Распечатать: Адахан МАДУМАРОВ: Коллективная  ответственность есть персональная безответственность РаспечататьОставить комментарий: Адахан МАДУМАРОВ: Коллективная  ответственность есть персональная безответственность Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Адахан МАДУМАРОВ: Коллективная  ответственность есть персональная безответственность Посмотреть комментарии

30 апреля 2010

ПЕРСОНЫ

Адахан МАДУМАРОВ: Коллективная ответственность есть персональная безответственность

- Уважаемый Адахан Кимсанбаевич, вы ушли с поста секретаря Совета безопасности, громко хлопнув дверью. Очевидно, этому решению предшествовали многие события. Расскажите, как все происходило.

    - По многим позициям у нас с президентом были разные точки зрения. Я стоял на своем, а Бакиев мне не раз говорил: "Все находят с Максимом общий язык, только тебе не удается. Измени свой характер". Это еще раз подтверждало его тезис: "Мне не нужны умные люди, мне нужны исполнители".

    Сыр-бор начался, еще когда я работал вице-премьером. Все члены правительства под руководством Феликса Кулова были за вхождение в программу ХИПИК. Я и на заседании правительства, и на заседании парламента предыдущего созыва резко высказал свое отрицательное мнение. Будучи спикером парламента, я очень жестко выступал против приватизации энергосектора, у нас с президентом начались серьезные трения и по другим стратегическим объектам. Не раз были разговоры на очень высоких тонах. Президент наложил вето на законопроект, не позволявший приватизацию объектов энергосектора. Парламенту удалось вето преодолеть. Это был уже самый серьезный раскол, вылившийся в каповый скандал, придуманный на пустом месте. Я подал в отставку с поста торага, а ореховая древесина благополучно "сгнила", как сообщил министр сельводхозпрома. Хотя известно, что она окольными путями была продана соседям.

    - Вы, в отличие от других, оставшись без работы, в оппозицию не пошли. Из принципа?

    - Да. Я никогда не поддерживал радикально-революционно настроенных политиков. В то время кто составлял ряды оппозиционеров? Потерявшие или не получившие портфели. Ими руководило чувство собственной обиды. Хотя после отставки были довольно дельные предложения тех же Кулова, Атамбаева, Текебаева. К сожалению, эти действия были запоздалыми.

    Когда я уходил со всех постов, даже слова благодарности от президента не услышал. Я не получал никаких подарков, не говоря уже о госнаградах.

    Констатирую факты и только факты. Я отказывался от всех предложений президента и почти полгода был безработным. Но однажды президент пригласил меня и предложил должность секретаря Совета безопасности. Он и по телевизору говорил, что долго искал человека на должность секретаря СБ, чтобы он был патриотом, чистым и достаточно известным политиком в СНГ. Не мог найти такого кандидата и обратился ко мне.

    - Вы легко согласились принять это предложение?

    - Нет. Я знал, что будет очень тяжело. К тому моменту стратегия развития нашей страны разрабатывалась в так называемом большом офисе. А там сидели люди, не имевшие никакого отношения к госслужбе. Можно сказать, перелетные советники. Многие политические зубры говорили мне: если хочешь принести пользу, сидеть дома - не героизм. Иди, отстаивай, настаивай, доказывай и действуй.

    - Насколько мне известно, на этом посту вы работали вполне успешно. Почему возникла идея ликвидировать Совбез?

    - Я с гордостью могу сказать, что за 7-8 месяцев были разработаны Концепция национальной безопасности, стратегия ее обеспечения, механизмы реализации этих документов. Мы выстроили систему, выходящую за пределы обеспечения безопасности "Белого дома", охватывающую министерства, ведомства, области и два города - Ош, Бишкек.

    Парадоксально то, что документы были утверждены на заседании Совбеза. А в процессе их реализации возникли непреодолимые противоречия. То есть выстроенная система нацбезопасности стала опасной для самой элиты. Впервые в Кыргызстане начали досрочно освобождать нечистых на руку судей, в их отношении возбуждались уголовные дела. В это время стратегические объекты стали узаконивать путем принятия решений Жогорку Кенеша, отменявших прежние нормативно-правовые акты. Что категорически противоречило концепции нацбезопасности. Возник конфликт взглядов на обеспечение национальной безопасности, и с каждым днем он все более углублялся. Рано или поздно этот нарыв должен был лопнуть.

