«Нары» не всегда воспитывают
Сейчас много говорят о наказаниях, альтернативных лишению свободы. Я слышал, что многие европейские государства, когда есть возможность, в основном применяют штраф и общественные работы, чтобы не отправлять своего гражданина за решетку. Со штрафом все понятно, а вот про общественные работы слышно мало. Есть ли такое наказание в кыргызском законодательстве и насколько часто оно применяется?
Н.Башаров, г.Бишкек.
Во все времена за преступление следовало наказание. Наказания применялись самые разные, от бесчеловечных пыток и казней до общественного порицания. Признаком цивилизованного общества стало стремление к гуманизации, смягчению наказания и смещение целей наказания от карательных к исправительным. Во всем мире уголовное наказание в виде лишения свободы занимает центральное место в системе правосудия, оно применяется в отношении большинства осужденных. Лица, признанные виновными в совершении тяжкого и особо тяжкого преступления и представляющие серьезную опасность для государства и общества, несомненно, заслуживают наказание в виде лишения свободы. Однако, несмотря на сохраняющуюся актуальность данного вида наказания, налицо его негативные последствия. Условия в тюрьмах далеки от стандартов ООН. Переполненность, отсутствие гигиены, плохое медицинское обслуживание, нехватка продуктов питания в большинстве стран мира являют собой характеристику мест заключения.
На данный момент ни для кого не секрет, что лишение свободы не перевоспитает осужденного, а наоборот, находясь в местах лишения свободы, осужденный пропитывается идеологией преступного мира, а после освобождения, столкнувшись с отсутствием перспектив будущей занятости и проблемами социальной адаптации, еще больше ожесточается. Общественные работы являются одним из новейших “изобретений” в системе альтернативных наказаний и иных мер уголовно–правового принуждения. Впервые это наказание было введено в уголовный кодекс Швейцарии в 1971 году и применялось только в отношении несовершеннолетних правонарушителей в возрасте от 7 до 18 лет. Впоследствии общественные работы в Швейцарии стали назначаться в качестве основного наказания несовершеннолетним, а как дополнительное — взрослым. В последние два десятилетия XX века общественные работы получили широкое распространение в Финляндии, Швеции, Бельгии, Венгрии, Зимбабве и др.
В настоящее время общественные работы применяются в Швейцарии, Англии и Уэльсе, Дании, ФРГ, Франции, Германии, Израиле, Италии, Финляндии, Португалии, Шотландии, Чехии, Канаде, США и других странах.
Перечень альтернативных мер наказания, согласно Уголовному кодексу КР, определяет общественные работы как вид уголовного наказания.
Привлечение к общественным работам — это новый вид наказания в Кыргызской Республике, который введен в уголовное законодательство с 1 октября 1997 г., в действие введен с 1 января 1998 года. Данная мера уголовно–правового характера предусмотрена статьей 43 Уголовного кодекса Кыргызской Республики, сущность которого заключается в ограничении конституционных прав граждан на вознаграждение за труд и на отдых, а также выполнения работ на объектах, определяемых местными органами исполнительной власти по согласованию с уголовно–исполнительной инспекцией.
Согласно Уголовному кодексу Кыргызской Республики, общественные работы как вид уголовного наказания открывают перечень видов наказания и являются наиболее щадящим способом достижения целей наказания, связанных с ограничением свободы.
В 2004 году Представительством PRI в Центральной Азии в рамках Программы малых грантов проекта “Права человека в пенитенциарных учреждениях “Альтернативы тюремному заключению в Кыргызской Республике” был поддержан проект, инициированный фондом поддержки пенитенциарной системы, направленный на выработку механизмов по исполнению наказания в виде привлечения к общественным работам. Благодаря слаженной работе сотрудников фонда, экспертов, представителей ГУИН и Министерства юстиции Кыргызской Республики, а также ответственных лиц Генеральной прокуратуры, Верховного суда, МВД, мэрии г.Бишкек были достигнуты положительные результаты. Свидетельством эффективной работы служит исполнение первого приговора в виде общественных работ. 30 сентября 2004 года данный приговор был вынесен Первомайским районным судом города Бишкек по ст.201 УК КР “Производство и сбыт спирта и спиртосодержащих напитков без лицензии”. Данная статья предусматривает следующие наказания:
— штраф в размере от ста до двухсот минимальных месячных заработных плат,
— общественные работы на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов,
— либо лишение свободы на срок от пяти лет с конфискацией имущества или без таковой.
Совершенное подсудимым деяние суд квалифицировал по названной статье, а именно как хранение с целью сбыта, а равно сбыт спиртосодержащих напитков без лицензии в крупном размере. При назначении наказания суд учел то, что подсудимый признал свою вину и раскаялся в содеянном, впервые привлекается к уголовной ответственности, имеет на иждивении троих детей, обстоятельства, отягчающие его ответственность, отсутствуют. Учитывая это, суд пришел к убеждению, что исправление и перевоспитание подсудимого возможно без лишения его свободы, путем применения общественных работ, предусмотренных санкцией данной статьи.
Исходя из этого, суд приговорил к наказанию в виде общественных работ сроком на 180 часов. Исполнение поручено в ведение Первомайского РОВД г.Бишкек. Приговор вступил в законную силу как необжалованный. Осужденный был взят на профилактический учет по месту жительства и направлен на работу в комбинат благоустройства и зеленого хозяйства при мэрии г.Бишкек, где отбывал наказание в должности дворника, относился к работе добросовестно, никаких претензий со стороны руководства предприятия не имел. В настоящее время приговор исполнен, осужденный снят с профилактического учета.
Марат Джаманкулов, зам.начальника отдела реформирования уголовно–исполнительной системы Минюста республики.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/9776/