Как спасти окно в Москву?
Наша страна имеет прекрасную возможность продвигать отечественную продукцию в Москве, используя 800 квадратных метров выставочного центра Кыргызстана на территории бывшей ВДНХ, теперь переоборудованной в огромный торговый полигон.
Между тем сохранить свой национальный “кусочек” от ВДНХ удалось лишь нескольким бывшим союзным республикам. Кыргызстан обязан этим своим торговым присутствием в Первопрестольной директору упомянутого центра, нашему земляку, а ныне москвичу Максату Айткулиеву. Однако наша страна практически не использует свой универмаг для реализации отечественных товаров. В интервью “МСН” Максат Айткулиев предлагает совместными усилиями сдвинуть это дело с мертвой точки.
— Максат, почему кыргызстанские бизнесмены и производители игнорируют выставочный центр Кыргызстана?
— Честно говоря, мне это не совсем понятно. Любому предпринимателю ясно, что в Москве можно делать деньги, если, конечно, у тебя есть что предложить мегаполису. Я неоднократно обращался по этому поводу к членам нашего правительства, предпринимателям и к ответственным работникам нашего посольства в Москве. Почти всегда находил с их стороны понимание, и мы даже заключали предварительные соглашения. Но как только доходило до конкретных шагов, все превращалось в пустой звук.
— С кем из кыргызстанцев вы конкретно обсуждали эти вопросы?
— Всех и не упомнишь. Наверное, в этом центре побывал весь деловой Кыргызстан. Но мне непонятно, что глава Посольства Кыргызстана в Российской Федерации Апас Джумагулов, безусловно, опытный хозяйственник и человек, обладающий огромными связями, не уделяет нашему центру практически никакого внимания, хотя его резиденция находится в двух шагах. В прошлом году у меня была встреча с Алмазом Атамбаевым, тогдашним министром промышленности, торговли и туризма, который побывал у меня в центре и убедился в его торговом потенциале. Он обещал, что будет привлекать кыргызстанских предпринимателей для торговли через Москву, однако и он не смог сделать конкретных шагов в этом направлении.
— Но хоть какие–то товары из Кыргызстана выставлены в вашем центре?
— Да практически ничего, за исключением четырех электрических счетчиков, произведенных одной частной электротехнической компанией в Кыргызстане, которые не пользуются в Москве никаким спросом.
— Каким же образом вы выживаете? Как платите за аренду?
— Это самое сложное и мучительное для нас. Дело в том, что по статусу наш центр может торговать только товарами из Кыргызстана. Но поскольку кыргызстанские предприниматели и госчиновники нас кинули, мы все эти годы независимости выкручивались как могли. Заполняли наши стеллажи, стенды товарами из соседних республик — Узбекистана, Таджикистана, Казахстана, Китая, разумеется обращаясь к услугам тех бизнесменов, для которых было самым главным продать свой товар в Москве, даже если он выставляется как товар из Кыргызстана. До сих пор нам удается сводить кое–как концы с концами, хотя мне чертовски обидно, что даже кумыс, который у нас продается в качестве кыргызского, поставляется из Башкортостана и по вкусовым качествам уступает нашему. Немного легче манипулировать с овощами, фруктами, сухофруктами. В Москве масса узбеков и таджиков, которые поставляют нам такие типично центральноазиатские товары, как красный рис, урюк, грецкий орех и многое другое. Точно так же в нашем кафе одними из главных кыргызских блюд являются лагман и плов. Ну и, конечно же, очень много китайского ширпотреба. В общем–то, посетителей центра не особенно волнует, что и где произведено — главное, чтобы товар или продукция были для них полезными и нужными. Хотя Москва — это такой город, где всегда хватает любителей экзотики и нашей республики, и народа. Они специально приходят сюда, чтобы ближе познакомиться с Кыргызстаном. Вот тогда мне и бывает особенно обидно за то, что мы не можем удовлетворить и поддержать подобные интересы.
— В каком состоянии выставочный центр?
— Нам удается не только вовремя рассчитываться со всеми выплатами и долгами, но и поддерживать центр в хорошем состоянии. И при этом нам никто не помогает. За последние годы на реконструкцию и модернизацию наших помещений мы истратили 250 тысяч долларов США. И все это делается с единственной целью — чтобы Кыргызстан получил доступ к необъятному московскому рынку.
— Будем надеяться, что ситуация скоро изменится.
— Я тоже надеюсь на это. Мне бы хотелось пожелать новому руководству страны, чтобы оно как можно решительнее избавлялось от старой гвардии чиновников, особенно в сфере, связанной с производством, торговлей, коммерцией и международными отношениями. Если, скажем, ты министр торговли, то должен основательно разбираться в этом деле, чтобы последовательно и целеустремленно — и на внутреннем, и на внешнем рынке — отстаивать интересы нашего народа. Точно так же на должность дипломата, посла или даже торгового представителя в какую–то страну должны назначаться специалисты, способные добиться выдающихся результатов в продвижении наших материальных и культурных ценностей, а не просто люди, обладающие хорошо поставленной речью, воспитанные, при галстуке и с дипломами в руках.
Если же руководство страны назначает на ответственные должности очевидно слабые и серые кадры или людей пенсионного возраста, имеющих опыт работы лишь в советских органах и парткомах, или, что еще хуже, очевидных прохиндеев и проходимцев, то результат будет самым плачевным. И никакая, даже самая громкая революция и реклама не помогут сдвинуть дело с мертвой точки застоя.
Беседовал Замир Осоров.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/14387/