Нужен ли нам такой парламент?
Не покидает меня этот сакраментальный вопрос с того дня, когда парламентарии организовали слушание членов правительства по поводу работы Госкомиссии по расследованию экономических преступлений акаевщины.
Впечатление от этой хорошо организованной шоу-программы с названием «избиение младенца», можно сравнить разве что со взятием «Белого дома», на этот раз уже парламентариями во главе со спикером парламента О. Текебаевым.
Я как рядовой избиратель почувствовал себя униженным и оскорбленным из-за недостойного поведения отдельных народных избранников, в том числе и нашего депутата (о нем речь впереди) перед всем народом Кыргызстана, перед гостями, приглашенными на заседание парламента. Особенно было стыдно перед членами правительства, которые проделали эту, на первый взгляд, неблагодарную работу с разбирательством имущества сбежавшего б. президента, членов его семьи и ближайшего окружения, чтобы вернуть награбленное ими народное добро истинным его хозяевам — народу и государству.
Как сказал известный герой кинофильма «Место встречи изменить нельзя» Глеб Жеглов: «Вор должен сидеть в тюрьме!», то есть виновник, который ограбил свой народ и довел его до нищеты, должен быть наказан. Это вовсе не жажда мести или крови, нет. Это абсолютно объективная необходимость восстановления справедливости, чтобы впредь кому-либо из руководителей республики не было повадно злоупотреблять своим служебным положением и бессовестно обманывать и обкрадывать свой народ.
И это же условие — самое главное требование народной революции, свершившейся 24 марта с. г. Без обязательного исполнения этого условия сама идея революции теряет всякий смысл. Этого, как мне кажется, нельзя допустить ни при каких обстоятельствах, иначе мы предадим интересы революции, а значит, интересы народа Кыргызстана, который доверил свою судьбу временному правительству во главе с премьер-министром, и. о. президента Кыргызской Республики Курманбеком Бакиевым.
Анализируя происшедшее, стараюсь понять: почему парламент, точнее отдельные его члены, так ополчились против правительства, которое по воле и требованию своего народа старается разобраться в запущенном хозяйстве республики, вернуть награбленное имущество, наказать виновных и восстановить справедливость? Какую же цель преследуют эти парламентарии, специально дискредитируя работу правительства перед народом, обвиняя его во всех несуществующих грехах? Кого хотят они прикрыть таким образом от справедливого гнева народа и неминуемого правосудия? Своего бывшего шефа, сбежавшего от гнева народа или свои… тылы, откуда торчат уши лесного разбойника? Почему они ведут себя так нагло и неуважительно по отношению к своим оппонентам, гостям и коллегам? В чем причина такого неуважительного и наплевательского отношения к своим избирателям и всему народу Кыргызстана? Почему они позволяют себе использовать зал заседания парламента как хозяйский двор, где устраивают показательную порку своим провинившимся рабам и слугам?..
На первый взгляд, мне кажется, тут три причины.
Первая и самая главная кроется в том, что парламент созыва 2005 года формировался в период наивысшего расцвета и разгула акаевского режима, когда люди, владеющие какой-либо властью или средствами, могли себе позволить все, что им вздумается, то есть не было предела их возможностям, особенно если они каким-то образом были связаны с Ним или с членами его Семьи. Многие предусмотрительные деятели активно вступали в партию Семьи, чтобы, как говорил спикер парламента, оградить себя от ненужных препятствий. И на них работала вся мощь государственной машины, которая захлебнулась неожиданно в конце марафона, не сумев переварить волю и порядочность отдельных личностей, которые встали на защиту своих попранных прав, чести и достоинства своих избирателей, восстановления справедливости во всем, что касается нелегкой жизни каждого кыргызстанца.
Это было для них полнейшей неожиданностью, что вселило в их душу дискомфорт и неуверенность.
Вторая причина в том, что они не знали, что им придется работать без светоча ААА, с представителями народной власти, которые вчера были в оппозиции.
Это привело их к легкому шоковому состоянию и временной растерянности.
И третья причина в том, что они знают, что мандат депутата парламента им дает право на гарантированную неприкосновенность их личности и имущества.
Это их успокаивает, дает им возможность обрести форму и идти дальше в наступление.
Поэтому, я думаю, их (речь идет лишь об отдельных депутатах, которые стали героями показательного трехдневного шоу-заседания парламента) можно понять: сколько им пришлось приложить неимоверных усилий и старания, чтобы сохранить свое первоначальное лицо перед несуществующим, но довлеющим в их сознании ликом ААА, следящим за ними издалека, с одной стороны, перед членами временного правительства, которые нарыли столько нежелательного вокруг них, что, не дай Бог, завтра возьмутся и за них, но которых можно мочить сегодня, благо у них есть на это право, с другой стороны, и, наконец, в-третьих, повесить лапшу на уши своим избирателелям: вот, мол, смотрите, как я активно борюсь и отстаиваю наши с вами интересы от нехорошего председателя Госкомиссии по расследованию экономических преступлений акаевщины Д. Усенова.
