Распечатать: ПлачУ и плАчу РаспечататьОставить комментарий: ПлачУ и плАчу Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: ПлачУ и плАчу Посмотреть комментарии

23 октября 2009

ДВА АВТОРА

ПлачУ и плАчу

Министерство образования и науки решило положить конец незаконным школьным поборам. Объявлено именно в такой формулировке. С этой целью ведомством издан приказ "О попечительских советах государственных и муниципальных общеобразовательных организаций Кыргызской Республики". Попечительские советы будут контролировать финансовые поступления и их распределение.

    Общественность вяло отреагировала на это новшество. Родители не верят, что очередной приказ, спущенный сверху, способен изменить взаимоотношения в школьной иерархии. В той самой, где папы и мамы оказались в самом низу. Они в течение одиннадцати лет удерживают на своих плечах шаткую пирамиду. По истечении срока на вакантное место заступают другие "добровольные" атланты. При этом родители не могут, например, просто прийти и поприсутствовать на уроке, чтобы узнать, чему за их собственные деньги учат их собственного ребенка. Для этого нужно получить специальное разрешение от директора учебного заведения. Не может родитель повлиять и на выбор программы. По какому учебнику привык работать учитель, по такому и будут учиться все (еще хуже, если учиться приходится по учебникам, которые оказались на тот момент в библиотеке).

    Теперь министр образования и науки Абдылда Мусаев предложил увеличить административное наказание для родителей за проступки, совершенные их детьми. Ранее Ишенкуль Болджурова в ранге главы ведомства предложила ввести уголовную ответственность для родителей, чьи дети не посещают школу. Впрочем, система образования уже давно рассчитана на то, что родители принимают активное участие в процессе обучения. Речь идет не о контроле или моральной поддержке. Речь о домашних заданиях, которые ребенок просто не может выполнить самостоятельно. Первоклашка должен клеить с мамой или папой книжки-малышки, второклассник - сочинять сказки в стихах, третьеклассник - делать особые карточки, четвероклассник - мастерить поделки из мусора, пятиклассник - собирать гномоны (для тех, кто уже не помнит о своих школьных годах, а с детьми еще не дорос до столь сложной работы, сообщаю, гномон - это солнечные часы). Что будет дальше, пока сказать не могу, поскольку мы учимся как раз в пятом классе. Я вовсе не ропщу. Наоборот, считаю, что это позволяет мне ликвидировать пробелы в моем собственном школьном образовании. Вчера, например, узнала, что саки и скифы - это одно и то же. Заметно улучшился мой английский, я уже не говорю про кыргызский.

    В общем, плюсов масса. Но если уж у меня так много обязанностей, может быть, будет хоть немного прав? Например, право знать, сколько реально выделяет государство школам. Кто и на каком основании решает, какие учебники печатать? Почему английский язык в первом и втором классе признан "лишним" предметом (в текущем году он исчез из расписания в этих параллелях), а музыка и рисование, которые в большинстве школ проводятся исключительно ради проформы, нет?

    И главное, почему государство превратило среднее образование из расходной статьи в доходную? Судите сами: сегодня родители взяли на себя функцию государства по обеспечению школы финансами. Без родительского капитала школы можно будет просто закрыть, в один голос твердят директора. Охотно этому верю, потому что внимательно изучала, сколько получает школа от государства, сколько от родителей и в каких суммах реально нуждается. Разрыв получается колоссальный. А между тем оценка достижений учащихся с помощью тестов PISA и НООДУ продемонстрировала, что "уровень знаний учеников школ, имеющих высокий экономический статус, в целом гораздо выше уровня знаний других школьников". То есть чем больше денег у школы, тем лучше она учит. Вполне естественная закономерность. Понимают это и родители. Поэтому, тяжело вздохнув и затянув пояса, они платят, платят и платят. А школы с этой суммы исправно отчисляют налоги. Почему? Ведь это обязанность государства содержать учебные заведения. Не можете? Так хотя бы не мешайте. А то получается, что отдельные школы в бюджет в виде налогов вносят больше, чем получают из него.

    И потом, что за формулировка "незаконные поборы"? Помилуйте, все взносы в наших школах абсолютно законны. Они разрешены Законом "Об образовании" и делаются исключительно на добровольной основе. У любого директора есть все необходимые бумажки, подтверждающие это. А если какой-то родитель вдруг заартачится, то администрация найдет законную управу и на него. Вот совсем свежий пример. В столичной школе женщина отказалась вносить плату за свою дочь, собирать справки о своей неплатежеспособности она тоже не захотела. Разборки тянулись долго, но в конце концов ребенок получил возможность учиться бесплатно. Законность восторжествовала? Можем, когда захотим? Однако очень скоро выяснилось, что девочка не посещает уроки математики, поскольку на государственную зарплату математика найти не удалось. Есть только почасовик для внеклассных занятий, который работает за дополнительную плату. Мама деньги не внесла, значит, ребенок эти уроки посещать не может.

    Хитро? Однако я не спешу обвинять только администрацию. Думаю, если директора школ будут уверены, что в конце года у них хватит средств сделать ремонт, купить учебники, обновить мебель, они вряд ли будут ходить по родителям с протянутой рукой.

    Порядок в первую очередь надо наводить не в системе образования, а в государственном отношении к ней, искать не следствие, а причину, не стрелочников, а настоящих виновников. Надо, чтобы высший административный аппарат не понаслышке знал о реальных нуждах образования и исходил именно из реалий современной школы, адаптировал бы учебный процесс к сегодняшним условиям и нуждам страны. А то подчас доходит до абсурда: уровень реальных знаний катастрофически снижается, а требования к ним сверху возрастают. Директорам в настоящий момент отдают приказ: сделай и сдай, но не объясняют, как можно покрасить, отремонтировать, освежить, прикупить на выделенную для этого сумму (а то и не выделенную вовсе). И наши бедные педагоги делают невозможное, а потом натужно улыбаются, демонстрируя свои достижения, когда высокая комиссия шествует по школьным коридорам, проверяя соответствие мечты и действительности. В общем, государство должно, наконец, повернуться к образованию лицом. Потому что созерцать его спину и родителям, и учителям уже надоело.

    Наталья ТИМИРБАЕВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/29769/


Распечатать: ПлачУ и плАчу РаспечататьОставить комментарий: ПлачУ и плАчу Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: ПлачУ и плАчу Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8400

EUR 79.2474

RUB   1.0583

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2ToT Technologies • 2007