Алмазбек Атамбаев: Это не путч, а народная революция
Лидер Социал–демократической партии Алмазбек Атамбаев, озабоченный ситуацией в стране, дал интервью нашей газете.
— Алмазбек Шаршенович, что сегодня вызывает у вас наибольшую тревогу?
— В российских печатных СМИ и по российским телеканалам до сих пор искаженно подается информация о смене власти в стране в результате путча. Без конца транслируются кадры стихийного захвата “Белого дома” неорганизованной толпой.
Это был не путч — это народная революция. Как вы знаете, в тот день собиралось два митинга. Один — у Центра доктора Назаралиева, другой наш — на пересечении улиц Алма–Атинской и Ахунбаева. Наша партия организовала там уже второй митинг. В самом начале шествия нас было четыре тысячи человек. Я честно сказал людям, что мы готовились к мирному митингу на площади возле “Белого дома”, даже искали палатки, чтобы там ночевать. Но, к сожалению, к началу шествия ситуация изменилась, и я сообщил участникам, что на площади собираются молодчики, готовые избивать мирных демонстрантов, завезены камни, чтобы в них кидать, сотрудникам силовых структур выдано боевое оружие.
Никто из участников нашего митинга не струсил, и мы все вместе пошли к “Белому дому”. Когда мы дошли до улицы Советской, нас уже было больше 10 тысяч. Захват “Белого дома” не планировался, никакого путча не было. Просто горожане и жители Кыргызстана были до того настроены против власти, поэтому как только началось это шествие, люди стали присоединяться. Во главе колонны шли участники первого митинга, большую часть из них мы знали поименно — партийцы СДП и практически весь коллектив завода “Кыргызавтмаш”, граждане Кыргызстана всех национальностей. Все они знали свои обязанности. Это была организованная колонна, в первых рядах шли моя жена и дети. Никакой путч не планировался.
— Но “Белый дом” был захвачен, причем практически мгновенно. Значит, все–таки это произошло стихийно, неожиданно для вас?
— Именно из–за провокационных действий властей произошел захват и погром “Белого дома”. Когда мы дошли до пересечения улиц Ахунбаева и Советской, мне позвонила Роза Отунбаева и сказала: “Наших избивают, идите скорее на помощь!”. Неоднократно нам звонили Гияз Токомбаев с такой же просьбой и другие. То есть люди были озлоблены именно действиями властей, которые начали избивать мирных демонстрантов, первыми подошедших на площадь. И молодые ребята пошли на захват “Белого дома”. Когда людьми движет чувство мести, погром остановить трудно. Это не был запланированный захват и разгром — весь народ, весь Бишкек поднялся против режима Акаева. Когда мы поворачивали на проспект Чуй, конца колонны не было видно. Как сказал Феликс Кулов, по оценкам силовиков, на площади было не менее 25 тысяч человек. Власть и силовые структуры были полностью деморализованы.
— По плану или без такового, но власть перешла к оппозиции. Исполнение обязанностей премьер–министра и президента Кыргызстана возложено на Курманбека Бакиева. Формируется временное правительство. Что вы считаете первоочередными задачами новой власти?
— Власть избрана на три месяца. Это временная власть! И не следовало начинать с замены руководства министерств народного образования, здравоохранения и т. д. Сотрудники этих министерств и так выполняют свои обязанности. Достаточно было укрепить руководство силовых структур, которое было деморализовано. Необходимо также срочно создать компетентную комиссию по определению ущерба, нанесенного простым гражданам Кыргызстана. Ведь если здания, как говорили погромщики, принадлежали “семье”, именно зданиям нанесен минимальный ущерб. А пострадали простые граждане, арендаторы, которые ради куска хлеба арендовали площади, например, в той же “Плазе”, они потеряли товар. Следовало по горячим следам создать комиссию с их участием. Пострадали торговцы “Мадины”— простые люди. Надо успокоить людей, решить вопрос с компенсацией ущерба. Ведь есть резервный фонд президента, на тои и курултаи всегда находятся деньги. И здесь определенные суммы тоже можно найти. Я не имею в виду компенсацию тем богатеям, которым принадлежат эти здания. Нужно еще определить, кто их законные владельцы. Я говорю о тысячах простых кыргызстанцев.
— Полностью с вами согласна.
— Нужно остановить эту вакханалию по телевидению. Дело в том, что многие жители регионов, посмотрев передачи российского телевидения, в которых говорится, что погромы в Бишкеке продолжаются, приезжают в столицу поучаствовать в этих событиях. И только увидев, что здесь уже наведен порядок, уезжают обратно. Некоторые передачи российского телевидения накаляют здесь обстановку. Нужна правдивая информация. Временному правительству нужно обратиться с этой просьбой к руководству России.
Вот эти выступления в Кемине. Они же возникают не потому, что кеминцы хотят умереть за Акаева. Это тоже вызвано провокационными заявлениями некоторых ораторов, которые обвиняют кеминцев в действиях бывшей власти. Это неправда. В том же нашем митинге в числе организаторов была делегация из Кеминского района. Потому что простые жители Кемина, как и весь наш народ, доведены до нищеты бывшей властью. Я знаю, что один из самых больших вкладов в наведение порядка вносила и вносит уроженка Кемина Чолпон Турсуновна Баекова. За день до митинга она звонила Душебаеву и разъяснила, где можно проводить митинги, где нельзя — толкование должен давать не горкенеш, а Конституционный суд. Она разъяснила, что нельзя применять оружие против мирных граждан. Да и за последние дни несколько раз утихомиривала митинги в Кемине.
— Как вы оцениваете роль Феликса Кулова и тот факт, что временное правительство до сих пор не оправдало его?
— Феликс Шаршенбаевич за 24 часа навел порядок в столице. Но до сих пор является осужденным. А наши продажные судьи во время погромов в городе прятались в своих норах. Верховному суду надо срочно собраться и принять по Кулову правовое решение. Все мы знаем, что судьи его осудили по заказу бывшей власти. Главное сейчас — успокоить народ, сдержать его эмоции, не допустить нагнетания политической напряженности. Это может кончиться трагедией.
Рина Приживойт.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/9793/