Распечатать: Образование в условиях рынка РаспечататьОставить комментарий: Образование в условиях рынка Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Образование в условиях рынка Посмотреть комментарии

14 февраля 2006

ПИСЬМО В НОМЕР

Образование в условиях рынка

    Сегодня для оправдания экономической слабости Кыргызстана приводится миллион доводов, начиная с отсутствия ресурсов и до коррупции и дилетантства в системе власти. Однако кто хочет что–нибудь сделать, находит средства, кто хочет ничего не делать, находит причины. Здесь было бы уместным вооружиться современной философией экономически развитых стран: отсутствие ресурса — тоже ресурс. Возьмем, к примеру, Японию, Новую Зеландию, Швейцарию или миллиардный Китай, по сути, способный ежедневно съедать все, что есть в других странах. Если нет природных ресурсов, то есть тe, о ком мы почему–то забываем, — сами люди! И не может быть более значимого потенциала для любой страны, чем ее граждане.
    Но чтобы этот потенциал проявил себя в полной мере, необходимо его взрастить, образовать и дать ему в руки свободу и знания. Духовный отец современной процветающей экономики США и Китая Альвин Тоффлер в своем политическом бестселлере “Третья волна” увидел в знаниях то, на чем основана вся экономическая система. Более того, знания, оказывается, являются не только самым необходимым ресурсом для того, чтобы разбогатеть, но и наиболее экономичным, а следовательно, и самым приемлемым для стран третьего мира, к которым принадлежит и Кыргызстан.
    Поэтому образование может и должно стать условием и составной частью строительства процветающей экономики Кыргызстана.
    Опыт для этого уже имеется. Геополитическое расположение Кыргызстана оптимально. Как только будет преодолен кризис власти, можно приступать к реализации предлагаемой идеи.
    Современные процессы глобализации сближают все страны и континенты, объединяя непохожие культуры, государственные формы устройства и интернационализируя бизнес, политику и, конечно же, образование. Европа стала инициатором Болонского процесса, чтобы стандартизировать учебные системы и программы образовательных учреждений Евросоюза. Большинство стран СНГ уже подписали документы о своем участии в этом процессе.
    Объединенная экономика Европы и рынок Евразии требуют подготовки специалистов, способных работать в любой точке этой части света при наличии конвертируемого диплома. Таким образом, сама действительность диктует создание условий для возможности выпускникам из разных стран работать в любой другой стране, где могут понадобиться их знания и умения.
    Экспорт — путь к интеграции
    По данным ЮНЕСКО, увеличение числа студентов, обучающихся за границей (так называемая мобильность студентов), произошло за последние 25 лет на 300 процентов. К 2025 году общее количество студентов в мире возрастет с сегодняшних 97 до 260 млн. человек. Иностранных студентов, к тому времени будет 5 — 7 млн., две трети из них составят выходцы из Азии. Страны–“миллиардеры” — Индия и Китай — будут основными поставщиками студентов. Стало быть, борьба между активными игроками на этом рынке развернется именно за эти регионы.
    Международный рынок образовательных услуг превращается в стремительно развивающийся сектор экономики, центральными элементами которого являются международный маркетинг образовательных учреждений и целенаправленный набор иностранных студентов. Лидерами мирового образовательного рынка, который, по оценкам Всемирной торговой организации (ВТО), составляет 50—60 млрд. долларов, являются США, где образование — это пятая по значимости статья экспорта экономики, а также Англия, Франция, Германия, Австрия, Япония и некоторые другие страны. Государства, у которых мало полезных ископаемых, специализируются на экспорте образования. Наиболее яркий пример — Австрия, которая стала естественным местом получения образования для выходцев из Китая, Тайваня, Малайзии и других азиатских регионов. В итоге около 5 млрд. долларов эта страна получает от экспорта образования. При самых приблизительных подсчетах об участии Кыргызстана в мировом образовательном рынке можно прийти к выводу, что вузовская система Кыргызстана зарабатывает 1,5 — 2,0 млн. долларов США на обучении иностранных студентов, включая представителей стран СНГ. Это составляет 0,003 процента от общего бюджета рынка образовательных услуг во всем мире.
