Пресс-конференция Курманбека Бакиева в ИТАР-ТАСС
БАКИЕВ: — Это мой первый зарубежный визит, и не случайно, что он состоялся в Россию. Кыргызстан рассматривает Россию как стратегического партнера. В рамках визита я провел встречи с президентом Владимиром Путиным, премьер-министром Михаилом Фрадковым, мэром Москвы Юрием Лужковым. Результаты этих встреч говорят о том, что мы настроены на более тесное, эффективное сотрудничество. Наше взаимодействие развивалось во многих сферах, в том числе в политике. Но мне хотелось бы, чтобы оно развивалось более активно в области экономики и носило более результативный характер.
Несмотря на мартовские события, за полгода товарооборот между Кыргызстаном и Россией возрос. Это свидетельствует о том, что у нас сложились хорошие связи на уровне бизнеса и государства. Имеются также широкие возможности для российских инвесторов.
По моему мнению, каждое государство должно развиваться, опираясь на собственные ресурсы. В Кыргызстане сегодня нет таких ресурсов, например, нефти, как в России и Казахстане. Но у нас есть свой потенциал – это энергетический сектор, золотые запасы, сельское хозяйство, хорошие человеческие ресурсы.
В Кыргызстане существует две серьезные проблемы, которые тормозят развитие страны. Во-первых, — это низкий жизненный уровень населения и значительная безработица. Вторая проблема, которую предстоит решать, — высокий уровень коррупции. В республике уже начата борьба с этим злом. И определенных результатов мы добились.
Необходимо поднимать жизненный уровень населения, решать проблемы трудоустройства – другого эффективного пути я не вижу и не знаю. Мы будем создавать новые рабочие места, строить крупные производства, реконструировать старые предприятия.
ВОПРОС: — В какой стадии находятся переговоры с Парижским клубом по реструктуризации внешнего долга Киргизии? Планируется ли после реструктуризации брать новые кредиты, например, у Японии или других стран?
ОТВЕТ: — По реструктуризации внешнего долга Кыргызстана работа ведется не первый год. Мы начали рассматривать этот вопрос еще в 2001 году, когда я был премьер-министром. Внешний долг Кыргызстана перед Парижским клубом на сегодняшний день составляет 1,9 миллиарда долларов. Кыргызстан выполнил все обязательства, все условия Парижского клуба. Работа идет по графику, и недавняя комиссия Международного валютного фонда это подтвердила.
Было также подписано соглашение между правительством Кыргызстана и правительством России о реструктуризации внешнего долга нашей страны.
Киргизия не будет брать на себя дополнительные кредитные обязательства под гарантии правительства. Существующий долг и так очень большой, он опутывает нас по рукам и ногам. Вместе с тем, будут поощряться прямые и частные инвестиции.
ВОПРОС: — Каковы сегодняшние приоритеты внешней политики Киргизии?
ОТВЕТ: — Внешняя политика, прежде всего, будет направлена на усиление интеграционных процессов в рамках СНГ. Мы также будем выполнять в полной мере все свои международные обязательства, в том числе в рамках ШОС, ЕврАзЭС. Мы приветствуем и поддерживаем меры, которые предпринимает Россия для усиления процессов интеграции на уровне стран СНГ.
ВОПРОС: — Что мешает процессу интеграции республик Центральной Азии?
ОТВЕТ: — На уровне глав государств, правительств и парламентов есть взаимопонимание по большинству вопросов и стремление к интеграции. Воля у глав государств есть. Процесс интеграции в Центральной Азии тормозит отсутствие унифицированного законодательства. Сейчас многие законы в республиках не стыкуются и тормозят этот процесс. Законы, принимаемые на пространстве СНГ, не должны противоречить друг другу, а наоборот, способствовать решению проблем. Это связано и с таможенными вопросами, визовыми режимами. Тем не менее процесс уже пошел.
ВОПРОС: — Какова ситуация с американской военной базой на территории Киргизии?
ОТВЕТ: — Вопрос о сроках пребывания военных баз был поднят на заседании ШОС. В 2001 году Кыргызстан и Узбекистан предоставили свои аэропорты для размещения военных сил, а Россия и Казахстан предоставили свое воздушное пространство. В 2001 году ситуация в Афганистане была очень сложная, там шла настоящая война. Именно поэтому мы приняли такое решение. Оно было согласовано между президентами вышеупомянутых государств. Сегодня ситуация другая.
Сколько времени будет находиться в нашей стране американская военная база Ганси (аэропорт “Манас”) - это вопрос двусторонних отношений между Кыргызстаном и США. Все зависит от того, как будет развиваться ситуация в Афганистане. Там осенью состоятся парламентские выборы, потом время покажет. Как только ситуация в Афганистане нормализуется, будет поставлен вопрос о выводе военной базы.
Во время моих переговоров с министром обороны США Дональдом Рамсфелдом я подчеркнул, что существует необходимость пересмотреть условия соглашения между Кыргызстаном и США. Те расценки, которые существовали в 2001 году за размещение американкой военной базы Ганси, нужно пересмотреть, чтобы экономика страны получила от этого дополнительные вливания. Рамсфелд согласился с увеличением расценок.
ВОПРОС: — Возможно ли создание на территории Киргизии центра по борьбе с международным терроризмом?
ОТВЕТ: — С Российской Федерацией наше сотрудничество в области борьбы с международным терроризмом проходит в рамках ОДКБ, ШОС. Сегодня ни одно государство не может сказать, что оно защищено от международного терроризма и те меры, которые принимаются на самом высоком уровне, полностью обеспечивают безопасность граждан.
В вопросах борьбы с международным терроризмом государства должны тесно сотрудничать и делать все, чтобы эффективно противостоять ему. Что касается антитеррористического центра, то такая структура при необходимости может быть создана.
ВОПРОС: — Проходила информация о создании в Киргизии китайской военной базы. Насколько это соответствует реальности?
ОТВЕТ: — Никаких контактов с Китаем по вопросу создания в Киргизии китайской военной базы не было.
ВОПРОС: — Как планируется развивать туризм в Киргизии?
ОТВЕТ: — Прежде всего любого туриста волнует вопрос безопасности, стабильности в регионе. Кыргызстан предпринимает в этом направлении все необходимые меры.
Кто побывал на озере Иссык-Куль один раз, тот обязательно захочет туда вернуться. На берегу Иссык-Куля есть аэропорт. Сейчас там могут совершать посадку самолеты ЯК-40. Мы удлиняем посадочную полосу, чтобы могли садиться большие самолеты.
Можно будет вылетать из Москвы и приземляться прямо на берегу Иссык-Куля. Мы стараемся развивать инфраструктуру, коммуникации, чтобы туристы без проблем добирались к нам. На побережье Иссык-Куля идет большое строительство, в первую очередь в частном секторе.
ВОПРОС: — Что вы можете сказать о разработке месторождений в Киргизии, о возможностях для инвесторов?
ОТВЕТ: — Что касается золотых месторождений, то золото, которое находится на нашей территории, должно работать на экономику республики, улучшать жизненный уровень людей. А оно, к сожалению, лежит и не работает. До сегодняшнего дня эффективному использованию золотых запасов мешал высокий уровень коррупции.
Киргизия намерена на условиях тендера привлекать всех инвесторов, готовых заниматься разработкой золотых месторождений. Мы не будем делить инвесторов по их принадлежности к какой-либо стране. Для всех подход единый — открытость. Недостатки, имевшие место, исправим.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/11231/