Распечатать: Кому он нужен, он же памятник? РаспечататьОставить комментарий: Кому он нужен, он же памятник? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Кому он нужен, он же памятник? Посмотреть комментарии

17 июля 2009

ПЕРЕКРЕСТОК

Кому он нужен, он же памятник?

    Включение священной горы Сулайман-Тоо в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО стало событием номер один в культурной жизни нашей страны. Делясь этой новостью, разработчики номинации подчеркнули, что основные заботы по сохранению достопримечательности, в том числе материальные затраты, лягут на нашу страну. В этой связи весьма интересно узнать, готов ли Кыргызстан взять на себя такую ответственность? Насколько эффективно у нас ведется охрана и сохранение историко-культурного наследия? Слово - экспертам.

Тамара ОБОЗОВА, заместитель министра культуры и информации КР

    Все упирается в деньги

    - Сохранение историко-культурного наследия - дело очень дорогостоящее, по этой причине долгие годы ему не уделялось должного внимания. И в нынешней экономически трудной ситуации мы вынуждены работать в основном в рамках международных проектов. В этом плане нас поддерживают ЮНЕСКО и различные международные фонды.

    Внесение священной горы Сулайман-Тоо в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО должно привлечь к нам большое количество зарубежных туристов и паломников. Чтобы быть готовыми к их приему, мы должны создать вокруг горы соответствующую инфраструктуру. Наша достопримечательность сможет по-настоящему стать достоянием всего мира, только если мы выполним все обязательства по ее сохранению.

    Если же говорить в целом о состоянии наших памятников, оно оставляет желать лучшего. Чтобы изменить ситуацию, мы разработали государственную программу до 2015 года по охране и использованию наших памятников истории и культуры, в которую заложили план конкретных мероприятий. Параллельно разрабатываются изменения в Закон об охране и использовании историко-культурного наследия. Этот документ был принят в 1998 году. С тех пор в республике существенно изменилось правовое поле, и многие археологические, архитектурные и другие памятники вместе с землями перешли в частные руки. Теперь нам необходимо выстроить такие отношения, чтобы личные коммерческие интересы не превалировали над государственными. Местные органы власти и Госрегистр, прежде чем выдавать земли, должны согласовывать эти решения с нашими специалистами. Также в новой редакции закона мы хотим детально прописать понятие экспертизы памятников, чтобы впредь не возникало споров о статусе, а также культурной и исторической ценности того или иного объекта, как это сейчас происходит с фонтаном возле ЦУМа.

    Всего в Кыргызстане насчитывается около трех тысяч памятников истории и культуры. Из них в список памятников республиканского значения, утвержденного правительством, внесено 583 объекта. Работа по их охране и сохранению ведется, но назвать ее активной и последовательной нельзя опять же по причине нехватки денег. Эта функция возложена на республиканскую инспекцию охраны памятников, штат которой состоит всего из пяти человек. Если памятник подвергается разрушению, то о его ремонте должны позаботиться местные органы власти, наше министерство может только дать им необходимые указания.

Джумамедель ИМАНКУЛОВ, доктор архитектуры, директор научно- исследовательского проектного института "Кыргызреставрация"

    Мы можем лишиться культурного наследия

    - Историко-культурное наследие наряду с памятниками природы - главное основание для национального самоуважения и признания мирового сообщества. Современная постиндустриальная цивилизация уже осознала его высочайший потенциал, необходимость сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики. Утрата культурных ценностей отразится на нынешнем и будущем поколении, приведет к духовной деградации, утере исторической памяти. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений.

    Тем больнее осознавать, что Кыргызстану грозит опасность лишиться своего культурного наследия не из-за каких-то внешних угроз или природных катаклизмов, а просто в результате бездеятельности, безразличия и беспечности, пренебрежения к своему ценнейшему материальному наследию - документальному свидетельству богатой истории, древней культуры, народной традиции.