То, что парламент — это говорильня (фр. pагlег — говорить), знают все.
Но так говорить, как это умеют делать наши отдельные парламентарии, не умеют нигде. А как они говорят? Они говорят, по крайней мере, не как парламентарии в парламенте, а скорее всего как киллеры на разборке преступных групп: нагло, беспардонно, безапелляционно.
Знают ли они, что парламент — это все-таки высший законодательный орган власти, осуществляющий управление государством через законы и законодательные акты, которые утверждаются президентом страны?
С другой стороны, Жогорку Кенеш означает в буквальном смысле этого слова Верховный Совет. Соответственно, человек, облеченный властью высшего законодательного органа государства, должен обладать какими-то особыми качествами государственного человека, как–то: болеть душой за судьбу своего народа и государства, уметь слушать и понимать нужды простых людей, заботиться о них и давать советы членам правительства, как правильно распорядиться имеющимися в наличии государства средствами, чтобы самая уязвимая часть населения страны — старики, женщины и дети — была обеспечена в первую очередь.
А что у нас получается?
А у нас получается совсем наоборот, то есть отдельные парламентарии пришли в парламент, чтобы защитить свое имущество (должен заметить, к их сведению, что законно заработанное имущество не нуждается в защите), всячески шантажировать правительство и заступиться за своих бывших шефов, чтобы избежать возможных наказаний. И это происходит в то время, когда каждый кыргызстанец живет в надежде на то, что наконец-то мы сможем наладить все так, чтобы честно и достойно заработать себе на жизнь, содержать семью и воспитывать своих детей, потому что нам теперь никто не мешает, никто не грабит и никто не обманывает, а наоборот, правительство по согласованию с Жогорку Кенешем старается наладить экономику страны, обеспечить социально уязвимую часть населения достаточными средствами для нормального существования.
Как вы догадываетесь, героями шоу на данном заседании ЖК выступили Омурбек Бабанов и Каныбек Иманалиев. Почему именно они? Я думаю, нет необходимости пересказывать все те общеизвестные истины, о которых знают их избиратели и их оппоненты по избирательному округу. Я лично против них ничего не имею. Я просто делюсь всем тем увиденным и услышанным мною из зала заседания парламента по поводу работы Госкомиссии по расследованию экономических преступлений акаевщины.
Всем известно, что вседозволенность и безнаказанность развращают человека. А если к этому добавить еще и безнравственность в поведении человека по отношению к своему народу, то получится наиболее объективный портрет б. президента, его Семьи и окружения. Я думаю, это имеет отношение и к тем нашим героям, которые сделали себе карьеру не без помощи и участия членов семьи Акаевых.
Но надо отдать им должное: они не забывают своих шефов, компаньонов и вдохновителей. Они честно отрабатывают свой хлеб даже здесь, в зале заседаний парламента созыва 2005 года при молчаливом согласии и негласной поддержке спикера парламента. Я думаю, его можно понять, так как еще неизвестно, что может случиться, когда каждый день жаркого лета приносит все новые и неожиданные события, одно интереснее другого.
В порядке констатации факта как о наиболее ярком примере двойного стандарта в поведении человека можно назвать случай, когда в первые послереволюционные дни, в дни начала сева и пахотного сезона в республике, резко повысились цены на дизтопливо. Этим владелец (то есть владелец нефтяных компаний, преуспевающий бизнесмен акаевской пробы) поставил на колени всех фермеров и крестьян республики, чтобы они знали, кто здесь хозяин. Да, мы вышли тогда из положения, так как помогли соседи — Узбекистан и Казахстан, и дизтопливом, и семенным зерном, и другими товарами и продуктами, столь необходимыми для нашей республики.
И этот человек, который поставил на колени свой народ, нуждавшийся в его помощи, в угоду предавшему свой народ изменнику родины смеет с высокой трибуны парламента кому бы то ни было указывать, что он должен и не должен делать! По-моему, он не имеет на то ни морального, ни просто человеческого права. А если это он делает вопреки логике общепринятых правил человеческого поведения, то это просто неуважение, кощунство по отношению к обществу, среди которого он смеет быть.
А где тут высокий долг и ответственность государственного человека перед народом и обществом, ради защиты интересов которых он и был избран депутатом?
Как он вообще, интересно знать, общается с родными, близкими и друзьями после этого?
Что это — геройство или цинизм, безнравственность или абсолютная уверенность в своей безнаказанности?
Что или кто дает ему такую уверенность?
Я думаю, есть о чем подумать всем нам по этому поводу и, в первую очередь, ему самому.
Кыргызы говорят: «Байлык менен бийлик колдун кири, жууса кетет, ?лc? калат».
Пусть он проживет сто лет. Это просто так говорится в народе. Возможно, он не знает об этом.
