Распечатать: Дороги войны Тамары Балтабаевой РаспечататьОставить комментарий: Дороги войны Тамары Балтабаевой Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Дороги войны Тамары Балтабаевой Посмотреть комментарии

6 мая 2005

КАРЬЕРА

Дороги войны Тамары Балтабаевой

    Немеркнущие страницы патриотизма, беспримерного героизма и самоотверженности в годы Великой Отечественной войны внесли в славную летопись Родины женщины. В памяти народной навсегда сохранятся их подвиги в тылу и на фронте. Рядом с мужчинами верные дочери Кыргызстана стойко переносили все тяготы и невзгоды военного лихолетья, и не было тяжелого дела, которое женщины сочли бы непосильным для себя.
    На фронтах Великой Отечественной воевали 1355 женщин Киргизии. Они были летчицами, снайперами, зенитчицами, радистками, пулеметчицами, разведчицами и, конечно же, сестрами милосердия. Многие из участниц войны разделили горькую участь с воинами–мужчинами, не вернулись с полей сражений, навсегда оставшись молодыми, навечно вписав свои имена в летопись мужества и героизма нашего народа.
    В канун 60–летия Великой Победы над фашизмом я встретилась с участницей войны — зенитчицей Тамарой Мусаевной Балтабаевой.
     Судьба была щедра к ней, одарив красотой, сильным характером, обостренным чувством долга, широтой души, порядочностью.
    Родилась Тамара 15 марта 1921 года в аиле Ак–Бешим Чуйского района. Отец, Мусакожо, владел арабским языком, был известен как знаток народных сказок, дастанов, знал наизусть отрывки из эпоса “Манас”, “Жаныл–Мырза”, “Эр–Тоштук”.
    Мама, Бюбю, добрая и отзывчивая, гостеприимная и приветливая, пользовалась уважением среди земляков. Единственную дочь родители очень любили, баловали. Начальная школа была недалеко от дома, и отец, посадив дочь на плечи, каждый день отправлялся туда. Когда Тамара подросла, родители отдали ее в русскую школу в соседнее село Покровка, куда отец ранним утром отвозил ее на телеге. Тамара училась хорошо, была активной пионеркой, затем комсомолкой.
    Когда Тамара окончила школу, семья переехала в г.Токмак. Девушка стала работать воспитателем детского дома. И хотя вскоре ее назначили инструктором Токмакского горисполкома, она продолжала навещать детей детдома. Война застала ее в этой должности.
    Пожар войны разгорался, охватывая все новые города и села СССР. Фашисты наступали. Каждый день матери горько оплакивали погибших мужей, сыновей. И в далекой от военных действий Киргизии похоронок, которые кыргызы называли “кара–кагаз”, становилось все больше.
    Тамара с двумя русскими подругами написала заявление в военкомат с просьбой отправить на фронт. Однако ответа не было. Тогда девушки поехали во Фрунзе, в военный комиссариат республики. Добившись приема, стали горячо доказывать необходимость их участия в защите Родины.
    И вот 5 апреля 1943 года Тамара уезжала на фронт. Тяжело было родителям расставаться с единственной дочерью. Бледное лицо девушки было словно застывшим, и только невольно навертывающиеся на глаза слезы выдавали ее внутреннее состояние.
    Прощайте, мои дорогие. Прощайте, мои любимые мама, папа, родные, подруги. Прощайте, белоснежные вершины Ала–Тоо, журчащие реки, поля, луга, покрытые яркими тюльпанами, маками. Прощай, родная кыргызская земля. Я обязательно вернусь!
    Через несколько дней эшелон прибыл в Туркмению, в г.Чарджоу. Здесь девушек откомандировали в 52 полк ПВО, который формировался в г.Красноводске, на Каспии. Полк охранял нефтяные скважины. Хорошее знание русского языка помогло Тамаре быстро освоить специальность телефонистки.
    Несколько месяцев девушки жили в полевых условиях, изучали оружие, учились стрелять. А давалась Тамаре армейская наука воевать ох как нелегко.
    За спиной автомат, ноги болтаются в больших армейских ботинках, жара за 40 градусов. Девушки учились ходить строем, бегали 2–3 км. Зной, пыльные бури. Хотелось от бессилия плакать, но ведь сами же добровольно напросились в армию. И они старались все вытерпеть, все мужественно переносили. Особенно тяжело было привыкать к противогазу. Казалось, вот–вот задохнешься, перестанешь дышать. Украдкой Тамара часто краем шинели вытирала песок со щек, а заодно и слезы.
