Распечатать: На чем общество держится РаспечататьОставить комментарий: На чем общество держится Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: На чем общество держится Посмотреть комментарии

19 октября 2005

ПИСЬМО В НОМЕР

На чем общество держится

    Конституция Кыргызской Республики определяет, что базовое образование обязательно и бесплатно. Каждый гражданин вправе получить его в государственных и муниципальных учебных заведениях. Каждый также имеет право на охрану здоровья, на бесплатное пользование сетью государственных и муниципальных учреждений здравоохранения.
    Государство закрепило эти положения в Основном законе потому, что способность работника и членов его семьи к труду обеспечивается удовлетворением потребностей в еде, одежде, жилище и т.д. И если личную потребность к труду работник поддерживает благодаря своему заработку, то заботу об охране его здоровья и здоровья членов его семьи, об обучении и повышении образовательной и профессиональной квалификации детей, других членов семьи государство, заботясь о развитии общества, берет на себя.
    К сожалению, стараниями чиновников всех уровней — от центральной власти до низших звеньев — эти положения Конституции о бесплатном образовании и здравоохранении были выхолощены. И это при том, что кыргызстанцы исправно платили и платят подоходный налог. Беда в том, что конституционные гарантии сохранения здоровья членов общества, создания условий для воспроизводства рабочей силы, воспитания образованной смены оказались не только выхолощенными, но государство наложило ко всему добавочное бремя расходов на рядовых граждан. Дополнительно к подоходному налогу государство ввело систему удержаний в Фонд обязательного медицинского страхования. По сути это должно было обеспечить налогоплательщику дополнительную гарантию квалифицированной медицинской помощи. На деле эта система оказалась конфискационной, безвозвратной для личности.
    Введя обязательное медицинское страхование, законодатель не определил порядок накопления денежных средств на персональном счете страхуемого, тем самым лишив нас возможности осуществлять контроль и права распоряжаться по своему усмотрению этой суммой. Например, пользоваться медицинскими услугами в выбранном им негосударственном учреждении здравоохранения. То есть гражданина лишили права выбора медработника и медучреждения за свои деньги.
    Помимо удержаний в ФОМС, якобы направляемых на нужды здравоохранения без контроля со стороны индивидуальных плательщиков, государство ввело еще так называемую сооплату при обращении больного за медицинской помощью (хирургической, терапевтической и др.), одновременно установив дополнительную плату за лабораторные анализы, исследования (рентгенограммы, бланки и т.п.), якобы устраняющую вымогательство взятки и гарантирующую качество услуг. Увы, увы…
    То же и с образованием. Развитие подрастающего поколения требует заботы не только о его физическом здоровье, но и об обучении, повышении уровня образования, культурного воспитания. Но и тут гарантии Конституции оказались просто декларацией, а не законом прямого действия.
    Финансирование системы образования с начала 90–х годов не имеет ничего общего с целями и задачами финансового обеспечения как ее работников, так и ее материально–технической составляющей. Изжиты такие понятия, как нормативы теплообеспечения, электроосвещения, санитарно–гигиенических условий, наполняемости классов, обеспеченности учебниками, учебно–наглядными пособиями, инвентарем, оборудованием, текущего и капитального ремонта и т.д.
    Правительство свои заботы о финансовом обеспечении ремонта школ переложило на плечи родителей, разрешив привлекать на добровольной основе (именно на добровольной) средства мам и пап учеников в размере 160 сомов. Этот шаг правительства Министерство образования, его управления и отделы в регионах приняли как “добро” на введение обязательной и “законной” оплаты родителями текущих ремонтов школ. Бесплатное по Конституции образование обрело форму обязательных денежных поборов. Ввели коммерческие классы, плату за учебники, и теперь только по Бишкеку дополнительная плата за учебу составляет почти 70 процентов от суммы бюджетного финансирования сферы образования.
    Министерство финансов установило порядок, по которому в образовании из бюджета финансируются лишь заработная плата персоналу и коммунальные расходы. Следует отметить, что коммунальные расходы не обоснованы ни обязательным температурным режимом в помещениях, ни санитарно–физиологическими требованиями к освещению. Все поставлено в зависимость от того, насколько позволяет казна. Похоже, что политика “радетелей за интересы государства” основывается на том, что родители могут и должны содержать школы и детские дошкольные учреждения. Это привело к принципу остаточного финансирования нашего будущего, в нарушение требований Конституции. В итоге внешкольная работа, самодеятельность, группы по профессиональным интересам, спортивные и техническо–оборонные секции оказались за бортом сферы образования.
