Власть вроде есть, но ее почти нет
«Акаева — в отставку!». Это требование звучит по всей стране — в Джалал–Абаде и Оше, Таласе и Бишкеке на многотысячных народных курултаях и митингах. Его не могут заглушить голоса дежурных ораторов на контрмитингах, которые власть устраивает в качестве альтернативных в разных областях страны. Революция в Кыргызстане набирает силу, охватывает все новые регионы.
Ранним утром в воскресенье отряды спецназа одновременно напали на безоружных людей, занявших здания областных администраций в Джалал–Абаде и Оше. Сотни женщин и молодых ребят избивали дубинками, бросали в КамАЗы и увозили неизвестно куда. Сотрудник СНБ, имя которого мы по понятным причинам не можем назвать, утверждает, что против граждан применили газ. Были задержаны председатель Ошского элдик кенеша Анвар Артыков и депутат ЗС Дуйшенкул Чотонов.
В Джалал–Абаде народ стекался отовсюду на городскую площадь, многие по пути вооружались палками и камнями. Войска начали стрелять в воздух, за этим последовала ответная реакция. Люди взяли приступом обладминистрацию, областное и городское управления внутренних дел и подожгли оба здания. В результате столкновений с милицией появились раненые с обеих сторон. После этого часть милиционеров перешла на сторону повстанцев, многие убежали, а часть осталась в осажденных зданиях. Был захвачен аэропорт. Чтобы не допустить посадки самолетов с правительственными войсками, бастующие подожгли летное поле и засыпали гравием взлетно–посадочную полосу.
Народ уже невозможно было остановить ничем, кроме объявления об отставке президента Акаева. Однако глава государства и не думал оставлять свой пост. По сведениям из многих источников, он назначил руководить операциями на юге начальника Пограничной службы КР Садиева и министра внутренних дел Субанбекова, дал им карт–бланш на применение силы, а сам вместе с семьей отбыл в Москву просить помощи.
У Аскара Акаева был выбор — мы неоднократно об этом писали — добровольно уйти в отставку и сохранить лицо или покрыть себя позором.
Он выбрал последнее. Никакого лица у президента уже нет. Вместо него вечером в воскресенье заявление на КТР делал премьер–министр Николай Танаев. Наутро в понедельник мнение президента озвучил его пресс–секретарь, а на КТР наконец прорезались госсекретарь Осмонакун Ибраимов и первый зам.руководителя администрации президента Болот Жанузаков. Такое впечатление, что глава государства покинул Кыргызстан насовсем или пребывает в нездоровом состоянии.
Глава правительства в прямом эфире выглядел далеко не так самоуверенно, как прежде, старался контролировать эмоции. Вот выступление Танаева 20 марта на первом канале в изложении информагентства “Кабар”.
“Глава правительства опроверг информацию о том, что в Джалал–Абаде против штурмующих здание УВД был применен слезоточивый газ. “У нас в милиции нет ни резиновых пуль, ни газа никакого. У нас даже дубинок не хватает, если честно говорить. При этом ни президент, ни я, ни министр внутренних дел не допускаем мысли, чтобы применить против своего народа оружие. У нас уже было такое во время аксыйских событий. Мы против применения оружия против своего народа”, — подчеркнул Н.Танаев.
“Оружие мы не применяли, дым от баллонов некоторые посчитали за газ”, — отметил глава правительства. По его словам, оружие и боеприпасы, которые хранятся на складах в тех же отделах внутренних дел, предназначены на случай боевых действий для отражения военной угрозы извне. “Никто не применял оружие, все милиционеры были безоружны”, — сказал премьер, говоря о выдворении пикетчиков из зданий облгосадминистраций.
Премьер также заявил, что для улаживания ситуации в ряде регионов страны правительство будет придерживаться тактики переговоров.
Касаясь освобождения зданий облгосадминистраций, Н.Танаев отметил: “Не столь важно, что захватили здания, а важно то, что эти два здания функционируют не как здания, а как государственные учреждения, через которые реализуется поддержание нормального уровня жизни, экономики. И когда в течение пяти дней не функционирует эта госструктура, естественно, возникает хаос в целом регионе. Поэтому мы были вынуждены вмешаться, из зданий облгосадминистраций в Оше, Джалал–Абаде вывели людей. При этом никто не пострадал. В Оше пострадал сотрудник милиции, который госпитализирован”. Глава правительства сообщил, что практически всех задержанных потом отпустили.
