Курманбек Бакиев: Это воля народа, он должен победить
Лидер «Народного движения Кыргызстана», председатель Координационного совета народного единства Курманбек Бакиев вчера после своей пресс-конференции согласился дать эксклюзивное интервью для читателей «МСН». Он изменился и внешне, и внутренне — помолодел, подтянулся, стал более жестким и решительным. Ноблес оближ, как говорят французы: положение обязывает. Он возглавил народное движение в Джалал-Абаде, и именно эта область задала тон кыргызстанской революции, приняла на себя самый жесткий удар со стороны власти и оказала мощное противодействие. Напуганная натиском джалалабадцев, милиция в Оше сдалась, как говорится, без боя.
— Курманбек Салиевич, на сегодняшний день вы — самая заметная политическая фигура в оппозиционном лагере. Есть ли взаимопонимание с лидерами других политических партий, движений и блоков, которые не вошли в НДК? Ходят слухи, что опять возникли конфликты, идет дележ портфелей…
— Делить портфели еще рано, не следует этим заниматься. Есть некоторые политики, которые появляются на волне массовых выступлений народа. Всю черновую работу делают одни — собирают людей, деньги с тех, кто хочет и может помочь, все организуют. А потом вдруг появляются политики, которые ничего не делали. Они идут к массам, красиво и умело выступают. Но я считаю, что это не беда — у каждого политика свой метод, свой стиль. Кто как может, тот так и работает.
В Координационный совет НДК, председателем которого я избран, входят около 40 человек — Роза Отунбаева, Дастан Сарыгулов, Анвар Артыков, Акылбек Жапаров — мы его избрали начальником штаба, Николай Байло, Ишенкуль Болджурова, Эркин Булекбаев, Кулубек Боконбаев, Алевтина Проненко, Болот Шамшиев, Виктор Черноморец. Это костяк, он активно работает — люди, которые разделяют наши взгляды, позиции, не обязательно руководители партий.
— Я имела в виду, например, Движение “Атажурт”. Роза Отунбаева была его сопредседателем вместе с Дооронбеком Садырбаевым. Садырбаева сейчас не видно, не слышно. А Роза Исаковна, она где — в “Атажурте” или с вами?
— Роза Отунбаева с нами и очень активно ведет работу. Она принимала участие в народных курултаях и в Джалал-Абадской области, и в Ошской области. Хотя она недавно в Кыргызстане, но, по-моему, уже сориентировалась.
— Вы встречаетесь с руководителями партий в Бишкеке, других областях?
— Только вчера встречались с Алмазбеком Атамбаевым. Он тоже нас поддерживает. Что касается Адахана Мадумарова — он был занят своими выборными делами. Теперь подключился очень активно — привел людей на ошский курултай, сам выступал. Муратбек Иманалиев никаких активных действий пока не предпринимал. Он приходит, встречается с нами, общается.
— Следовательно, общего плана действий пока нет?
— У нас, у Координационного совета народного единства Кыргызстана, свой план есть. Что касается других партий, движений — я не знаю, какие у них планы.
— Вчера Танаев сказал, что президент в Бишкеке, он работает. Но никто его не видит, он ни с кем не встречается. Забаррикадировался… Международные СМИ сообщают, что Аскар Акаев летал в Москву за поддержкой. Вам известно, так это или нет?
— Не знаю. Помните, после аксыйских событий тоже говорили, что его не было... У него, как всегда, козел отпущения — правительство.
— Но нынешний “козел” на юг не поехал. Когда вы были премьером, после аксыйской трагедии вы единственный сразу поехали туда, говорили с народом.
— Создается впечатление, что президента все-таки нет — по крайней мере, вчера, сегодня. Может быть, появится. Отказать в приеме сразу трем послам — США, Германии и ОБСЕ, когда известно, что применено оружие, прозвучали выстрелы, имеются раненые… Я думаю, что реакция президента должна была быть незамедлительной. Но мы пока никакой реакции не видим.
— Депутаты легитимного парламента третьего созыва не намерены собраться? Власти сначала хотели провести заседание нового парламента 30 марта, потом поняли, что промедление смерти подобно. Есть информация, что теперь, в связи со сложной ситуацией, первое заседание однопалатного ЖК намечено на 24 марта. Тем более что 25 ожидается визит российского премьер-министра Фрадкова…
— Мы хотим собраться, сейчас оповещаем всех депутатов. В нынешней ситуации, наверное, не стоило бы сейчас торопиться с началом работы нового Жогорку Кенеша. При таком негодовании народа следовало бы сначала расставить все точки над “i”.
