Распечатать: АК “Кыргызстан” — могильщик “Кыргызстан аба жолдору”? РаспечататьОставить комментарий: АК “Кыргызстан” — могильщик “Кыргызстан аба жолдору”? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: АК “Кыргызстан” — могильщик “Кыргызстан аба жолдору”? Посмотреть комментарии

13 июня 2006

УРОЖАЙ

АК “Кыргызстан” — могильщик “Кыргызстан аба жолдору”?

    В декабре прошлого года вышел указ президента Курманбека Бакиева, а в январе — постановление правительства о создании авиакомпании “Кыргызстан” путем слияния Национального авиаперевозчика (НАП) “Кыргызстан аба жолдору” и “Алтын эйр”. Прошло несколько месяцев, но ничего не изменилось. Самолеты этих двух компаний продолжают бороздить небо под своими марками. Государственные структуры, которые должны были заниматься организационными вопросами, каждая в зависимости от профиля, явно не торопились выполнять указание главы государства и решение правительства.
    В середине мая и.о. первого вице–премьер–министра Данияр Усенов созвал рабочее совещание, на которое пригласил руководителей Министерства экономики и финансов, Минтранса, Госкомимущества, АО “Кыргызалтын”, Департамента гражданской авиации и двух авиакомпаний, чтобы понять, что тормозит процесс слияния. Выслушав участников, Усенов поручил до 1 июня подготовить все необходимые документы.
    Немного предыстории. В 2001 году начался раскол компании “КАЖ”. Руководство “Кыргызалтына” с подачи администрации президента вдруг изъявило желание освоить новый вид бизнеса, не имеющего ничего общего с добычей и переработкой драгоценных металлов, — авиаперевозки. Речь шла не о транспортировке кыргызского золота за границу, а об оказании авиауслуг пассажирам. Сказано — сделано. Деньги на создание авиакомпании “Алтын эйр” у “Кыргызалтына” нашлись, так же как и помещение под офис в центре столицы. Часть летного состава “Кыргызстан аба жолдору”, недовольная правлением НАП, охотно перешла на работу в новую компанию, где обещали лучшие условия, большее вознаграждение за нелегкий труд.
     Конечно, “телодвижения” власти по созданию “президентской” авиакомпании не остались незамеченными. Обиженным и обделенным почувствовал себя коллектив “Кыргызстан аба жолдору”, предвидя не только еще более жесткую конкуренцию на рынке авиаперевозок, но и свой скорый конец.
    “Зачем создавать еще одну государственную компанию, когда разумнее было бы помочь стать на ноги “КАЖ”? — не переставали задавать неудобные вопросы правительству, президенту Аскару Акаеву, Госкомимущества летчики. В ответ слышали: “Алтын эйр” — частная компания. Она принадлежит акционерному обществу “Кыргызалтын”. Но при этом умалчивали, что 100 процентов акций принадлежит государству.
    Время показало, что предчувствие беды не обмануло людей. Постепенно две, государственные по сути, но частные по форме, авиакомпании стали конкурировать не с “Аэрофлотом” или “Британскими авиалиниями”, а между собой, дублируя маршруты, отнимая друг у друга пассажиров и прибыль. Но так как за спиной “Алтын эйр” стояла не только мощная структура “Кыргыз-
    алтын”, но и Управление делами администрации президента, которому, как стало известно, принадлежало два процента доли авиаперевозчика, то и финансовое, и материально–техническое положение, конечно, было лучше, чем у “Кыргызстан аба жолдору”. Одно то, что глава государства предпочитал летать в заграничные турне на самолете новой авиакомпании, говорит само за себя.
    Но, несмотря на протекцию правительства “Алтын эйр”, к 2005 году обе компании пришли не в лучшей финансовой форме. “Кыргызалтын” не вывел своего авиаперевозчика в лидеры, а “КАЖ” к тому времени давно сидел в предбанкротной яме. Только статус “национального перевозчика” спасал от претензий кредиторов.
    Теперь новые руководители правительства решили повторить операцию пятилетней давности, но с точностью до наоборот. Слить одну компактную по численности работающих (всего 57 человек) и средненькую по экономическим показателям компанию “Алтын эйр” и монстра–должника (свыше 800 сотрудников и почти миллиард сомов долга) “Кыргызстан аба жолдору” в одну структуру.
    Вот что говорит глава “Кыргызалтына” Алмаз Джакыпов:
