Открытое письмо
В знаменательный день 24 марта подавляющее большинство кыргызстанцев восторженно поздравляло друг друга: «Вот оно, светлое будущее, мы наконец–то избавимся от Акаева и местных тиранов. Теперь все будет по справедливости», а ставленники Акаева метались из угла в угол, ожидая следующих за каждой революцией репрессий. Но проходили дни, все начальники, все те, кто с экранов ТВ, страниц газет призывали Акаева принять решительные меры, вплоть до применения силы, приободрились. У них появилось время, чтобы найти защитников уже у новой власти или же нагло выдавать себя за оппозиционеров.
Мы работаем в системе высшего образования и поэтому можем более достоверно говорить об обстановке в вузах. Ректоры вузов, обеспечившие явку большей части участников антимитингов и “белошапочников”, победу кандидатов от “Алги, Кыргызстан!” на выборах в ЖК КР, мысленно уже распрощались с должностью ректора. Одни ушли на больничный, другие, как Шаршеналиев, от полной сумятицы в голове принялись подготавливать себе место заведующего кафедрой — “запасной аэродром”. Вовсе не испытывая симпатии друг к другу, ректоры временно объединились перед угрозой увольнения. Открыто творившие беззакония под “крышей” Акаева, теперь они требуют законных оснований для увольнения. Но ведь они должны понимать, что любая финансовая проверка даст эти основания, и тогда они не отделаются только потерей кресла. Видя нерешительность властей, ректоры уверены, что власти не пойдут на это.
Наш КНТУ прославился в последние годы благодаря драконовским, неприемлемым для многих методам руководства Ж. Шаршеналиева. О том, что происходило в университете, можно ставить триллер “Особенности Национального технического университета”. Коллектив, привыкший к частой смене ректоров, к разному стилю руководителей, был огорошен безапелляционностью, грубостью, откровенной ненавистью нового ректора к Политеху. Руководители подразделений, деканы, заведующие кафедрами под угрозой снятия с должности или увольнения в очередной раз прониклись чувством безграничной преданности к патрону и с утроенной энергией принялись исполнять “высочайшие” указания.
Началась волна увольнений. Ректор уволил более 50 преподавателей, среди которых 3 доктора наук, 12 кандидатов и доцентов. Задачу довести этих людей до того, чтобы они сами написали заявление, “блестяще” выполнил проректор А. Султанбеков. Все грязные технологии спецслужб меркнут перед методами “защитника прав членов коллектива” — председателя профсоюзного комитета А. Султанбекова. Угрозами, проверками он доводил людей до нервного истощения, когда они рады были уволиться “по собственному желанию”. В каждой организации сидят клоны ибраимовых, сегизбаевых, которые всячески культивируют самые отрицательные черты своих благодетелей, попутно решая собственные шкурные проблемы. В КНТУ — это бессменная “правая рука” четырех ректоров Султанбеков А., который одновременно был и председателем профсоюзного комитета, и проректором. Мы говорим “был” потому, что он почувствовал: утлое суденышко на этот раз точно потонет и, перекрасившись в цвет революции, пошел искать новое поприще для своих незаурядных талантов хамелеона, бросив очередного шефа расхлебывать кашу. Кстати, он с угрозой сообщил всем, что теперь он понадобился лично Бакиеву. Если это правда, то акаевская семейка и все его приспешники могут спать спокойно.
Взамен уволенных Ж. Шаршеналиев и А. Султанбеков наводнили университет своими родственниками, протеже, ошскими коллегами из технологического университета, где раньше Ж. Шаршеналиев был ректором. Утверждение о том, что ректор укрепил коллектив КНТУ ошскими учеными, шито белыми нитками. Из порядка двадцати переведенных из Оша сотрудников — один доктор наук, три кандидата наук, остальные без ученой степени и, во многих случаях, не имеют соответствующего базового образования. Своего сына, юриста по образованию, ректор назначил заместителем директора крупного подразделения КНТУ, открыв для него дополнительную единицу без всякой необходимости. А. Султанбеков открыл даже новый департамент для сестры своей жены. Заместителем директора Института управления и бизнеса А. Султанбеков назначил родственницу, технолога по образованию. Таким примерам несть числа.
Профессорско-преподавательский состав с удивлением узнал, что ремонт аудиторий, кафедр, общежитий, благоустройство территории должны производиться за счет их собственных средств. Преподавателей при их мизерной зарплате обложили непомерными поборами.
Мы ждали, что весь этот кошмар кончится, когда пройдут выборы ректора. Большинство голосовало “против”. Но результаты ошеломили всех: 97 процентов — за прежнего ректора. Сейчас у нас на руках есть заявления преподавателей о том, что они голосовали “против”. И их количество никак не укладывается в оставшиеся 3 процента.
Ректор все время говорит о том, что создал все условия для работы. Но эти условия созданы за счет средств и труда преподавателей и студентов. Если он имеет в виду ограду вокруг территории, то она больше нужна ректору, одержимому манией преследования, чтобы не впускать в университет неугодных для него людей, уволенных “по собственному желанию”.
Наша инициативная группа уже начала борьбу с ректором и его приспешниками. Мы послали письма Бакиеву К. С., в Республиканский комитет профсоюзов и другие инстанции, встретились с министром образования КР. В КНТУ уже очевидно открытое противостояние между коллективом и ректором. Никто не заинтересован в еще большей дестабилизации ситуации в стране. Проблему надо решать в ближайшие дни.
Новой власти нужно четко понять, что именно система образования всегда выполняла социальный заказ на формирование конкретной идеологии, конкретного типа поведения и мышления членов общества. И руководить такими учебными заведениями должны люди, искренне верящие в идеалы нового общества. Совершенно абсурдно думать, что ректоры вузов, влияющие на умы десятков тысяч молодых людей и в большинстве своем являющиеся людьми, мягко говоря, зрелого возраста, смогут и захотят поменять в одночасье свои убеждения и не вредить тайно или явно новой власти.
Сотрудники КНТУ, всего 27 подписей.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/9946/