    Есть еще одна сильная сторона данного процесса. Экспорт образования является одной из форм успешной интеграции страны в мировое образовательное пространство. Как известно из мировой экономической практики, инвестиции в образование считаются не самым выгодным вложением средств в краткосрочной перспективе, но с точки зрения долгосрочного планирования это наиболее выгодное вложение капитала. Именно поэтому в развитии экспорта образования должно быть заинтересовано само государство.
    Что дает экспорт образования
    В первую очередь, тех студентов, которые оплачивают полную стоимость своего обучения. Данная статья доходов является существенным прибавлением к ежегодно сокращающимся вузовским бюджетам. Как следствие, это еще и создание рабочих мест для определенного количества преподавателей, административных и технических сотрудников вузов.
    Финансовые поступления в бюджет вузов и национальных экономик формируются из платы за обучение, затрат на учебники, книги, на социально–бытовой сектор: питание, одежду, коммуникации, досуг, транспорт, авиабилеты и т. д. Кроме всего прочего, солидная статья доходов в национальную экономику образуется от проживания и питания студентов.
    Совокупный годовой доход от пребывания одного студента в нашей республике колеблется от 3500 до 5000 долларов США. Данные финансовые средства являются прямыми валютными поступлениями в экономику страны.
    Более того, укрепление культурных и экономических связей между странами, участвующими в обмене, является мощным стимулом для притока иностранных инвестиций в страну, принимающую студентов.
    И в связи с этим — о геополитическом расположении Кыргызстана с точки зрения конкуренции высших школ Центральноазиатского региона.
    Казахстан — высшая школа в данной республике успешно продолжает свое развитие за счет казахских студентов. В силу экономического состояния республики, студенты платят за обучение от 1000 до 2000 долларов США, что позволяет системе высшего образования Казахстана развиваться пока без акцента на экспорт образования.
    Узбекистан — политическая система, созданная президентом И. Каримовым, не позволяет говорить о возможности интеграции системы высшего образования в международное образовательное пространство.
    Туркмения — полностью закрытая политическая система исключает возможность участия высшей школы в международном обмене студентов.
    Таджикистан — система высшего образования этой республики пытается интегрироваться в мировое образовательное пространство, но последствия гражданской войны и присутствие элементов нестабильности не позволяют в ближайшее время говорить о серьезном конкурентном влиянии на высшие школы центральноазиатских государств.
    Уникальное геополитическое расположение Кыргызской Республики, созданная во время Советского Союза инфраструктура в области высшего образования плюс культурологические предпосылки — высокий уровень грамотности и толерантности кыргызского населения — позволяют создать условия для внедрения кыргызской высшей школы в международное образовательное пространство. Низкая стоимость жизни и относительно невысокая стоимость за обучение и проживание в нашей стране создают благоприятные условия для студентов из развивающихся стран. Возможность экспорта и реэкспорта студентов из стран Юго–Восточной Азии в международное образовательное пространство уже доказана ведущими вузами Кыргызстана (высшее медицинское, техническое и др. образование).
    Созданная во времена Советского Союза база нынешней системы высшего образования Кыргызской Республики, включающая в себя готовую инфраструктуру и обучающие методики и самое главное — человеческие ресурсы дают шанс высшей школе Кыргызстана интегрироваться во всемирный образовательный рынок.
    Внедрение новых технологий в систему образования Кыргызстана, вход в международную информационную среду обучения и, как следствие этого, возможность выхода на международный образовательный рынок вузов нашей республики — это реалии действительности, требующие государственной стратегии и интеграции высших учебных заведений.
    Что можно сделать
    Прежде всего для того, чтобы Кыргызстан достиг прогресса в указанном направлении, необходимо, чтобы государство признало экспорт образования одним из приоритетных направлений экономической политики.
    Сильная политическая поддержка от руководства страны может стать сигналом для форсированного проведения ряда действий, направленных на содействие вузам КР в налаживании устойчивых международных связей и выход на международные образовательные рынки.
