Распечатать: Не дать ожиреть лошади, РаспечататьОставить комментарий: Не дать ожиреть лошади, Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Не дать ожиреть лошади, Посмотреть комментарии

25 ноября 2005

ПИСЬМО В НОМЕР

Не дать ожиреть лошади,

    или неудобные вопросы вслух
    В обществе накопилось много вопросов, на которые нет ответов. Некоторые из них я направляю по конкретным адресам, хотя догадываюсь, что буду «битым» чиновниками, националистами, лжепатриотами, лжемусульманами и другими. Как известно, Сократ был приговорен к смерти из–за того, что все время задавал неудобные вопросы и тем самым будоражил афинян. Он сравнивал себя с оводом, который не давал своими укусами ожиреть лошади по имени Эллада. Моей стране, в отличие от Древней Греции, не до жиру, но угроза ожирения, неповоротливости мышления, безответственности висит и над нами.
    Вопрос к Конституционному совещанию
    Уважаемые участники Конституционного совещания, вы готовите проект новой Конституции КР, но хотелось бы задать вам вопрос: как будет называться наша страна? В нашей Конституции, написанной на русском языке, записано “Кыргызская Республика (Кыргызстан)”. В России же, где русский язык является государственным, наша страна называется Киргизия. Когда мы пишем или говорим на своем государственном языке Орусия или Германия, россияне или немцы не требуют от нас называть их на своем — Россия или Дойчланд. Почему же тогда мы требуем от россиян и русскоязычных называть нас Кыргызстан?
    Кыргыз или киргиз?
    Второй вопрос вытекает из первого и адресован филологам. На одном из семинаров, организованном еврейской общиной “Хэсед Тиква”, я обратился к ныне покойному Л. Шейману с этим вопросом. Ответ был дипломатичным: “Одна буква не стоит капли крови”.
    После обретения независимости большинство титульной нации, а за ними и русскоязычные (возможно, из–за безопасности, приспособленчества или незнания) заменили в русском языке слово “киргиз” на “кыргыз”. Когда–то, еще при царе–батюшке, русские называли нас киргизцы, дикокаменные киргизы.
    Но язык, как живой организм, развивается, стареет и даже умирает. И сегодня современный русский язык называет мой народ “киргизы”. А кыргыз — это есть не название, а самоназвание. Представьте, если бы мы писали на государственном языке не орустар, а русскийлер. То же самое происходит, когда мы пишем и говорим по–русски “кыргызы”. Тогда вслед за нами армянин потребует называть себя “хай”, грузин — “картвели”, китаец — “хань”, англичанин — “инглиш”, а если казах потребует на русском называть его “казак”, вы представляете, как все перепутается с этими названиями и самоназваниями. Вывод: филология, как любая наука, имеет свои законы, а закон есть закон (dura lex, sed lex). Так что на родном языке я говорю: “Мен кыргызмын!”, а на русском — “Я киргиз!”. ( Набираю эту статью на компьютере, и он мне тоже выдает, подчеркивая красным цветом, что в его русском словаре нет слова “кыргыз”.)
    Вопрос к послу Российской Федерации в Кыргызстане
    На Иссык–Куле есть школа им. Ж.Боконбаева, она считается самой большой в Тонском районе, 1500 учащихся. И хотя в этой школе учится только одна русская девочка, более 80 процентов школьников изъявили желание получить образование на русском языке. Но из–за нехватки новых учебников родители вынуждены покупать их в подземных переходах Бишкека по ценам от 145 до 200 сомов. Но самое интересное, что на них стоит печать “Дар России”. Может быть, вы, уважаемый господин посол, подарите “Дар России” не чиновникам Министерства образования, а этой школе?
    Как иссык–кульская школа им. Ж.Боконбаева намеревается нанести удар по экономике страны
    15 апреля 2003 года Законодательное собрание ЖК КР приняло закон об образовании. В нем есть статья 32. Социальная защита работников системы образования. В ней говорится: “Работникам образования устанавливается доплата: за 5 лет стажа педагогической работы — в размере не менее десяти процентов, 10 лет — не менее двадцати процентов, 15 и более лет — не менее тридцати процентов от заработной платы”.
    Прошло с той поры более двух с половиной лет. Однако учителя СШ им. Ж. Боконбаева ни разу этих доплат не видели. А потому они начинают судиться за свои права. Но на кого подать в суд? На депутатов ЖК, которые приняли закон и забыли о нем? На правительство, которое должно было исполнять закон об образовании, на Генеральную прокуратуру КР, которая должна была надзирать за точным исполнением законодательных актов, или на президента КР, который подписал этот закон и должен был быть его гарантом, но “уехал” и даже не оставил нам своего адреса?