    Во время заседания Нацкомиссии по борьбе с коррупцией мне передали записку от президента с требованием прийти. У него в кабинете сидели госсекретарь Досбол Нур уулу, руководитель администрации президента Данияр Усенов, руководитель секретариата Оксана Малеваная и председатель ГКНБ Мурат Суталинов. Президент начал разговор с вопроса о том, чем я занимаюсь. "Слышал, что вы провели совещание СБ и заявили о росте коррупции, религиозном экстремизме и предложили достаточно жесткие меры, которые противоречат международным стандартам", - сказал он. Разговор длился долго. Час говорил Бакиев, 40 минут - я. Он упрекал меня во всем, был в гневе.

    Я сказал, что не надо играть спектакль. Перед народом говорить одно, а в кабинете давать мне другие указания. Если действительно есть намерение бороться с коррупцией, было бы хорошо освободить от работы родственников - этого требует народ. "Сидящие здесь люди (я не имел в виду Суталинова) ведут вас прямо туда, куда вели в свое время Акаева. Все ваши решения носят антинародный характер. В обществе назревает бунт. Настоящих коррупционеров назначаете на высокие должности. Люди, укравшие картошку, курицу, сидят в тюрьме. Если не остановитесь, то вас ждет участь Акаева. Вы запрещаете мне говорить об этом. Я никогда не просил у вас должность. Заберите на х...р вашу должность", - резко сказал я.

    Все молчат. Руководитель администрации высказался первым: Мадумарова надо освободить и сделать так, чтобы про него народ забыл, - вычеркнуть из истории Кыргызстана его фамилию. Я ответил жестко: "Ты бы сидел и не вякал, не тебе решать мою судьбу. Для тебя честь и достоинство нашего государства оцениваются деньгами. А честь и достоинство человека бесценны. Тебе этого не понять". Мурат Суталинов сказал: "Извините меня, я не защищаю Адахана Кимсанбаевича, но он прав". Я пожелал удачи президенту и покинул кабинет. Позже ликвидировали Совет безопасности. Причины, я думаю, понятны.

    - Ваше предчувствие подтвердилось. Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию в стране?

    - Ситуация очень тревожная, как бы ни убеждали нас, что все в порядке. Боюсь, что мы уже в третий раз наступаем на те же грабли. Я имею в виду неконституционность всех решений, которые принимает временное правительство. С первых дней говорю о том, что надо вернуться в конституционное поле. Я не питаю любви к парламенту и не снимаю с него ответственность за случившееся. Все решения президента были одобрены подавляющим большинством депутатов, которые занимали соглашательскую позицию. Тем не менее сейчас нужно восстановить работу Жогорку Кенеша, через него сформировать легитимное правительство, наделить его чрезвычайными полномочиями. После этого парламент должен раскаяться, извиниться перед народом и принять мужественное решение о самороспуске. Это будет конституционно.

    - Считаете ли вы парламентскую республику панацеей для Кыргызстана или это иллюзия?

    - Нынешняя ситуация требует жесткого президентского и парламентского правления. Коллективная ответственность парламента будет персональной и коллективной безответственностью. Это будет зеркальным отражением сегодняшнего временного правительства. Ведь из-за Гитлера немцы не ликвидировали должность канцлера. Все зависит не от должности, а от человека, ее занимающего. Яркий пример тому - правление Ельцина и Путина.

    - Но такое правление должны осуществлять сильные личности, профессионально подготовленные и, главное, честные. Найдем ли мы столько персон, отвечающих всем требованиям?

    - У нас народ достаточно образованный. Не хватает политической культуры. Во время выборов играют родственные чувства, надо бы поменять их на любовь к Родине. Но, безусловно, такие люди есть. К сожалению, честные и порядочные у нас все бедные. И шансы их минимальны. Во время выборов каждый гражданин должен ощущать свою персональную ответственность и делать свой выбор не за деньги, не за полученные должности и подарки от кандидатов.

    - Вы один из самых опытных и уважаемых политиков в стране, но сегодня от политики устранились. Значит ли это, что вы в нее не вернетесь?

    - Это не так. Я с первых дней высказываю свое мнение, встречаюсь со всеми иностранными делегациями, которые приезжают в Бишкек, мы обмениваемся мнениями. Моя точка зрения во многом совпадает с позицией международных организаций. Они тоже хотели бы, чтобы Кыргызстан скорее вернулся в конституционное поле. Об этом говорили многие, в том числе и президент России. Другого пути нет. Иначе разрушительные процессы будут бесконечными.