— С торага ЗС Абдыганы Эркебаевым вы ни разу не встретились, не поговорили?
— Нет. Мы же к нему обратились, просили приехать, организовать сессию. К сожалению, он отказался. Спасибо Байболову. Он пришел, открыл наши парламентские слушания…
— Если депутаты старого парламента соберутся без спикера, вы можете поставить вопрос об отставке президента?
— Да, конечно.
— А если он к вам так и не выйдет, “закопается” — тогда что?
— Ну он же не может бесконечно “закапываться”…
— Может.
— Вы посмотрите, негодование людей растет. Не только на юге — в Таласе, Нарыне.
— А вдруг придется ждать его месяц.
— Нет, я думаю, гораздо меньше. Ситуация настолько обострилась, что она заставит его отреагировать. Он умный человек, всенародно избранный президент, не может просто так сидеть и ждать, чем все это окончится.
— Но народ, не дождавшись, пока он соберется с духом, может пойти вразнос и просто сбросит власть. Наверное, нужно определить какой-то срок, чтобы удержать людей?
— Я думаю, вы правильно говорите. Если нам удастся собрать депутатов, мы поставим такое ограничение во времени.
— Народ же не может бесконечно стоять на площадях — голодный, холодный. Ведь даже на митинге в Бишкеке в минувшую субботу участники спрашивали организаторов: “Когда мы пойдем брать “Белый дом”?”. Кто удерживает людей на юге от немедленного выступления?
— В Джалал-Абадской области мы избрали на курултае председателем элдик кенеша Жусупбека Жеенбекова, в Ошской области — Анвара Артыкова. Они не одни, там сильная команда.
— Вы стараетесь действовать цивилизованно и идти с президентом на какие -то переговоры. Вспомните, чем у нас кончаются народные волнения. Народ верил Азимбеку Бекназарову, шел за ним. Бекназаров подписал меморандум и уговорил аксыйцев подождать. Они так и не дождались наказания виновных, разочаровались. Нельзя же все время разочаровывать народ. Сейчас он верит вам, но может либо перегореть и плюнет на все, либо начать крушить все подряд.
— Мы все это прекрасно понимаем.
— В пятницу появилась информация, что и Каримов, и Назарбаев категорически отказали Акаеву в военной поддержке. Вы слышали об этом?
— Если была такая просьба со стороны Кыргызстана, а Каримов и Назарбаев отказали, я считаю, что они сделали совершенно правильно. Во-первых, введение войск чужого государства — это прямое вмешательство в наши внутренние дела. Потом, у нас идет не война народа Кыргызстана с международными террористами. У нас идут внутренние процессы, которые должны решаться внутри республики. Никакое применение силовых методов, тем более со стороны, недопустимо.
— Как вы считаете, план “Жирный крест”, наличие которого отрицал премьер Танаев, реализован?
— О, он и сегодня в действии. Где-то работает, где-то буксует. По-моему, люди, которые не верили в его существование, теперь на опыте смогли убедиться, что такое совещание действительно было. У меня когда спрашивали, я и раньше говорил, что не сомневаюсь в этом. Разве что лексикон использовался несколько другой… Но то, что оно было, что власть занимается его реализацией, показала сама жизнь.
— Летом я вытащила из Интернета какую-то “страшилку”. В ней от имени Адиля Тойгонбаева говорилось, что для усмирения оппозиции у него есть чуть ли не собственная армия, которая способна подавить любое сопротивление и расправиться со всеми противниками акаевского режима. То, что на юге появились спецназовцы, часть из которых европейцы, а остальные говорили по-казахски, — может быть, это и есть его “армия”?
— Я этих людей не видел, не слышал, на каком языке они говорили. Кто дал такую информацию?
— Очевидцы — журналисты местные и международные. Они присутствовали при захвате. Одна из главных отличительных особенностей нашей революции, на мой взгляд, — то, что не было вливаний со стороны — в отличие от грузинской и украинской, ни одного рваного доллара…
— Конечно, не было. Откуда у нас доллары?
— Как вы считаете, народ победит?
— Должен победить. Это его воля, его требования.
— Вы готовы бороться до конца?
— Если бы не был готов, я бы не впрягался.
Рина Приживойт.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/9743/