Сто дней председателя Центризбиркома
Предлагаем вашему вниманию интервью нашей газете председателя ЦИК Туйгунаалы Абдраимова, одного из непосредственных исполнителей прошедших «революционных» выборов президента Кыргызстана.
— Туйгунаалы Дуйшеналиевич, примите поздравления с проведением честных и прозрачных выборов президента Кыргызской Республики. Ведь именно так оценило их мировое сообщество. И ОБСЕ, и ПРООН поддержали и похвалили нас, не говоря уже о том, что для СНГ и Центральной Азии эти выборы возвестили неизбежность демократизации этого обширного региона, который в настоящее время переживает сложные политические процессы.
— Спасибо. Я еще раз хочу повторить, что успех выборов в Кыргызстане был главным образом предопределен мартовской революцией и неистребимым стремлением нашего народа к свободе и демократии.
— Как вы относитесь к мнению некоторых наблюдателей ОБСЕ/БДИПЧ, которые выразили удивление столь высокой явкой избирателей — 74,96 %?
— Думаю, ничего странного нет, так как народ устал от безвластия. Кстати, по сравнению с выборами президента в 1995 и 2000 годах явка в 2005 году оказалась несколько ниже: в 2000 году она составляла 77,28 процента, в 2005 — 74,96 процента.
— Вы стали председателем Центризбиркома после революции: сначала были исполняющим обязанности, а с 12 апреля возглавили ЦИК. То есть 20 июля исполнилось ровно 100 дней вашей деятельности в роли председателя. Изменилась ли политика ЦИК с вашим назначением на эту должность, что нового вы внесли в ее работу?
— 11 апреля Жогорку Кенеш назначил досрочные выборы президента. Нужно было организовывать их. Рейтинг доверия к нашей организации был очень низким, обвинений, зачастую несправедливых, много. И тем не менее надо было организовывать работу, на деле доказать, что ЦИК стремится провести честные и свободные выборы. Поэтому мы определили для себя несколько приоритетных направлений и работали по их реализации.
— Вы считаете, что ЦИК критиковали необоснованно?
— Мне кажется, что на всем постсоветском пространстве несколько завышенные требования к центральным избирательным комиссиям. Чтобы не нарушались демократические права, нужно законодательно создать такие условия, при которых легко было бы предупреждать и вскрывать факты фальсификаций. Говорят же, что чисто бывает не там, где убирают, а там, где не сорят. Наши мусорщики работают больше, чем их коллеги в странах Запада, однако Бишкек не может сравниться по чистоте с Веной, Прагой и другими европейскими городами, потому что мы сами не уважаем ни труд уборщиков, ни свой родной город. Точно так же и во время выборов все должны понимать меру своей ответственности, когда речь идет не о каких–то арифметических ошибках, а о покушении на конституционные принципы демократического формирования власти народом. Тем не менее отрадным является факт, что последние выборы показали: в нашем обществе уже появился иммунитет по отношению к массовым подтасовкам голосов. В этом плане, скажем честно, мы сделали гигантский шаг вперед по сравнению со своими соседями и даже Россией.
— И все–таки какие приоритетные задачи и проблемы надо решить нам в первую очередь, чтобы довершить реформу избирательного права и процесса в Кыргызстане до конца и подтянуть его до уровня мировых стандартов?
— Хороший вопрос. Первым и главным я считаю создание независимых участковых избирательных комиссий, которые не должны находиться под влиянием административного ресурса. Я уже не раз говорил журналистам, что трижды баллотировался кандидатом в депутаты ЖК — в 1992, 1995, 2000 годах, один раз был избран — в 1995 году. В 1995 году собирал подписи в поддержку тогдашнего оппозиционного кандидата в президенты О. Текебаева, был одним из руководителей штаба А. Атамбаева. Словом, я хорошо изучил работу участковых избирательных комиссий и убежден, что нельзя допускать, чтобы в составе участковых избирательных комиссий из года в год работали одни и те же председатели, секретари, члены УИК. Поэтому перед формированием участковых избирательных комиссий мы регулярно обращались к политическим партиям и общественным объединениям с предложением выдвигать в составы своих представителей порядочных и честных людей, размещали информацию в «бегущей строке» на КТР и РТР, в статичной заставке и т. д.
— Это помогло обновить комиссии?
— В какой–то мере. Но возникла другая проблема — добросовестные, но неопытные члены комиссий тоже совершают ошибки. Поэтому сейчас мы планируем организовать Учебный центр при ЦИК, чтобы готовить совместно наблюдателей и членов избирательных комиссий. Как показывает практика, спешная подготовка членов комиссий перед самыми выборами особого эффекта не дает. Если внести в Кодекс о выборах норму о том, что 50 процентов состава членов УИК назначают кандидаты в ЖК и президенты соответственно, остальные 50 процентов — политические партии и собрания избирателей, то будущие претенденты на мандаты начнут заблаговременно готовить кадры УИК.