    Это не просто слова, а, можно сказать, крик души, ибо как объяснить цивилизованному миру, что наши уникальные памятники архитектуры (Узгенский архитектурный комплекс, мавзолей Шаха Фазиля, минарет Бурана, Таш-Рабат и многие другие) интенсивно разрушаются, потому что на протяжении последних 20 лет они остаются без присмотра, без средств на их содержание, ремонт и реставрацию. Кыргызстану не прибавляет имиджа, когда иностранцы видят своими глазами, как бульдозером сносятся сакские курганы возрастом 3-5 тысяч лет.

    Тихо и бесследно исчезают с лица земли памятники архитектуры, археологии и истории. Предметы старины - изделия из золота, бронзы, серебра, керамика - давно стали предметом бизнеса для "черных археологов". Не лучше обстоит дело в столице республики, исторический облик которой утрачивается с каждым днем. В нарушение законодательства памятники выносятся из государственного списка, приватизируются, отдаются в аренду на 49 лет, что практически означает их утрату.

    Как специалиста меня не столько радует сам факт внесения Сулайман-Тоо в список памятников Всемирного наследия, а то, что она по правилам ЮНЕСКО требует к себе определенного отношения государства. Кыргызстан обязан следовать мировым стандартам. Это должно подтолкнуть наше правительство хотя бы выделить средства на инвентаризацию памятников, поддержание, ремонт и реставрацию объектов, находящихся в охранной зоне, создание инфраструктуры для приема туристов.

    Исправить тяжелое положение с сохранностью культурного наследия можно только на государственном уровне с осуществлением общей политики в области изу-чения, сохранения и использования историко-культурного наследия и включением ее в государственные программы планирования.

Жыпара ТОККАЗИЕВА, археолог, ведущий научный сотрудник Кыргызского государственного исторического музея

    Археология - удел энтузиастов

    - В Историческом музее работаю уже десять лет, пришла сюда сразу после окончания университета. Наш музей один из крупнейших в Центральной Азии. Его фонды насчитывают 94 тысячи предметов музейного значения. В фонде археологии, где я работаю, хранятся около 7 тысяч экспонатов, начиная с эпохи камня до XV века. Многие из этих коллекций уникальны и представляют большую научную ценность, имеют мировое значение.

    В последние годы количество новых поступлений в фонд археологии значительно уменьшилось. Основная причина - наше государство практически не уделяет внимания археологии. Чаще всего пополнение фондов происходит за счет случайных находок, которые нам сдают простые граждане. Это керамические изделия, монеты, буддийские статуэтки. Некоторые даже не требуют вознаграждения, а только просят разрешения посмотреть нашу экспозицию.

    В музее большое внимание уделяется повышению квалификации молодых сотрудников. Прошлым летом благодаря директору мы дважды ездили в научные экскурсии, и многие впервые увидели вживую археологические памятники. Ранее такие поездки не проводились. В этом году планируем съездить на южное побережье Иссык-Куля и провести полевой семинар на могильнике Тосор. Там сейчас работают археологи из КТУ "Манас".

    В данное время у нашего музея нет своего археологического отряда по исследованию древних памятников. Очень надеюсь, что в скором времени мы его создадим. С его помощью можно будет исследовать памятники бронзового века и позднего средневековья и значительно пополнить наши фонды.

    В Казахстане уже несколько лет работает программа по сохранению и исследованию культурного наследия республики, в рамках которой государство регулярно выделяет деньги на археологические исследования. Наши же археологи вынуждены работать на собственном энтузиазме: обращаются к международным организациям, меценатам, находят гранты для своих исследований, работают в различных проектах. Я и другие молодые специалисты участвовали в проекте "Сохранение памятников в верховьях Чуйской долины (Суяб, Навикат, Баласагын)", реализованном НИПИ "Кыргызреставрация" и Национальной академией наук. Мы проводили реставрацию и консервацию второго буддийского храма Краснореченского городища, мавзолея четвертого Буранинского городища и совместно с иностранными экспертами определяли охранную зону этих городищ.