    Однако суд будет, и все, кто хочет присоединиться к борьбе за свои права или получить консультацию, а также адвокаты или юридические конторы, которые захотят безвозмездно помочь учителям и сделать себе доброе имя на добром деле, свяжитесь с руководителем общественного объединения “Союз учителей Тонского района” Лилией Сопиевой. Контактный адрес: Иссык–Кульская область, Тонский район, село Боконбаево, СШ. им. Ж. Боконбаева, тел.:
    (0 3947) 91195.
    Думаю, что суд будет на стороне учителей. Если же депутаты ЖК КР, видя нереальность выполнения закона об образовании, отменят его 32 статью, то просим СМИ опубликовать поименно, кто за что голосовал. Может быть, это пригодится педагогам, когда они пойдут выбирать очередных депутатов Жогорку Кенеша.
     Вопрос к депутатам ЖК КР
     Те, кто следил за работой “легендарного парламента”, помнят, как утверждались флаг и герб Кыргызстана. Флаг поначалу был голубого цвета, как символ неба, а на небе, согласно логике, светит солнце. Но этому воспротивились депутаты с юга, так как голубой цвет в их регионе — это цвет траура. К ним присоединились коммунисты, и в результате флаг стал красным.
    При внимательном рассмотрении этих символов государства можно увидеть еще некоторые моменты, не соответствующие логике. Тундук по замыслу наклонен, значит, он должен быть не круглым, а в форме полукруга. На заднем плане герба из–за гор поднимается солнце, но тени от гор падают так, будто солнце светит справа. На груди у Ак Шумкара нарисовано шесть перышек. Авторы герба пояснили, что это шесть областей республики. Но сегодня у нас семь областей. Человек, который впервые видит наш герб, обычно не замечает озера, так как Иссык–Куль сливается с синим цветом герба.
    Основные цвета символов нашего государства красный и синий. Красный — это южане, синий — северяне. В северной части Кыргызстана транспаранты в основном пишутся на голубой ткани. К сожалению, наш народ разделен даже по цвету. Уважаемые депутаты ЖК, не могли бы вы революционным решением пересмотреть наши символы государства? Государственный флаг США менялся 25 раз в связи с образованием новых штатов. Может, герб сделать красным, как штандарт президента К. Бакиева? Лишь бы не делить граждан на южан и северян.
    Кто сегодня делит киргизов на южан и северян и как с этим бороться?
    Уже со школьной парты наши дети в учебниках читают, что Кыргызстан делится на Север и Юг. В нашем сознании осталось, что Юг — это всегда экономическая отсталость в отличие от промышленного Севера.
     Может, нам поменять названия? Посмотрите внимательно на карту. Ведь Джалал–Абадская, Ошская и Баткенская области это не юг, а скорее юго–запад. Тогда и другие области никак не подходят под определение Северный Кыргызстан. Если к так называемым южным добавить Таласскую область, то Кыргызстан можно будет делить на запад и восток. И это можно обосновать следующим образом. Киргизов Восточного Кыргызстана (Чуй, Нарын, Иссык–Куль) объединяет диалект, обычаи (обычаи здесь на первом месте, ислам — в западной части Кыргызстана) и то, что в основном тут проживают киргизские племена, входящие в группу Он канат (Правое крыло). Да и с точки зрения истории можно было бы легче и удобнее описывать события. Так, например, Кокандское ханство имело сильные позиции в Западном Кыргызстане, присоединение к России началось с востока, Советская власть устанавливалась с запада. Можно было бы обосновать деление на Запад и Восток с точки зрения экономики, культуры и т.д., но это уже будет в будущем чья–то кандидатская, а может быть, и докторская диссертация.
     Вопрос к Духовному управлению мусульман
    К сожалению, киргизы разделены не только сторонами света, но и отношением к исламу. Нет, они не делятся на суннитов, шиитов, исмаилитов или на какие–либо исламские секты. Всех, кто не придерживается взглядов Духовного управления мусульман Кыргызстана, но считают себя мусульманами, называют заблудшими мусульманами. Ясно, что к ним относятся те, кто, прикрываясь Кораном, чинят террор, или те, кто на южном берегу Иссык–Куля в местности Манжылы просят услышать их молитвы и подарить им ребенка, словно Бог не способен услышать в другом месте.
    Во второй суре Корана сказано: “И среди людей некоторые говорят: “Уверовали мы в Аллаха и в последний день”. Но они не веруют.
    Они пытаются обмануть Аллаха и тех, которые уверовали, но обманывают только самих себя и не знают.
    И когда они встречают тех, которые уверовали, они говорят: “Мы уверовали!”. А когда остаются со своими шайтанами, то говорят: “Мы ведь — с вами, мы ведь только издеваемся”.
    Из Корана ясно, что есть мусульмане, которые являются ими только на словах. Они не всегда совершают пять ежедневных молитв, держат пост Орозо только ради фигуры, употребляют спиртное, курят, аморально развлекаются и т.д.
    Почему муфтий мусульман Кыргызстана официально не объявит их заблудшими мусульманами или даже не мусульманами, ведь именно из–за них некоторые киргизы переходят в другие религии. Может, потому, что в их число может попасть около одного миллиона киргизов. Но если не сделать этого, то можно быть неизбранным на должность муфтия.
