Два саммита — два подхода
В конце прошлой недели главы России, Казахстана, Белоруссии, Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана в очередной раз собрались, на этот раз в Минске, чтобы обсудить интеграционные процессы на постсоветском пространстве.
Белорусская столица стала местом проведения саммитов двух организаций — Договора о коллективной безопасности и Евразийского экономического сообщества. Начнем с ЕврАзЭС. Повестка дня заседания включала около двух десятков вопросов. Один из главных — стратегия и тактика развития организации. Генеральный секретарь ЕврАзЭС Григорий Рапота подчеркнул, что сообщество находится на ответственном этапе создания Таможенного союза. Предполагалось в 2006 году завершить подготовительную работу. Технологически в текущем году этот процесс будет завершен, а далее должны последовать политические решения, считает Г. Рапота.
Президент России Владимир Путин заявил, что сегодня ЕврАзЭС является наиболее динамично развивающимся объединением. По сути — локомотивом экономической интеграции на пространстве СНГ.
Выступая перед коллегами–президентами, Курманбек Бакиев отметил, что для ускорения экономического развития наших государств, защиты своих товаропроизводителей необходимо эффективно использовать и реанимировать все то положительное, что нами было накоплено за прошлые десятилетия.
И то правда. Страны — участницы сообщества, к примеру, могли бы давно обеспечить своих сельских товаропроизводителей современными видами сельскохозяйственной техники и навесным оборудованием к ней. Нашим фермерам нужны белорусские трактора, российские комбайны, другая пропашная, обрабатывающая и уборочная техника. Никак не удается запустить механизм лизинга сельскохозяйственной техники и оборудования к ней. В России и Белоруссии отлично налажено производство современных автобусов, троллейбусов, большегрузных автомашин “КамАЗ”, “БелАЗ”, техники для коммунальных служб, которая так необходима нам. Как ускорить этот вопрос, что нужно сделать, чтобы были удовлетворены потребности в ней?
— Мы же все в одном экономическом сообществе — ЕврАзЭС. В рамках нашего объединения можно было бы конструктивно решить этот самый что ни на есть интеграционный вопрос, — подчеркнул Курманбек Бакиев.
Отдельно он остановился на проблемах ядерных отходов. В течение 20 лет из кыргызских недр было добыто столько урана, что образовалось более 60 хвостохранилищ и отвалов. Многие из них давно вступили в контакт с грунтовыми водами, селевыми потоками. Из 60 хранилищ 20 нуждаются в срочной реабилитации.
— Мы были бы признательны, если бы страны сообщества и прежде всего Россия оказали нам практическую помощь в реабилитации этих хвостохранилищ, — сказал Бакиев.
Что же касается Таможенного союза, то еще в январе в Санкт–Петербурге лидеры стран ЕврАзЭС не переставали говорить об ускорении процесса его создания. Но за полгода дело не сдвинулось с мертвой точки. Спорных вопросов оказалось немало — от согласования до таможенных кодексов и от определения единого тарифа до согласования энергетической политики государств — членов ЕврАзЭС. Проблема состоит еще в том, что некоторые страны — участницы сообщества являются членами ВТО, что заметно тормозит работу по созданию Таможенного союза.
По мнению Курманбека Бакиева, государства–участники должны продолжить совершенствование стратегии и тактики развития ЕврАзЭС с целью создания Таможенного союза, определения ключевых секторов экономики и основных направлений по разработке целевых межгосударственных программ и проектов.
— Различные препятствия в области таможенных процедур и неофициальных платежей, свободного передвижения границ субъектами хозяйства и физическими лицами и другие проблемы осложняют взаимную и транзитную торговлю. Ключ к экономическому обновлению лежит в расширении торговли через отмену ограничений.
— Предлагаем усилить экономическое взаимодействие в этом вопросе, поскольку основной целью любого интеграционного объединения является сотрудничество, направленное на совместное развитие производства материальных благ, обеспечивающих экономический рост наших государств, — заявил кыргызский лидер.
Теперь что касается ОДКБ. В политике дружить против кого–то всегда легче, чем друг с другом. Когда Александр Лукашенко говорит, что “мы свято должны беречь западные границы”, а Нурсултан Назарбаев призывает “предотвращать очаги потенциальной напряженности в Центральной Азии”, все очень рады. Но когда, к примеру, Минск просит обеспечить доступ к месторождениям, а Астана требует ввести единый железнодорожный тариф, Москва не склонна к быстрой ответной реакции. При этом все хорошо понимают: если не удовлетворить взаимные экономические претензии, союз, основанный на военном противостоянии внешним силам, станет просто фикцией.
Сколько было предположений о сроках вступления Узбекистана в ОДКБ, но главы государств довольно быстро приняли его в Договор. Теперь Узбекистан на равных с другими членами ОДКБ будет получать российское оружие по дисконтным ценам и чувствовать себя куда спокойнее в случае диверсий террористов и экстремистов.
И все же шестерка евразийских лидеров практически договорилась проводить миротворческие операции и отражать внешнюю агрессию. Дело за малым — определить механизмы оказания военной помощи в случае внешней агрессии против братского государства. Специалисты российского оборонного ведомства предложили, что лучше, если это будет происходить автоматически. Президент Узбекистана Ислам Каримов, видимо, памятуя об андижанских событиях, просил более опытных товарищей выработать не только военные, но и политические механизмы помощи.
Любовь Борисенко.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/14559/