    Думается, такое отношение государства к здоровью и образованию наших граждан — это большой минус власти. Нужно ли пояснять, что недостаточное финансирование двух таких важных отраслей является лишь следствием развала экономики. А развал этот отчетливо просматривается хотя бы в топливно–энергетическом комплексе республики, в выработке электроэнергии, энергообеспечении и в газовой системе. Электроэнергетика — это фундамент независимости и самостоятельности нашего государства. И то, что эта прибылеобразующая отрасль оказалась в едва ли не кризисном состоянии, говорит о нашем вольном обращении не только с законами.
    Высокая отпускная цена электроэнергии на нужды потребителей обусловлена тем, что население оплачивало ее по тарифам, в которые закладывались, помимо прямых затрат, косвенные. Это, в первую очередь, износ основных средств. Замечу, стоимость износа должна быть по нормам заложена в тарифы. Но в соответствии с требованиями учета она должна аккумулироваться в амортизационном фонде держателем–распорядителем, которым может выступать либо государство, либо, по его распоряжению, уполномоченные (Кыргызглавэнерго, Госкомимущества, Министерство финансов, Министерство экономики или Агентство по энергетике). То есть организации, которые бы определяли как затратный механизм производства, так и тарифы на электроэнергию.
    Почти за 15 лет независимости республики, когда основные фонды производственного и непроизводственного назначения стали нашей собственностью, когда прекратилось изъятие средств из амортизационного фонда в централизованный фонд Минэнерго СССР, и сумма износа всех основных фондов оставалась в распоряжении у нас, правительство республики сегодня должно было бы иметь в резерве практически всю сумму амортизационных отчислений, в два–три раза превышающую стоимость основных средств и позволяющую безболезненно, без финансирования из бюджета или иностранной помощи обновить основные фонды. И то, что у отрасли нет денег на эти цели, — это нонсенс, не укладывающийся в разумные понятия экономики, хозяйственного расчета и финансово–хозяйственной деятельности.
    Примерно такое же положение и в АО “Кыргызгаз” с почти кризисным состоянием его основных фондов. И в этой отрасли совершенно непонятно и не поддается разумному объяснению, почему и как мы дошли до жизни такой. Магистральные линии газопровода построены в республике еще во времена СССР. Кроме многоэтажных коммунальных домов, весь частный сектор строительство распределительных газовых линий оплачивал за свой счет. С начала 90–х годов газификацию своих домов население осуществляет практически за свой счет.
    По данным прессы, получаемый нами из Узбекистана газ по цене 42 доллара США за 1000 куб. м, или 1 сом 72 тыйына за 1 куб. м, реализуется населению в 1,7 раза дороже. Хозяйствующим субъектам газ обходится еще дороже. АО “Кыргызгаз” — это торгово–снабженческая, посредническая организация, не расходующая ни одного тыйына на поиск, разведку, добычу газа, не связанная с риском и дополнительными затратами по уменьшению дебита газа на скважинах, бурением и установкой новых скважин, осуществляющая только перекачку и реализацию газа при 170–процентном доходе с 1 куб. м газа. И если оно не может обновить и привести в соответствие с техническими требованиями трубопроводы и газопередаточные станции, то становится вообще непонятно, чем занимались уполномоченные правительством органы (Госкомимущество, Агентство по энергетике, Министерство экономики, Антимонопольный комитет) и как могла эта организация довести “до ручки” систему газоснабжения страны.
    А что касается итогов такого хозяйствования, то, пожалуй, не надо искать виноватого в лице бывшего президента А.Акаева. Какие мы, такова и экономика. Те, кто командовал этими отраслями, те должностные лица и государственные чиновники, которым была доверена эксплуатация основных средств, обязаны были организовать дело как следует. С них и должен быть спрос..
    Я хотел бы закончить свою статью постулатом: законы существуют, чтобы их выполнять и обеспечивать достойное настоящее и будущее каждого члена общества, каждого гражданина нашего государства. Это должно быть основано на сильной экономике, бережном отношении к природе и ее богатствам, на взвешенной политике государства, ответственного перед человеком.
    Юсупхан Юсупханов, экономист, почетный гражданин г.Бишкека.

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/11659/


Распечатать: На чем общество держится РаспечататьОставить комментарий: На чем общество держится Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: На чем общество держится Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007