     Вопрос к Конституционному суду
    Почему Государственная комиссия по делам религий вмешивалась в выборы муфтия мусульман Кыргызстана?
    В Конституции Кыргызстана записано, что религия и все культы отделены от государства.
    Несоблюдение законности, особенно тех положений, которые закреплены в Конституции КР, например: ст. 3 “Территория Кыргызской Республики в существующих границах неприкосновенна и неделима”; ст. 15 “Все в Кыргызской Республике равны перед законом и судом”; ст. 43 “Одно и тоже лицо не может быть избрано президентом Кыргызской Республики более двух сроков подряд” и др., привели 24 марта сего года к событиям, названным революцией.
     А была ли революция?
    Надо прекращать народным массам питать надежды на глубокие качественные изменения в развитии общества, что определяется понятием “революция”. Парламент не распущен, суд остался тот же, Конституция КР не изменилась, к исполнительной власти пришла контрэлита (оппозиция), политический строй не изменился, или, как нас учили в советское время, должна была измениться общественно–экономическая формация.
    Может, в зарубежной социальной науке революция понимается по–другому? Надо обратиться к переводчикам.
     Вопросы к переводчикам
    Японское правительство в Кыргызстане осуществляет грантовую помощь проектам “Корни травы”. Не зная цели этого проекта, поначалу думаешь, что это связано с ботаникой. Но все в проблеме перевода Grant Assistance for Grassroots. Grassroots дословно перевели “Корни травы”, а надо было “Рядовые граждане”. Например, grassroots opinion is against the plan — рядовые граждане против этого плана. Название проекта “Рядовые граждане” вполне соответствовало бы целям этой программы, таким, как безвозмездная финансовая помощь НПО, больницам, начальным школам, исследовательским институтам и другим неприбыльным объединениям.
    Переводчики подвели еще одну солидную организацию — Фонд Сороса, переведя это название “Сорос Фонду”, но по–киргизски надо “Сорос Фондусу”.
    Неправильно переведено на государственный язык нашей страны название Кыргызско–Турецкий университет “Манас”. Надо не Кыргыз–Турк Манас университети, а Манас кыргыз–турк университети. Можете поехать в аэропорт и прочитать название Международный аэропорт “Манас” — на киргизском “Манас эларалык аэропорту”.
     Вопрос о Манасе
     Многие киргизы считают, что Манас это реальная историческая личность. Так они считают, потому что не читают научную литературу. А как же тогда гумбез Манаса в Таласе? Возможно, когда–то давным–давно неграмотный старец на вопрос внука: “Где захоронен Манас?” — указал на единственное в той местности архитектурное сооружение, впоследствии названное гумбезом Манаса. Но ученые обнаружили на нем надпись, где сказано, что здесь покоится Канизек, дочь эмира Абуке, скончавшаяся в 1334 году. И уже сотни лет киргизы молятся над могилой девушки, думая о Манасе.
    Кто такой Манас? Это дух киргизского народа, его менталитет, мировоззрение.
    Что такое Манас? Это эпос киргизского народа, его историческая память и культура.
    Но сегодня на вопрос: “Кто такой Манас?” — можно услышать ответ: “Это мальчик, живущий на соседней улице”. Что такое Манас? Это различные проекты, организации и т.п.
    Один из немногих знатоков киргизской философии Сабыр Иптаров, кстати, один из авторов государственного флага, видит в названии МАНАС завуалированное, скрытое от сглаза первое божество киргизов НЕБО АС+МАН = МАН+АС. У киргизов есть поверье, что если мальчику дать имя Манас, то он вырастет больным и слабым или с ним случится несчастье, так как имя Манас является непомерной ношей для смертного. Хотя это все предрассудки, но нужно с глубоким уважением относиться к этому священному имени, как это с трепетом делали наши предки. А то ведь, например, Манасом назвали медицинскую программу, которая скомпрометировала и себя, и имя Манаса.
    Манас — это наша идеология. Государство должно монополизировать использование этого имени. Нельзя разрешать выдавать свидетельство о рождении детям с именем Манас. Если организации сумеют обосновать использование в своем названии имени Манас, то они обязаны заплатить в казну определенную сумму.
    Завершая свои вопросы, хочу пожелать вам, чтобы дух Манаса поддерживал вас при решении тех проблем, которые сегодня предстали перед вами.
    Таалайбек Исаев,
    Иссык–Куль, п. Каджи–Сай.

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/12075/


Распечатать: Не дать ожиреть лошади, РаспечататьОставить комментарий: Не дать ожиреть лошади, Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Не дать ожиреть лошади, Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007