    Даже сейчас, через 62 года, она вспоминает, какими поначалу были они неумелыми и нескладными, боялись выстрелов и как тяжело обретали ратный опыт.
    Через три месяца 52 (женский) полк ПВО перевели в г.Чапаевск Куйбышевской области, на охрану военных объектов. А позднее, осенью, полк отправили в Заполярье, на охрану Мурманского порта.
    Город в развалинах, многоэтажные дома зияют выбитыми окнами, страшный холод. Скорчившись, девушки в шинелях спят на соломе. Холод пронизывает все тело. Часто бомбят фашистские самолеты. Вскоре отделение, в котором служила Тамара, переводят в лес. Кругом снег. В землянках тепло, девушкам стало комфортнее, лучше. Тамара начала учиться ходить на лыжах. Здесь, при обороне Мурманска, она получила свое боевое крещение. Общительная, с организаторскими способностями, она исполняла обязанности замполита роты. Все время девушки были начеку, внимательно следили за небом. Зенитчицы — светлолицые блондинки Дуся Донцова, Маша Чалова и смуглая Тамара — бдительно несут охрану, вглядываясь в тревожное небо.
    …Вот наш летчик подбил фашистский “мессершмитт”.
    Тамара вместе с подругами побежала на лыжах к подбитому, рухнувшему на землю самолету. Вражеский летчик, проваливаясь в глубоком снегу, стал убегать, но ловкая Маша преградила ему дорогу, направив на него автомат.
    Девушки отобрали у гитлеровца наган, часы, документы, взяли его в плен. Сбитому асу было 19 лет, на ломаном русском языке он сказал, что у него на родине девушки не воюют, сказал, что в самолете есть шоколад и консервы. В тот момент, вспоминает Тамара Мусаевна, мы видели в нем ненавистного врага, фашиста, который сокрушался, что этот шестой вылет с бомбардировкой ему не удался.
    Потом был 4–й Украинский фронт, Карело–Финский, Забайкальский. Были бои в Польше, Чехословакии, Манчжурии. Три года непрерывных боевых операций — больших и малых. Три года непрерывной схватки со смертью. И картины одна страшнее другой.
    Польский город Новы–Сонч. Их зенитная установка расположена на открытой платформе военного эшелона. По пальцам рук могут пересчитать девчата дни, когда немецкие самолеты не бомбили военные составы, город. И отражать эти артналеты стало для девушек привычным делом. Это был будничный героизм. Требовалось каждодневно преодолевать себя, подавлять свои эмоции, заставлять делать то, что необходимо для защиты Родины.
    Долгожданную победу Тамара Мусаевна встретила в Чехословакии.
    Нас, вспоминает она, несколько человек, отправили с заданием в Чехословакию. И вот рано утром мы услышали шум, радостные крики, выстрелы. Все кричали: “Победа! Победа!”.
    Мы обнимались, целовали друг друга, плакали, стреляли из наганов, винтовок в воздух. Я тоже палила из нагана со слезами счастья и радости на глазах…
    А 11 мая 1945 года Тамара Мусаевна в составе 4–го Украинского фронта отправилась в Забайкалье, на Дальневосточный фронт. Прибыли в г.Читу в самый разгар советско–японской войны. Оттуда в Монголию, прошли всю Манчжурию.
    Война есть война. Смерть всегда ходила рядом. Очень страшно было, вспоминает Балтабаева, когда на моих глазах подруга подорвалась на японской мине. Японские милитаристы, отступая, заминировали многие дома, объекты, в том числе и дороги. Много солдат погибло тогда от мин.
    В октябре 1945 года был издан указ о демобилизации женщин и пожилых солдат.
    Мы, получив причитающиеся нам за службу деньги, побежали на рынок покупать “цивильную” одежду, подарки родным.
    В ноябре Тамара Мусаевна села в поезд Чита — Луговое, оттуда до Токмака. Живой и невредимой вернулась на родную землю Ала–Тоо. В тот миг, когда она увидела встречавших ее на вокзале поседевших, постаревших родителей и родных, она была самым счастливым человеком на земле.
    Затягивались раны войны. Жизнь постепенно входила в мирное русло. Тамара Мусаевна работала зав.отделом Чуйского райисполкома, затем инструктором ЦК ЛКСМ Киргизии, а через несколько лет была избрана ответственным секретарем Республиканского комитета профсоюза работников госучреждений.