    Комплекс мероприятий должен включать создание и внедрение государственной программы “Экспорт высшего образования КР”.
    Чтобы сохранить и развить систему высшего образования республики, необходимо изменить подходы и методы управления высшей школой. В системе образования должна появиться новая генерация управленцев, способных достойно и, главное, профессионально решать вопросы интеграции высшей школы Кыргызстана в международное образовательное пространство. Еще Аристотель говорил, что основное в образовании — это “догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто сзади”.
    В республике опыт есть
    Наглядным примером сотрудничества с зарубежными вузами и странами, которые оказывают неоценимую помощь в развитии нашей системы образования и подготовке высококвалифицированных кадров, являются Американский университет в Центральной Азии, Кыргызско–Турецкий университет “Манас”, Кыргызско–Российский Славянский университет.
    Так, например, Американский университет в Центральной Азии получил и заработал за 1997 — 2003 гг. более 30 миллионов долларов США. Эти финансовые поступления реализовались в виде оборудования, отличных условий для работы и учебы, высокой заработной платы, новейшей техники, поддержки студентов из малообеспеченных семей и отличников. АУЦА планирует строительство нового комфортного общежития. Благодаря ежегодной помощи Фонда “Сорос — Кыргызстан” библиотека АУЦА ежегодно пополняется книгами на несколько тысяч долларов США и без преувеличения имеет сегодня самый богатый фонд среди всех вузов страны. Дополнительно университет ежегодно получает гранты для проведения исследований преподавателями и студентами, что способствует повышению их квалификации.
    Не отстает от АУЦА и Кыргызско–Турецкий университет “Манас”, который получил не меньше денег от турецкого правительства для строительства нового корпуса, общежития, типографии, приобретения техники, оборудования, книг. Университет лидирует и опережает по уровню заработной платы АУЦА и некоторые известные иностранные фирмы. Самым бесценным вкладом университета “Манас” является безвозмездное обучение студентов из самых отдаленных регионов республики. Кроме того, для их поддержания он выплачивает всем питомцам высокие стипендии, равные заработной плате преподавателей большинства вузов Бишкека.
    Один из ярких примеров сотрудничества Кыргызстана со своими ближайшими соседями является Кыргызско–Российский Славянский университет. Приличный уровень заработной платы для профессорско–преподавательского состава позволил ему собрать в своих стенах лучшие кадры, благодаря которым университет имеет высокий имидж и привлекательность для абитуриентов.
    С этого года руководство Кыргызского государственного технического университета подписало договор о сотрудничестве с одной из сильнейших кузниц по подготовке кадров — Московским техническим университетом им. Баумана. Предполагается повышение квалификации профессорско–преподавательского состава нашего КГТУ в МТУ, активный обмен студентами, новыми разработками, проведение нужных стране исследований, обогащение библиотечного фонда и оказание технической помощи. Сегодня нет сомнений, что это сотрудничество принесет также неоценимые дивиденды для Кыргызстана в виде знаний.
    Распространение подобного опыта среди других вузов республики, которое невозможно без энтузиазма работников Министерства образования, науки и молодежной политики и поддержки правительства, позволило бы параллельно решить множество экономически выгодных задач. Прежде всего это развитие инфраструктуры университетов через грантовую и техническую поддержку зарубежных партнеров. При этом государство не теряет ни цента, но многое приобретает.
    Нашему бедному государству не нужно будет ломать голову над тем, кому же предпочтительнее отдать деньги — пенсионерам и больным, или открыть бюджетные места для бедных студентов. Любой, самый дорогостоящий университет всегда имеет определенный процент мест для поддержания студентов из малоимущих семей. Так, АУЦА предоставляет более 50 % таких мест для поддержания талантливых выпускников из дальних регионов. Университет привлекает для этих целей различные фонды и иностранные посольства. Университет “Манас” вообще не берет денег за обучение, предоставляя студентам самые лучшие условия для учебы и проживания. Кыргызская государственная академия физической культуры и спорта, несмотря на самый маленький бюджет и стоимость обучения по контракту среди всех вузов республики, предоставляет бесплатное обучение талантливым студентам, студентам–сиротам, обеспечивая последних ежедневным калорийным обедом и одеждой.