“Но, пользуясь тем, что слухи быстро распространяются, сегодня утром некоторые из тех, кто захватил здание, распустили слух, что при освобождении здания облгосадминистрации в Джалал–Абаде погибли 10 женщин и 60 человек пропали без вести”, — сообщил Н.Танаев.
Глава правительства сказал, что слухи разошлись быстро, в результате собралось большое количество людей из окрестных сел, которые двинулись к госучреждениям. Увидев это, сотрудники облгосадминистрации во главе с губернатором покинули здание, милиция вместе с солдатами внутренних войск отошла в УВД и ГУВД, чтобы охранять оружие. Протестующие пошли за ними, где их представителям показали задержанных, их было 40 человек. Они заявили, что у них нет никаких претензий. Сотрудники ГУВД сообщили, что их все равно отпускали под расписку.
После того, как отпустили задержанных, начался штурм ГУВД. В ответ милиционеры начали стрелять в воздух холостыми патронами. По словам Н. Танаева, штурмующие подожгли здание паспортного стола, закидали камнями здание УВД, в аэропорту на взлетной полосе подожгли шины и вывалили несколько машин гравия, пикетчики подумали, что будут переброшены дополнительные силы. “Никто туда не собирался вводить дополнительные силы, да и это бесполезно, когда неуправляемая масса людей”, — отметил Н. Танаев.
“Я говорил с Бектуром Асановым, лидером этих людей, с депутатом еще действующего парламента. Я ему сказал, что надо решать вопрос цивилизованным путем, если вы хотите захватить власть в стране, то боритесь конституционным путем на выборах. И мы договорились, что будем вести переговоры”, — сообщил премьер. По его словам, непростая ситуация складывается и в Оше, там тоже угрожают начать радикальные действия.
Премьер также сообщил, что президент А. Акаев никуда не выезжал и в настоящее время находится в Доме правительства.
Кое–что в этом изложении намеренно упущено. К примеру, такая оценка Танаевым действий оппозиции: “Это шаг, направленный на свержение конституционного строя”. “Если вы хотите захватить власть, надо делать это цивилизованно, — сказал он, — участвовать в выборах”.
О “слухах”, которые распространяются очень быстро: “Слухи распускать нечестно, даже подло со стороны тех, кто их распускает”. Премьер сокрушался по поводу того, что начало весенне–полевых работ будет сорвано, и напомнил, что в 2002 в Аксы задержка на 10 дней привела к необходимости оказывать сельчанам помощь. И призвал народ спокойно работать, праздновать Нооруз, а в Джалал–Абаде — не собираться на площади и отмечать праздник дома.
Комментировать лицемерные заявления премьера тошно. Во–первых, требовать отставки президента и правительства — не значит свергать конституционный строй. Выбранный — то есть нанятый народом для выполнения президентских функций — Аскар Акаев не справился со своими обязанностями, узурпировал власть в стране. Народ вправе его отправить в отставку и выбрать себе другого президента. Если бы Аскар Акаевич не цеплялся всеми силами за власть, все проблемы решились бы в один момент. Ведь поначалу южане не требовали его отставки, они добивались встречи с президентом из–за того, что местные власти постоянно вмешивались в избирательный процесс, окружкомы допустили грубые фальсификации при подсчете голосов, суды приняли решения в пользу кандидатов “Алги…”. Не дождавшись, народ просто сменил руководителей в своем регионе и назначил тех, кому доверяет.
Утверждение Танаева, что задержанные не имеют к милиции никаких претензий, звучит нелепо. Может быть, избитые люди, которых забрасывали в машины, как скот, еще и спасибо милиции должны были сказать?
Президент работает, заявил премьер. Поверить невозможно. Чем можно заниматься, когда в стране такое происходит, какую работу выполнять, чтобы не иметь времени выступить по телевидению с обращением к народу Кыргызстана? Конечно, человек он предельно занятой, ему не до таких пустяков, как народные волнения, охватившие весь юг страны. Другое дело, когда затронуты интересы Семьи. Обидевшись на газету “МСН” за “информационный терроризм” по отношению к себе и своей семье, Аскар Акаев мигом бросил всю работу ради обращения к народу по этому важному поводу. Осудил газету и журналистов, заявил, что подает на нас иски в суд, и призвал весь народ следовать его примеру.
