. Если, скажем, с 1952 по 1978 год они выросли с 860 млн. до 21,1 млрд. юаней, то за последующие семь лет (1979–1986 гг.) они достигли 223,9 млрд., за следующее семилетие (1987–1994) денежные сбережения граждан Китая увеличились до 2,2 трлн. юаней, к 2002 г. составили 8,7 трлн. и в 2004 году — 12 трлн. юаней, или более 1,5 трлн. долларов США. Одновременно с этим значительно выросли валютные сбережения, вклады в акции, ценные бумаги, количество наличных денег на руках у населения.
Фундамент успеха
Размышляя о причинах успеха КНР, некоторые эксперты склонны выдвигать на первое место последовательную и самостоятельную макроэкономическую политику, направленную на рост инвестиций и внутреннего потребительского спроса. При этом самостоятельность ставится во главу угла.
Китай демонстрирует готовность выслушивать западных советников, экспертов и советчиков, но предпочитает действовать по своему усмотрению. Показателен в этом плане пример кризиса 1998 года, когда руководство КНР поступило вопреки рекомендациям представителей МВФ. Во многом благодаря именно этому, считают политологи, китайцам удалось избежать кризиса в банковской системе, спада производства и роста безработицы.
В современном Китае за точку отсчета по многим параметрам берется 1978 год — год начала экономических реформ. Причем начаты они были с деревни и только в
1984 г. переместились в город. В 1992 г. после без малого 14 лет экспериментов правительство определило в качестве дальнейшего направления реформ создание системы социалистической рыночной экономики. Главным ее содержанием стало одновременное развитие различных экономических укладов при сохранении ведущей роли общественного сектора.
Был взят курс на создание современных предприятий, отвечающих потребностям рыночной экономики; на формирование по всей стране единой открытой рыночной системы, на проведение стыковки внутреннего рынка с мировым; на содействие оптимальному размещению материальных, финансовых, трудовых ресурсов; на преобразование функции правительства в управлении экономикой и создание совершенной системы макроконтроля; на поощрение первоочередного достижения зажиточности отдельными районами и группами людей с последующим движением к всеобщему благополучию и процветанию; на предоставление населению городов и деревень социальных гарантий, отвечающих реалиям Китая; на стимулирование экономического развития и содействие социальной стабильности.
Правительство стало поощрять и поддерживать участие капитала, внедрение передовых технологий, других производственных факторов в распределении доходов. Это способствовало ускоренному продвижению реформ в экономике.
Возьмем, к примеру, преобразование функции правительства в управлении экономикой и создание совершенной системы макроконтроля. Стремясь сделать правительство неподкупным, добросовестным, деловым и высокоэффективным, руководство страны взяло за основу принципы компактности и унификации. В этих целях были сокращены с 40 до 29 структурные ведомства при Госсовете, штаты сократились с 32 тысяч до 16,7 тысячи человек. Вскоре было упразднено еще девять структур на уровне государственного управления. За сравнительно короткий срок — год–полтора — была в основном завершена структурная реформа как в центральном правительстве, так и в провинциях, городах, волостях, поселках. Главное внимание в реформе госорганов было уделено не столько сокращению аппарата, сколько трансформации управленческих функций и реформ административной системы в соответствии с потребностями развития социалистической рыночной экономики.
Держава туризма
Разговор о современном Китае будет неполным, если не сказать о том, что Поднебесная стала ко всему и одним из крупнейших в мире рынков туризма с весьма большим потенциалом и самыми высокими темпами развития. Например, в 2004 году КНР посетили 109 млн. туристов, на 19% больше, чем было в предыдущем году. Валютные поступления от туризма приблизились к 26 млрд. долларов, что на 47,8% больше в сравнении с тем, что поступило годом раньше. В стране действуют 1364 международные туристические фирмы, а к услугам гостей 9751 “звездный” отель с полным набором услуг.
В то же время статданные Всемирного совета по туризму и путешествиям показывают, что в свою очередь и Китай стал крупным экспортером туристов в зарубежные страны. Сегодня китайцы занимают первое место в Азии по туристическим поездкам за рубеж. При этом Китай превратился в одну из лидирующих держав мира по размерам среднедушевых расходов туристов за границей. По данным Международной организации туристического мониторинга в Азиатско–Тихоокеанском регионе, ежедневные средние расходы китайского туриста за границей составляют 175 долларов, не считая покупок.
По результатам обследования Германской торговой палаты, ежедневные расходы каждого туриста из Китая в Германии составляют 110 долларов, уступая только расходам американцев — 117 долларов.
Год назад в Шанхае была проведена Всекитайская конференция
туроператоров. Ее участники пришли к выводу, что к 2020 году Китай, скорее всего, будет ежегодно принимать до 210 млн. зарубежных туристов, и доходы отрасли возрастут до 58 млрд. долларов.
Думаю, расчеты эти вполне реальны и имеют под собой твердую почву. Поднебесная заслуживает того, чтобы туристический интерес к ней год от года возрастал.
Вячеслав Тимирбаев.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/14635/