    В условиях рынка любой уважающий себя университет, заинтересованный получить умного и трудолюбивого студента, для поддержания своего имиджа и привлекательности всегда будет предлагать социальную поддержку.
    Необходимо также констатировать факт, что у населения есть высокая потребность обучать своих детей и получать пусть платное, но качественное образование. Высокий имидж университета всегда позволит ему заработать такие деньги. Поддержка правительством программы экспорта образования сделает вузовское образование доходной статьей нашей экономики.
    Поэтапное внедрение предлагаемой программы может выглядеть следующим образом.
    Первый этап. Разработка концепции реформы образования с целью перехода к конвертации дипломов, которая объединила бы все этапы образовательного процесса, начиная со средней школы и до уровня магистра. Проведение круглых столов по обсуждению рыночной системы образования — кредит–системы. Обсуждение на ученых советах и в коллективах. Поиск зарубежных партнеров как на государственном уровне, так и с привлечением частной инициативы самих университетов.
    Второй этап. Определение зарубежных партнеров. Взаимное знакомство и обмен опытом. Совместная работа над проектами новой системы образования и учебных планов, конвертации дипломов.
    Третий этап. Перевод отдельных факультетов на новую систему обучения. Стажировка администрации и преподавателей в партнерских университетах. Заключение договоров. Подготовка материально–технической базы и библиотек. Осуществление новых проектов внутри университетов для открытия редких и нужных специальностей. Первый выпуск. Апробация. Перевод вузов на полное самообеспечение и самоуправление.
    Одним из обязательных условий реализации этой программы является изменение позиции правительства КР и Министерства образования. Их первоочередной задачей должен стать поиск зарубежных партнеров и открытие на базе имеющихся университетов совместных учебных заведений, контроль за постоянным совершенствованием учебного процесса, конвертация дипломов, определенный заказ на нужные государству специальности. Министерство образования должно полностью отказаться от карательных мер по закрытию университетов, смене их руководства и вмешательству в их финансы. Для этого университеты должны перейти на самоуправление через Совет попечителей.
    Реализация этой программы позволит превратить Кыргызстан в течение 6 — 7 лет в страну, продающую образовательные услуги.
    Программа развития сельских школ
    Школьное образование — обязательная ступенька к среднетехническим и высшим образовательным учреждениям. Предлагаемая схема позволит перевести основные бюджетные деньги, выделяемые сегодня вузам, в сельские школы, так как на селе сегодня проживают более 60 % кыргызстанцев. Это поможет обеспечить сельских школьников лучшими условиями для учебы, книгами, школы — оборудованием. Создать новые лицеи на базе имеющихся школ с обязательным бесплатным обучением определенного количества детей из бедных семей. Поддержать школы–интернаты.
    По такому же плану можно развивать училища и колледжи по всем направлениям: сервис, сельское хозяйство, механизация, швейное дело, общепит, услуги и т. д.
    Создание на базе действующих высших учебных заведений консорциумов по привлечению и обучению иностранных студентов может помочь вузам КР быстрее интегрироваться в международное пространство. Выгодное геополитическое расположение среди республик Центральной Азии может позволить нашей республике занять лидирующее положение в данном секторе экономики.
    Предложенная вниманию читателей идея экспорта образования не является фантастической, либо сложной. Она успешно реализуется отдельными нашими вузами, и, самое главное, находит отклик у главного спонсора образования — нашего населения.
     Гульмиза Сейталиева, кандидат философских наук,
     Жакен Чотоев, кандидат медицинских наук,
     Арсен Айдаралиев, доктор медицинских наук.

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/12980/


Распечатать: Образование в условиях рынка РаспечататьОставить комментарий: Образование в условиях рынка Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Образование в условиях рынка Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007