    В нашей стране, чтобы быть археологом, нужно иметь много сил, волю и энтузиазм. Несмотря на все трудности, я твердо решила работать только на родине, ведь у нас еще так много неисследованных памятников. Молодежь приходит в археологию с интересом, но как только начинаются материальные и бытовые трудности, бросает это занятие и переходит на более высокооплачиваемую работу. Неудивительно, что археологов Кыргызстана сегодня можно по пальцам пересчитать. Если государство не обратит внимания на эту проблему, то в будущем у нас просто не останется специалистов.

Эсенжан БЕКТАШЕВ, председатель Союза архитекторов Кыргызстана

    Стыдно за наших чиновников

    - Владельцы или арендаторы исторических зданий обязаны сохранять их в первозданном виде. К зданиям, признанным памятниками архитектуры, нельзя делать дополнительных пристроек. Но у нас эти правила нарушаются сплошь и рядом. Более того, содержать такие строения предпринимателям невыгодно, поэтому они предпочитают их сносить и строить на этом месте современные безликие объекты из стекла и бетона. Так было с историческим зданием на пересечении улицы Боконбаева и бульвара Эркиндик. Оно могло бы простоять еще лет сто, но его состояние признали якобы аварийным, и сейчас там возводится очередное высотное здание. Разразился скандал, ряд чиновников получили выговоры, но нарушения продолжаются. Мы боремся, но пока счет не в нашу пользу.

    Другой яркий пример - фонтан с плакучими ивами возле ЦУМа. В 1976 году его авторы были награждены диплом Союза архитекторов СССР за лучшую постройку года. Несмотря на это, фонтан незаконным путем вывели из списка памятников местного значения и собираются на его месте соорудить очередной торговый объект. Столичная мэрия и Минкультуры должны защищать интересы города, но вместо этого идут на поводу у коммерсантов, попирающих наши законы. Никто не имеет права исключать объект из списка памятников, кроме случаев, когда он пришел в негодность из-за пожара, землетрясения или других природных катаклизмов. Пока вопрос с фонтаном до конца не решен. Нам пришлось обратиться за помощью к президенту, и он поручил правительству разобраться в этом деле.

    Печально, что Бишкек, считавшийся самым зеленым городом в СССР, постепенно лишается своих парков, скверов и бульваров. Вначале высокопоставленные лица понастроили для себя хоромы в парке им. Ататюрка. Сейчас начинается "обустройство" сквера возле медакадемии. Мне стыдно за наших чиновников, допускающих все это. Если процесс вовремя не остановить, наша столица утратит свой уникальный и неповторимый облик.

    Максим ЦОЙ, корреспондент "МСН"

    Хватит жаловаться - пора действовать

    Повторяемые из года в год доводы, что у государства нет денег на охрану историко-культурного наследия, давно  набили оскомину. Чиновники до минимума урезали размеры ассигнований на эти цели, посчитав, что они могут подождать, ведь сперва нужно поднимать экономику. Стоит ли после этого удивляться, что молодежь плохо знает родной язык, историю и традиции. Стали привычными факты вандализма, когда памятники и скульптуры раскрашивают краской, ломают, воруют для сдачи на металл. Престиж профессий, призванных сохранять и приумножать национальное достояние (археологов, реставраторов, музейных работников) "благодаря" унизительным зарплатам упал ниже плинтуса.

    Ситуация с фонтаном возле ЦУМа показала, что до сих пор непонятно, кому должны принадлежать памятники, и, самое главное, кто будет нести ответственность за их сохранность. С попустительства и при участии чиновников памятники становятся объектами сделок купли-продажи. Мнение специалистов и широкой общественности в расчет не принимается.

    Ремонт и реставрацию историко-культурных памятников государство давно не проводило, что не мешает нам строить грандиозные планы по привлечению туристов. Хорошо, что выручают международные организации, выделяющие деньги на различные проекты. Создается впечатление, что для иностранцев сохранение нашей культуры важнее, чем для нас. Но на таком иждивенческом отношении далеко не уедешь. Пора и самим что-то предпринимать.

    Максим ЦОЙ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/28579/


Распечатать: Кому он нужен, он же памятник? РаспечататьОставить комментарий: Кому он нужен, он же памятник? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Кому он нужен, он же памятник? Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007