Юрий Лужков: Места красивые, но надо все прикинуть
Мэр Москвы Юрий Лужков прилетел на Иссык–Куль не на самолете правительства Москвы: для посадки больших лайнеров в международном аэропорту “Иссык–Куль” села Тамчи пока не хватает еще 1800 метров взлетно–посадочной полосы. Доставил делегацию московского правительства, сопровождаемую премьер–министром Кыргызстана Феликсом Куловым и местными чиновниками, проверенный изрядным сроком эксплуатации АН– 24М местной авиакомпании “Алтын эйр”.
Целью посещения был осмотр тамчинского аэропорта для прикидки на месте: стоит ли вкладывать сюда средства и насколько взаимовыгодным будет совместное дело.
Аэропорт в селе Тамчи начал существование в далеком 1975 году, когда руководство гражданской авиации республики и военно–промышленного комплекса бывшего Союза договорились о строительстве резервной взлетно–посадочной полосы возле озера. Полосу сделали высококачественной, способной принимать и отправлять военные самолеты. После чего объект был благополучно законсервирован на долгие годы. В 2001 году вопрос о нем возник вновь. Именно тогда правительство озаботилось мыслью о достройке аэропорта для доставки местных, региональных и иностранных туристов, приезжающих в кыргызские здравницы. В августе 2003 года первая очередь была сдана в эксплуатацию.
По словам начальника международного аэропорта “Иссык–Куль” Зарлыка Исманова, сегодня здесь можно принимать самолеты ЯК–40, АН–24, АН–26. Полоса протянулась на два километра при ширине 45 метров. Сейчас в планах реконструкции аэродрома — удлинение полосы на 1800 метров. Тогда на Иссык–Куль смогут прилетать самолеты всех типов, включая “Боинги” и аэробусы. Сейчас пропускная способность аэровокзала — всего 60 человек в час, а будет 300, когда по генплану в будущем вырастет трехэтажное здание аэровокзала с гостиницей, рестораном, инфраструктурой. Но главное, конечно, — это современные системы навигации, диспетчерская служба.
Ожидания губернатора Иссык–Кульской области Эсенгула Омуралиева перед визитом Ю. Лужкова были значительными. Губернатор сообщил о том, что переговоры об участии Москвы на предмет инвестирования в реконструкцию аэропорта ведутся давно, партнерам заранее был передан пакет документов с предложениями. Они включали участие москвичей в реконструкции и модернизации аэропорта. Доля кыргызской стороны выражается в уже готовой и используемой части объекта, доля партнеров — инвестиционная помощь в развитии инфраструктуры. Кроме того, им предложена возможность использовать около 400 гектаров земли на побережье. Ранее москвичи заявляли о готовности и желании построить на берегу озера базу отдыха для россиян. Землю, если такое желание у них будет, Кыргызстан передаст им в долгосрочную аренду.
В какой форме (совместного предприятия, акционерного общества или иной) будет организовано сотрудничество, вопрос не принципиальный, считает губернатор: “Мы согласны на многие варианты, будет ли это СП с привлечением инвестиций Москвы и завершением комплекса, или доверительное управление со стороны транзитного аэропорта “Внуково”. Мы готовы работать и на предложенных другой стороной условиях”. Э. Омуралиев сообщил, что речь идет о 53 миллионах долларов на завершение авиакомплекса. С учетом же строительства туристической базы объем инвестиций составит примерно сто миллионов.
Долгожданный Юрий Михайлович прилетел не только с чиновниками, но и с дочерью–подростком. В VIP–зале аэропорта он долго изучал предложенные ему карты и схемы расположения будущих объектов. Журналистам, долго ожидающим его выхода под палящим солнцем, именитый гость не захотел уделить более трех минут: “Места у вас, бесспорно, красивые, я здесь впервые. Но главное — не наслаждаться природой, а вместе с руководством страны и области обсудить аспекты возможного участия в реконструкции аэропорта и гарантии возврата инвестиций — деньги–то немалые, 53 миллиона долларов. Сегодня будем искать решение, как нам найти баланс — достроить современный аэропорт и в срок не более 4–5 лет возвратить вложенные деньги. Сам аэропорт, если не иметь дополнительных ресурсов, будет возвращать долги около 20 лет. Это обычные вопросы для любого инвестпроекта, и, как правило, они решаются с помощью государства. Если же у него нет на эти цели средств или возможностей, то ищут инвесторов и делают баланс компенсаторики (возвращения) вложенных средств в течение 4–5 лет. Только тогда проект сможет быть реализован. Ответ, которого вы от меня ожидаете, я вам дать не могу. Я деловой человек и привык говорить о вопросах, которые ясны и за которые можно отвечать в деловом ключе”, — закончил глава правительства Москвы.
Остается добавить, что, по всей вероятности, скорого решения вопроса опять не предвидится. Россияне, скорее всего, сомневаются в нашей платежеспособности и деловитости, требуют гарантий стабильности политического, инвестиционного климата. И очередные всплески трибунных баталий, сотрясающих республику в последние месяцы, отнюдь не прибавляют уверенности российским инвесторам.
Елена Мешкова.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/14507/