— Что больше всего разочаровало вас в ходе выборов президента?
— То, что руководители на местах нередко повторяли ошибки прошлых лет.
— А чем вы удовлетворены?
— Тем, что избирательные процедуры стали более прозрачными. Я не могу сказать, что полностью удовлетворен работой в этом направлении, но все же сделано немало, и это сказалось на результатах выборов.
Вы знаете, что в ходе подготовки и проведения досрочных выборов впервые были использованы специальные стенды, изготовленные на гранты посольства Японии, на которых вывешивались списки избирателей, и избирателям была предоставлена возможность свободно уточнять данные о себе и своих близких. Протоколы участковых избирательных комиссий изготавливались на самокопирующей бумаге, на них данные записываются только ручкой. Данные о ходе голосования и протоколы об итогах голосования в режиме реального времени вводились в государственную автоматизированную систему, и желающие могли ознакомиться с ними, войдя на наш сайт. Там же размещаются все постановления, инструкции, пресс–релизы, жалобы и ответы на них, анонсы о предстоящих заседаниях, повестка и протоколы заседаний, другая информация. То есть вы можете посмотреть по протоколу заседания, кто как выступал, и сделать свой анализ.
— Какие меры предпринимала ЦИК, чтобы народный выбор был осознанным?
— Мы делали что могли: проводили теле— и радиопередачи, прокручивали ролики с призывом участвовать в выборах, готовили и распространяли плакаты и листовки, проводили теледебаты кандидатов, организовывали коллективные встречи кандидатов с избирателями, чтобы кыргызстанцы лучше узнали кандидатов, сами выступали на радио и телевидении, давали объявления о сроках голосования. А уж избиратели сами решали, идти им на голосование или нет.
— На встречах с журналистами вы часто используете образные выражения. Откуда это у вас?
— Мой отец — Дуйшеналы Абдраимов — является знатоком кыргызского языка, уже издан сборник его стихов. Наверное, это наследственное.
— Многие журналисты почему–то считают, что заседания ЦИК заранее спланированы, идут по написанному сценарию. Вы приходите на заседание с готовым мнением или оно меняется в ходе обсуждения вопросов?
— Я иногда называю себя не торага, а башкарма, потому что порой наши заседания напоминают колхозное собрание: члены ЦИК спорят, перебивают друг друга. Каждый приходит со своим мнением, в том числе и я, но в ходе обсуждения оно может меняться, потому что одна голова хорошо, а 13 — лучше.
— Чем будет заниматься ЦИК после выборов президента?
— Скучать нам не придется. На 31 июля уже назначено переголосование на избирательных участках Курулушского
(№ 11) и Куршабского (№ 39) избирательных округов по выборам депутатов Жогорку Кенеша, затем пойдут повторные выборы по Университетскому округу, выборы вместо выбывших депутатов… Осенью планируются выборы глав местного самоуправления.
Выборы выявили определенные проблемы, которые нам предстоит решать. Одна из главных задач — совершенствование конкретных разделов Кодекса о выборах, касающихся системы регистрации избирателей и списков, организации голосования за рубежом, предвыборной агитации, роли наблюдателей. Поэтому в ближайшее время мы планируем создать группу по внесению изменений и дополнений в Кодекс о выборах, которая будет готовить предложения в Кодекс о выборах.
– В прессе звучат противоречивые сведения о том, как проходили выборы с участием наших земляков в России. Так сколько же кыргызстанцев смогли проголосовать?
— 37 тысяч человек. Это примерно десятая часть всех проживающих кыргызстанцев в России. Я считаю, это очень неплохой результат, учитывая то, что наши земляки живут во всех уголках этой необъятной страны. Несмотря на все недостатки и нарушения со стороны правоохранительных органов России, организация и проведение этих выборов явились сами по себе большой моральной поддержкой наших земляков. Причем это происходит впервые в истории наших выборов.
— Вы планируете организовать Учебный центр при ЦИК, чтобы готовить совместно наблюдателей и членов избирательных комиссий. Вы хотите сказать, что нужно растить совершенно новую генерацию специалистов в этой области?
— Да. Чтобы преодолеть постсоветскую инерцию во время очередных выборов. В прошлую субботу я принял участие в конференции молодых членов участковых избирательных комиссий Ошской, Джалал–Абадской, Баткенской областей и города Оша. И я был приятно удивлен новыми дельными предложениями и идеями, которые выдвигались на этой конференции с целью совершенствования выборного процесса в Кыргызстане. Именно эта категория наших работников является гарантией того, что реформа в нашей области станет необратимой, несмотря на то, что многие среди нас продолжают жить в плену старых стереотипов.
Вообще я счастлив, что мне довелось жить в эпоху, когда народ Кыргызстана проявил подлинный героизм в своем стремлении к лучшему будущему. Нам только следует поддерживать этот дух перемен, чтобы уважать себя и свою страну и чтобы наши потомки также уважали нас.
Беседовал Замир ОСОРОВ.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/10802/