Проверки как оружие против бизнеса
«Объем взяток в Кыргызстане четыре года назад был ниже в четыре раза, чем сегодня», — такое заключение международных экспертов, характеризующее современный уровень коррупции в республике, озвучил исполнительный директор ОО «Инвестиционный круглый стол» Рафкат Хасанов. А произошло это во время обсуждения депутатами Жогорку Кенеша, представителями общественных организаций и предпринимателями проекта закона «О проведении проверок хозяйствующих субъектов уполномоченными органами».
Впервые были обнародованы исследования Всемирного банка, показывающие, под каким жестким административным давлением находилось предпринимательство. И как оно при таком прессе умудрялось не только выживать, но еще и развиваться?!
Только в минувшем году было проведено 15 тысяч налоговых проверок, 8 тысяч проверок по выплате страховых взносов в Соцфонд, чуть менее активными были ревизоры пожарной инспекции, санитарной службы и других ведомств. Итого эксперты насчитали 61 тысячу проверок. Наиболее болезненным считается налоговое администрирование. Около 60 процентов предпринимателей уверены, что именно большое количество налоговых проверок мешает их деятельности. Далее они называют макроэкономическую нестабильность (57,8 %). Ставки налогообложения занимают лишь четвертое место в этом списке барьеров (54,65 %).
По количеству проверок по всем видам Кыргызстан лидирует среди стран СНГ и Восточной Европы. Впереди всех мы и по общей продолжительности проверок. У нас они занимают 33 дня, тогда как в Молдове — 21,4, Узбекистане — 15, а Таджикистане — 12,4 дня.
Как правило, чрезмерное количество проверок рождает злоупотребления. Не раз приходилось слышать от бизнесменов, которых фискалы уже «достали», что для дела лучше заплатить ревизорам и выпроводить их, чем терпеть лишние несколько дней. Принципиальность в таких случаях им слишком дорого обходится. Поэтому 80 процентов предпринимателей уверены, что лучше «дать на лапу» проверяющему. Неудивительно, что по уровню взяточничества именно наша страна занимает первое место и намного опережает следующих за нами Грузию и Таджикистан, потом идут Казахстан и Молдова.
Кто те органы, с кем наши деловые люди предпочитают договариваться, и за что они готовы им платить? В первую очередь это налоговики. Им дают взятки, чтобы они не были столь строги при вскрытии нарушений. Бизнесмены не жалеют денег за получение лицензий и разрешений, не забывают отблагодарить пожарную, природоохранную и строительную инспекции и, конечно же, судебные органы. Платят за подключение и пользование компьютерами, за электричество, получение госзаказов, оформление таможенных документов и т. д.
Если раньше размер взяток за налоговые проверки составлял от 70 до 100 долларов, то средний размер мзды за последние три года достиг 400 долларов. Комментируя это явно прогрессирующее явление, депутат Кубатбек Байболов сказал: «Да, хозяйствующие субъекты готовы дать деньги, лишь бы оградить себя, свой бизнес от излишнего присутствия фискалов, которые мешают работе». С ним был солидарен предприниматель Карабанов, поправивший коллегу: «Нас просто вынуждают давать взятки».
По словам Рафката Хасанова, произошла централизация коррупции. «Если администрация президента в самом начале правления Аскара Акаева была самой чистой, то в последние годы — самой замаранной». Эти исследования Всемирного банка прежняя власть не разрешала обнародовать.
Рекомендации улучшить налоговое администрирование для увеличения доходов бюджета налоговики понимали по–своему. Они усиливали прессинг, видя в каждом налогоплательщике потенциального нарушителя. Антогонизм между теми, кто проверял, и теми, кого проверяли, все возрастал.
То, что в погоне за количеством растеряешь качество, подтвердило и заключение международных экспертов: на 15 тысяч налоговых проверок приходится около 427 млн. сомов доначисленных средств. На одну проверку — 29 тысяч сомов. Но зато сумма взяток составила 100 млн., непроизводительные расходы — 330 млн. сомов.
Ни для кого не секрет, что для сотрудников ведомств, а у нас почти все госорганы имеют право кого–то контролировать, надзирать, ходить на проверки — это дополнительный источник доходов. Скажем, Государственная лесная служба в минувшем году согласовала с Министерством экономического развития, промышленности и торговли 195 проверок, осуществила 80. Зато Госкомиссия по строительству и архитектуре получила разрешение на проведение 269 проверок, а осуществила 2900 проверок. И при этом сумма штрафов составила в среднем по каждой из них 44 сома.
Эти цифры лишний раз свидетельствуют о низкой эффективности такого контроля. Платежеспособные нарушители, скорее всего, откупились, а санкциям подверглись те, кто не захотел либо не мог ублажить инспекторов. Такая политика пагубна, ибо она развращает и фискалов, и налогоплательщиков. И негативно отражается на деловом климате страны — тормозит приток инвестиций.
Эти исследования Всемирного банка стали настоящим откровением для представителей фискальных органов. Грешки за собой они чувствуют, но, как показалось, даже не ведали, каких размеров достигли пагубные последствия их администрирования. К сожалению, говорить, что все эти явления в прошлом, не приходится. Предприниматели сегодня жалуются на то, что инвестиционный климат ухудшился. Но это связано не столько с политической нестабильностью и ожиданием президентских выборов, сколько с увеличением количества проверок. Проверяют бизнесменов все, кому не лень. И пожаловаться на них некому, разве что высказать о наболевшем по телефону доверия. Вот эта односторонняя связь и пугает.
Лариса ЛИ.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/10619/