ШОС на пороге реформ?
Сегодня в Астане состоится саммит глав государств — членов ШОС.
Как известно, Шанхайская организация сотрудничества создана лидерами пяти стран 15 июня 2001 года в Шанхае с целью укрепления взаимного доверия, дружбы и добрососедства, поощрения эффективного сотрудничества в политической, торгово–экономической, научно–технической, энергетической, транспортной и других областях. Одним из важных направлений было определено сотрудничество в области борьбы с терроризмом. Главы государств — членов ШОС подписали Шанхайскую конвенцию о борьбе против «трех зол» — терроризма, сепаратизма и экстремизма.
С начала 2004 года функционируют два постоянно действующих органа ШОС — Секретариат ШОС в Пекине и штаб–квартира Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры ШОС в Ташкенте.
Понятно, что такие мировые и региональные державы, входящие в состав ШОС, как Россия, Китай и Узбекистан, заинтересованы прежде всего в отстаивании своих политических платформ с целью укрепления влияния в Евразии. Малые же страны, такие, как Кыргызстан и Таджикистан, видят в этой организации прежде всего возможности для реализации экономических проектов. Именно по их инициативе была принята Программа многостороннего торгово–экономического сотрудничества государств — членов ШОС, в которой определен список, охватывающий более 100 конкретных экономических проектов, планируемых к осуществлению на территории государств—членов ШОС в ближайшей перспективе.
Ключевым моментом саммита в Астане, безусловно, будет то, как воспримут лидеры ШОС демократические и революционные процессы в Кыргызстане и насколько сможет вписаться и. о. президента Кыргызстана премьер–министр Курманбек Бакиев в компанию явно авторитарных лидеров. Как известно, большинство членов ШОС, мягко говоря, сдержанно отнеслись к нашим событиям, в то время как страны демократии открыто аплодировали бурным переменам в Кыргызстане.
Планируется также рассмотрение вопроса о предоставлении трем обратившимся странам — Пакистану, Ирану и Индии — статуса наблюдателя при ШОС (его уже имеет Монголия). Эксперты неоднократно отмечали, что слабым звеном ШОС является именно отсутствие в ее составе устоявшейся демократической державы. Похоже, эту роль могли бы взять на себя Индия, отчасти Пакистан. Кыргызстан также может внести свою лепту в демократизацию ШОС, если будет вести разговор наравне как с мировыми державами, так и малыми соседями, руководствуясь прежде всего своими интересами и целями построения подлинной демократии и процветающего общества в самом центре Евразии.
Замир ОСОРОВ.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/10652/