    В эти годы она встретила Анарбека Балтабаева, инвалида Великой Отечественной войны, талантливого певца, заслуженного артиста Киргизской ССР, проработавшего многие годы в Кыргызском государственном театре оперы и балета им.А.Малдыбаева. Оба еще молодые, но прошедшие суровую школу военных испытаний. Оба не раз оказывались лицом к лицу со смертью и вышли из этого поединка победителями. А потому оба знали подлинную цену жизни. И было бы несправедливо, если бы эти люди не встретились, прошли мимо друг друга. Вскоре они поженились. Вместе они прожили 47 лет и очень жаль, что Анарбек Балтабаев, сержант отдельного 94 стрелкового батальона Ленинградского фронта, не дожил два года до 60–летия Великой Победы.
    С 1967 года более тридцати лет Тамара Мусаевна работала заведующей декоративно–прикладным отделом Кыргызского национального музея изобразительных искусств им. Гапара Айтиева.
    — Когда я пришла в музей, здесь был всего один шырдак и туш–кийиз, — рассказывает Тамара Мусаевна. — Руководство музея снарядило меня и двух сотрудников в экспедицию по регионам республики. Мы ездили по самым отдаленным уголкам. Нам показывали уникальные национальные украшения из серебра, изделия древних мастеров. Там, где наша машина не проходила, мы шли пешком. Бывало едва не становились жертвами бродячих собак. Но все эти трудности быстро забывались, так как нам удавалось находить необыкновенные вещи.
    Ежегодно по 3–4 экспедиции снаряжались в глубинки республики для сбора экспонатов. Лучшие забирали в Москву и Ленинград, и мы постоянно старались пополнить фонд произведениями народных умельцев, сохранив для потомков филигранное искусство древних мастеров. Работала Т.М.Балтабаева с большим желанием, вдохновенно, потому что уже тогда поняла, что это и есть та народная мелодия, соединяющая настоящее с прошлым. А память народа, его история — это дорога, указывающая путь в будущее.
    Объездив всю республику, Тамара Мусаевна побывала даже в Джиргатальском районе Таджикистана, где издавна проживают этнические кыргызы. Именно там ее ожидала уникальная находка — старинный кеп такыя (головной убор) из красного бархата с богатой серебряной отделкой.
    С волнением и гордостью Тамара Мусаевна рассказывает об уникальном экспонате, серебряной печати, принадлежавшей Алайской царице Курманжан датке. На гладкой поверхности выгравирована тонкая арабская вязь. Говорят, что этой печатью жена Алымбека датки заверяла документы. Уникальная вещь чудом сохранилась у родственников царственной особы. Долго не хотели они расставаться с памятной реликвией, но все же не устояли под “натиском” Балтабаевой. Дипломатическая способность, прекрасное знание местных обычаев, личное обаяние берут верх: музей пополняется редким экспонатом, перед которым почтительно замирают посетители.
    Тамарой Мусаевной было собрано более трех тысяч экспонатов. И не раз они выставлялись в музеях Москвы, Санкт–Петербурга, Парижа, Армении, Таджикистана, Узбекистана.
    Боевые и трудовые заслуги Т.М.Балтабаевой отмечены орденом Отечественной войны II степени, 13 медалями, многочисленными Почетными грамотами и благодарностями.
    Самые дорогие для меня, говорит Тамара Мусаевна, медали “За победу над Германией” и “За победу под Японией”.
    …На столе фотографии, альбомы, письма. Тамара Мусаевна показывает большую красивую книгу, посвященную 50–летию Великой Победы.
    — Для меня эта книга — незабываемая память. Вместе с делегацией Кыргызстана мне выпала высокая честь в 1995 году быть участницей Парада Победы на Красной площади. Такое не забывается
    Кульбюбю Бектурганова.
    Фото из семейного альбома.

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/10126/


Распечатать: Дороги войны Тамары Балтабаевой РаспечататьОставить комментарий: Дороги войны Тамары Балтабаевой Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Дороги войны Тамары Балтабаевой Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007