Когда уже всем было ясно, что выборы в Кыргызстане были самыми грязными из всех за последние 14 лет, президент обратился к народу с заверениями, что это большой шаг в развитии демократии, наговорил комплиментов виновникам грубейших нарушений закона и поздравил новоиспеченных депутатов с победой. Отлично зная, между прочим, что победа эта куплена для ставленников “Алги...” за большие деньги.
А когда на юге страны революция, против народа были брошены спецвойска и милиция, уже появились жертвы, президенту некогда. Ну коли некогда, то надо уходить в отставку и не накалять страсти. На что надеется А. Акаев — что его пронесет? Похоже, что уже пронесло от страха его семью, выехавшую в Москву, как сообщают различные источники информации в Интернете. О. Ибраимов, А. Сегизбаев, Н. Танаев в один голос твердят, что руководство страны не собирается вводить комендантский час или чрезвычайное положение. Во–первых, для этого нужно согласие парламента. Во–вторых — пусть попробуют. Народ уже не тот, что в 1991 году, да и ситуация совершенно иная. В–третьих, чьими силами можно все это осуществить? Милиция уже полностью деморализована и выступать против народа не станет. Армию можно задействовать лишь при введении чрезвычайного положения или против внешнего врага. Так что обещания ничего серьезного не предпринимать вызваны не великой либеральностью, а страхом и бессилием власти.
Вчера Осмонакун Ибраимов в новостях на российском телеканале назвал протестующих в Джалал–Абаде пьяной толпой. Не с этим бы личиком такое заявлять. Для госсекретаря народ, вставший на защиту своих гражданских прав, — толпа, быдло. И после этого он обвиняет в отсутствии патриотизма нашу газету и журналистов. Кстати, очевидцы рассказывают, что от спецназовцев, бравших приступом в субботу здание областной администрации в Джалал–Абаде, несло перегаром. Вот это похоже на правду — небось, чтобы страх залить, им не по сто грамм “наркомовских” для храбрости перепало.
Болот Жанузаков заявил, что руководство республики готово сесть за стол переговоров. Ныне руководство более всего напоминает всадника без головы. Говорить оппозиция будет не с “всадником”, а только с “головой”, то есть с главой государства. А глава неизвестно где. Вчера на пресс–конференции Курманбек Бакиев опроверг заявление Жанузакова о том, что власти уже обращались к Бакиеву с просьбой содействовать диалогу для недопущения обострения ситуации. “Это наглая ложь, — сказал К. Бакиев, — никто ко мне не обращался, никаких телефонных звонков и встреч не было”.
Было, не было — какая разница? Главное, навешать лапши на уши мировому сообществу: вот, мол, власть старается разрешить ситуацию, а оппозиция не идет на контакт. От этого густопсового вранья уже тошнит, но “Белый дом” так погряз во лжи, что давно не способен сказать хотя бы слово правды. И если в телеэфире наконец появится президент, не следует от него ждать извинений.
Президент никогда не признает, что виной всему происходящему в стране не депутаты, старые и новые, не Сулайман Иманбаев, не губернаторы с акимами, не генералы Жанузаков, Субанбеков, Садиев, а лично он — Аскар Акаев, выстроивший именно такую вертикаль исполнительной власти и сосредоточивший всю реальную власть в своих руках. Он, позволивший своим детям, родственникам и ближайшему окружению нагло разворовывать страну. Он, позволяющий всей этой челяди нарушать законы. Он, гарнтирующий не соблюдение Конституции страны, а ее бесконечные переделки в свою пользу. Он, разогнавший бессчетное число премьеров и правительств. Он, превративший парламент в инструмент для решения личных проблем Семьи. Он, сам ставший послушным инструментом в руках своей старшей дочери и ее супруга — организаторов партии “Алга, Кыргызстан!”, жирующей на деньги, недоданные в казну прихватизированными предприятиями.
Президент сегодня не выходит к народу потому, что ему нечего сказать в свое оправдание. Рано или поздно придется ответить за нищету и бесправие большинства населения Кыргызстана, за изгнанных на чужбину безработных граждан страны, добывающих там пропитание, за полное пренебрежение к пенсионерам, врачам, учителям, милиции, армии.
Сегодня Аскар Акаев прячется от народного гнева за тонированными стеклами автомобилей, за забором госрезиденции, за стенами обнесенного высокой оградой “Белого дома”. Но это призрачная защита. И не такие цитадели обрушивались, когда народу надоедало терпеть. Лучше его до этого не доводить — тогда можно спасти если не честь, то хотя бы жизнь.
Рина Приживойт.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/9745/