    — С появлением авиакомпании только в ремонт самолетов мы вложили 1 млн. 670 тыс. долларов, а прибыль получали авиаторы. То, что они зарабатывали, шло на воспроизводство, на приобретение новых самолетов, двигателей, расширение производственной деятельности. Немного денег поступало от них на погашение долга за самолет ТУ–154, который приобрели за 1 млн. долларов. А всего “Кыргызалтын” выплатил Минфину за него 180 тыс. долларов. Теперь мы прекратили эти выплаты. Сегодня стоит вопрос, кто нам вернет деньги? Нам все равно, кто это сделает. Если правительство принимает такое решение, то оно и должно возвратить нам эти сотни тысяч долларов, “Кыргызалтыну” они были бы нелишними. Мы остро нуждаемся в оборотных средствах.
    Он отказался комментировать действия прежнего руководства, были они ошибочными или оправданными. Но сейчас, по словам Джакыпова, его ведомство должно заниматься своим профильным делом:
    — Пусть авиаоператоры занимаются перевозками и маршрутами. Если бы мы были процветающей компанией, то дело другое, можно было бы позволить себе открывать другие виды бизнеса, приносящие прибыль, но сейчас это непозволительная роскошь. Мы должны заниматься теми проектами, что имеем. Добиваться, чтобы они работали и приносили реальную отдачу.
    Сегодня иной точки зрения на эту проблему, чем пять лет назад, придерживается и руководство Госкомимущества. Тогда оно тихо, не спрашивая акционеров НАП “КАЖ”, благословило создание “Алтын эйр”. Нынешний председатель Госкомитета Турдумамбетов утверждает:
    — В соответствии с постановлением правительства авиакомпанию “Кыргызстан” хочет создать само государство, потому что национальный авиаперевозчик находится в предбанкротном состоянии, у него более 500 млн. сомов долга. Практически летает только один самолет, а работают 800 человек. Эта компания нерентабельна. Если так пойдет и дальше, то вместо погашения долгов она наберет их еще больше.
    Госкомимущества провел оценку имущества и бизнеса “Алтын эйр” и собирается вернуть все это себе по номинальной стоимости. По словам Турдумамбетова, 98 процентов доли, принадлежащей “Кыргызалтыну”, стоят 171 млн. сомов, но правительство не в состоянии оплатить эту сумму полностью. Поэтому приватизационное ведомство дает за него только 490 тысяч сомов.
    Цель слияния — создать новую компанию без долгов, во–первых. И, во–вторых, привлечь инвесторов, которые бы вошли в состав учредителей со своими самолетами и финансами.
    А что правительство собирается делать с “КАЖ”? По сценарию режиссеров “слияния” эта компания также войдет в состав учредителей “Кыргызстана” и в качестве взноса предоставит технику. Что будет с ее долгами? Этот вопрос, похоже, больше всего интересует коллектив “Кыргызстан аба жолдору” и СМИ.
    Для себя правительство решило: компанию нужно банкротить, а миллионы кредиторской и дебиторской задолженности перевести в разряд безнадежных. Точно так в свое время поступили со стекольным заводом “Айнек”. Активы передали инвестору, а долги оставили за уже несуществующим АО. Они до сих пор кочуют из года в год в документах Счетной палаты, налоговой инспекции. То же самое ждет и “КАЖ”.
    Разъединения, потом слияния, укрупнения и через некоторое время раздробление — все эти неудачные эксперименты менеджеров от правительства с государственным имуществом показывают их профессиональную непригодность и несостоятельность, неумение и нежелание управлять им, хотя накоплен, казалось, четырнадцатилетний опыт приватизации. Им–то что, за ошибки чиновника никто не накажет — он ведь непотопляем, какие бы времена ни наступили. Поэтому ни у работников “Алтын эйр”, ни тем более у “Кыргызстан аба жолдору” новая инициатива правительства не вызывает радости. По мнению экс–президента “КАЖ” Таалайбека Окенова, нельзя объединять две компании, так как можно “посадить в долговую яму” рентабельный на сегодняшний день “Алтын эйр”.
    Банкротство, создание из двух компаний одной — эти перемены танком пройдутся только по судьбам простых людей. Впереди большую часть коллектива “Кыргызстан аба жолдору” ждет аттестация, сокращение штатов, безработица. Одна компания “Кыргызстан”, как тот Боливар, всех не вынесет.
    Лариса Ли.

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/14352/


Распечатать: АК “Кыргызстан” — могильщик “Кыргызстан аба жолдору”? РаспечататьОставить комментарий: АК “Кыргызстан” — могильщик “Кыргызстан аба жолдору”? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: АК “Кыргызстан” — могильщик “Кыргызстан аба жолдору”? Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007