Что касается господина Каныбека Иманалиева, то стоит особо заметить, что он был, есть и остается любимцем Семьи и одновременно мальчиком на побегушках в распространении идей, принципов и образа жизни лично ААА. Он сумел показать себя довольно талантливым стихотворцем с богатой и гибкой фантазией, способным завуалировать любую сумасшедшую идею в такую благородную словесную оболочку, что не заметишь, где правда, а где ложь. Так что те, кто сегодня оплакивают отсутствие Акаева–старшего, которые не могут спокойно заснуть без его убаюкивающей колыбельной песни о процветающем завтрашнем дне Кыргызстана в результате «добросовестного правления государством», могут спать спокойно, пока с высокой трибуны ЖК Кыргызской Республики поет свои песни в образе Сирены любимец публики и Семьи господин К. Иманалиев.
Я как житель Аламудунского района, где он баллотировался в депутаты ЖК Кыргызской Республики, могу констатировать, что он прошел в депутаты так же, как и все члены партии «Алга Кыргызстан!», на которых работала вся мощь государственной машины, начиная от губернатора области и акимиата района до каждого айыл окмоту со всеми частными и государственными предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на их территории. Приведу лишь один характерный пример из его предвыборной и выборной кампании по избирательному округу N№ 62. В беседе с избирателями дома N№ 1 по ул. Зеленой с. Лебединовка, которые полностью работали на него, К. Иманалиев обещал им за это отремонтировать крышу дома. Когда накануне выборов управляющая домом зашла в штаб, чтобы уточнить, когда начнется ремонт крыши, то члены штаба ответили ей, что сейчас им не до ремонта, а выборы они и так выиграют, так как все работают на них. Поэтому остается лишь проголосовать за него, а потом уж надеяться на ремонт крыши. Так они, избиратели этого дома, до сих пор и ходят с поклоном к господину Иманалиеву: когда он начнет ремонт крыши? Во время последних сильных дождей крыша протекла, затопило все этажи дома, с пятого по первый.
Да, эти выборы состоялись для отдельных депутатов не ради служения Отечеству и народу, а для того, чтобы в депутатской неприкосновенности сохранить свое имущество и положение, добытое в нелегком труде служения ААА и его семье.
Их усердие порой вызывает недоумение. Так, например, господин К. Иманалиев не согласен с мнением людей, которые предлагают 24 марта отмечать как День Победы народной революции. Для него этот день, конечно, день траура, которым закончилась с полнейшим провалом и крахом акаевская эпоха, лишив их особой привилегии — быть недоступными и безнаказанными.
Конечно, мы живем в нелегкое для страны время.
Мне кажется, мы все должны быть более ответственными за свои слова, поступки и дела.
А люди, наделенные властью, просто обязаны быть образцом высокой нравственности, культуры поведения, деловитости и исполнительности.
Я согласен с позицией Курманбека Бакиева, который намерен работать с этим составом парламента не потому, что он в свое время поддержал и утвердил его в должности премьер-министра и и. о. президента Кыргызской Республики или чего-то или кого-то там еще боится он обидеть, нет. Дело, я думаю, в другом.
Дело в том, что сами парламентарии в большинстве своем заслуживают абсолютного уважения, чести и достоинства называться народными депутатами, которых так же волнует судьба народа Кыргызстана, как и всех нас. И, что самое главное, они занимаются конкретными законотворческими, благотворительными и другими профилактическими делами, что придает нам, рядовым избирателям, уверенности и надежды, что наши дела пойдут на лад.
Даже в самые критические минуты, когда отдельные шоумены пытались превратить зал заседаний парламента в балаган для выяснения личных отношений, сдержанность и рассудительность, объективность и справедливость, деловой подход и конструктивизм в их суждениях приводил зал в прежнее русло конкретного и корректного обсуждения текущих дел, которые так нужны для скорейшего налаживания жизни в нашем обществе.
Я хотел бы выразить слова признательности и благодарности депутатам Кубатбеку Байболову, Алишеру Сабирову, Болотбеку Шерниязову, Эркинбеку Алымбекову, Исхаку Масалиеву, Жанторо Сатыбалдиеву, Марату Султанову, Камбаралы Конгантиеву, Ахматбеку Келдибекову и многим другим, которые со знанием дела и высокой гражданской ответственностью решают самые трудные и ответственные задачи, стоящие перед нашими парламентариями и страной в эти тяжелейшие дни становления новой кыргызской народно-демократической государственности, в конструктивном сотрудничестве с представителями временного правительства во имя стабилизации, укрепления и развития нашей Родины. Она у нас одна и не будет никакой другой!
Я думаю, что их положительный пример служения Отечеству станет гарантией стабильности в обществе — краеугольного камня для интенсивного развития экономики страны и создания благоприятных условий для устойчивого повышения жизненного уровня населения республики.
А болезненные амбиции «молодых и грамотных» новоиспеченных коллег, их чванство и бестактность по отношению к представителям других властных структур, надеюсь, со временем перейдут в новое качество с положительными чертами лиц, лишь отдаленно напоминающих лики наших древних предков, то есть «Эрдиги? бар эси? жок», говорится в эпосе «Манас», а опыт, как говорится, дело наживное.
Карыбай ТУРУСБЕКОВ.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/10721/