    - Делало ли временное правительство вам какие-то кадровые предложения? Или вы для большинства персон являетесь естественным раздражителем в силу опыта, знаний и авторитета?

    - Предложений не было, и я их не жду, потому что, как вы правильно заметили, я раздражаю и ушедших, и пришедших.

    - То, что Кыргызстан небезразличен России и США, очевидно. Китай не делает громких заявлений, однако также внимательно отслеживает все детали и нюансы ситуации в республике. Временное правительство заявляет о многовекторности. Осуществима ли такая внешняя политика в настоящее время?

    - Чтобы проводить многовекторную политику, нужно определиться со стратегическим партнером, каковым для нас является Россия. Она была, есть и, надеюсь, останется им. Разумеется, мы должны дружить с ближайшими соседями. Кстати, к ближайшим относится и Китай - у нас 1200 километров общей границы. Прежде чем делать какое-либо заявление, нужно соотносить его с менталитетом народа Кыргызстана, который является носителем суверенитета государства. А менталитет нашего народа прекрасно известен.

    - Вы имеете в виду исторически сложившееся тяготение к России?

    - Общность истории, культуры, если хотите, миропонимания, мироощущения и мировосприятия. Этим все сказано.

    - Мы - родные? И всегда можем рассчитывать на взаимность?

    - Родные тоже порой ссорятся, обижаются друг на друга. От этого любовь становится только крепче (улыбается). Посмотрите, какой молодец Янукович. Продлил договор о пребывании ВМФ России в Севастополе и получил невиданные льготы по поставкам и цене газа. Всем хорошо и выгодно. Но самое главное - не только экономические интересы. Народ-то ликует. Даже если националисты выступают против (это, кстати, нормально, что не все общество придерживается одинаковых взглядов). Сближение народов - вот что бесценно.

    - Вы можете дать свою оценку проекту новой Конституции?

    - Я не собираюсь давать оценку. В какой бы редакции ни был представлен Основной закон, процедура принятия  должна быть продиктована самой Конституцией. Ее действие никто не имеет права отменять декретом. Это прерогатива президента, парламента и трехсот тысяч избирателей. Только они могут инициировать референдум по принятию Конституции. Причем после заключения Конституционного суда. А его фактически упразднили - и тоже декретом.

    - Кто может заменить КС? Венецианская комиссия?

    - Никоим образом. Ни один супермеждународный орган не может заменить Конституционный суд КР. Нам могут давать рекомендации, но окончательное решение должно оставаться за КС.

    - И последний вопрос. Вы будете баллотироваться в президенты?

    - Кроме меня, все уже заявили о таком своем желании. Сейчас не время об этом думать. Надо стабилизировать обстановку, восстановить законность и легитимность власти. А баллотироваться в нынешней неразберихе - надо быть камикадзе, готовым разделить участь двух предыдущих президентов.

    Фото Владимира ВОРОНИНА.

    Справка

    А. К. Мадумаров родился в 1965 году в селе Куршаб Узгенского района Ошской области.

    Окончил исторический факультет Тверского государственного университета.

    Неоднократно избирался депутатом Жогорку Кенеша КР.

    С 18 апреля 2005 г. - и. о. вице-премьер-министра, с 30 сентября 2005 по 10 мая 2006-го - вице-премьер-министр КР.

    С 10 мая 2006 по 20 ноября 2007 г. - государственный секретарь КР (сам подал в отставку).

    С декабря 2007-го - депутат Жогорку Кенеша, торага ЖК (за его кандидатуру проголосовали 79 из 90 депутатов). Подал в отставку, а в августе 2008 г. подал заявление о сложении депутатских полномочий.

    С 15 октября 2008 г. по 26 октября 2009 г. - секретарь Совета безопасности Кыргызстана.

    Награжден знаком "Золотое перо" и Почетным дипломом Национального союза писателей Кыргызстана (02.2006 г.), российской медалью "За заслуги" (02.2007 г.).

    Рина Приживойт.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/32031/


Распечатать: Адахан МАДУМАРОВ: Коллективная  ответственность есть персональная безответственность РаспечататьОставить комментарий: Адахан МАДУМАРОВ: Коллективная  ответственность есть персональная безответственность Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Адахан МАДУМАРОВ: Коллективная  ответственность есть персональная безответственность Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007