В Джалал–Абаде расцвел миндаль,
или Десять дней, которые потрясли Кыргызстан
Похоже, кыргызская оппозиция уже окончательно определилась с цветом и эмблемой своей бархатной революции, которая, вне всякого сомнения, стремительно разгорается в Кыргызстане. Розовый цвет, предложенный лидерами «Народного движения Кыргызстана» в качестве альтернативы желтому, окончательно утвердился в Джалал–Абаде в начале марта этого года, когда в этом городе зацвел нежно–розовым цветом миндаль.
Впрочем, многие увидели в этой замене желтого цвета розовым еще один добрый знак и предзнаменование. Потому как бархатная революция в Кыргызстане из своей желтой стадии ожидания перемен перешла с началом весны и массовых митингов в Джалал–Абаде в розовый период, отмеченный не просто цветением миндаля, но и реальными шагами и мужественными гражданскими актами по смене прогнившего насквозь авторитарного режима Акаева, и — что особенно важно и симптоматично — активным вовлечением в этот процесс молодежи и разных этнических групп республики. Вот почему миндальная революция в Кыргызстане отнюдь не намерена миндальничать с властью, слишком долго уговаривать ее, чтоб она покинула свое насиженное место. И точно так же, судя по всему, уже окончательно оформившийся единый кандидат от оппозиции в лице Курманбека Бакиева ведет себя соответствующим образом, раскрываясь на наших глазах в яркого лидера, который чувствует за собой надежную силу народа Кыргызстана. И в то же самое время ему противостоит колоссальная государственная машина, созданная за четырнадцать лет правления Акаева.
Я уже неоднократно говорил, что приход этой личности к власти практически неизбежен, даже если власти и противники и недруги Бакиева каким–то образом смогут объединиться против него. И массовые подтасовки в масштабах всей республики во время грядущих президентских выборов — как это имело место на парламентских выборах — лишь дискредитируют ЦИК, сами эти выборы и уходящий режим. Тогда как авторитет проигравшего Бакиева будет лишь расти и расти. И даже (не дай Бог) физическое или иное какое–то устранение этого политика не изменит общей политической тенденции в Кыргызстане, хотя может ввергнуть страну в хаос.
Вот почему именно существующая власть должна бы по идее использовать фактор Бакиева для того, чтобы обеспечить мирное разрешение того противостояния, которое налицо сегодня в Кыргызстане. Даже если Бакиев и возглавляемое им движение “Народное единство” выступают прежде всего за досрочную отставку Акаева и уже поклялись народу на курултае вместе с 15 тысячами участников митинга, что никогда и ни при каких обстоятельствах не откажутся от этой главной цели.
Теоретически Аскар Акаев еще может удивить весь мир, если в самом деле пойдет на диалог с оппозицией, народом и Бакиевым и согласится со своей собственной отставкой. И я бы хотел верить в такое чудо, потому что, несмотря на розовый цвет распустившегося миндаля, я, как и многие кыргызстанцы и жители нашей планеты, не хотел бы жить во времена революции, насилия и хаоса. У Акаева был шанс, и он сохраняется до сих пор, чтобы узаконить процесс постоянной смены власти, которая и есть лучшая гарантия против социальных потрясений и конфликтов.
Отказ же Акаева сегодня от сотрудничества или диалога с Бакиевым означает лишь дальнейшее нарастание силового противостояния власти и народа. И если в какой–то момент времени, чрезмерно понадеявшись на свои правоохранительные органы, гвардию, СНБ или силовые структуры СНГ, России, США, Китая, Узбекистана или кого бы то ни было еще, заинтересованного в авторитарном развитии Кыргызстана, Акаев и его приближенные осмелятся пойти на силовое подавление розовой, или миндальной революции, это будет, скорее всего, началом конца. Когда я и многие другие кыргызстанцы, побывавшие в эти дни в Джалал–Абадской области, говорят о инсценируемой властями угрозе гражданской войны, это отнюдь не преувеличение. Пожалуй, даже Курманбек Бакиев лишь какое–то определенное время сможет выступать в качестве противодействующего фактора деструктивным процессам в Кыргызстане. Если по каким–то причинам миндальная революция даст осечку и народ не почувствует уже в ближайшем будущем реальных перемен в политике и обществе, угроза хаоса вырастет многократно. Поэтому власти должны бы, по идее, беречь и лелеять Бакиева как стабилизирующий фактор, а не стремиться к его устранению.
Выживание народа — в сопротивлении лжи. Той, которая льется ежедневно с экранов наших государственных каналов телевидения и со страниц правительственных газет.
Президент и его окружение уверяют нас, что прошедшие выборы были демократичными и продвинули нас вперед на пути построения гражданского общества. Между тем в регионах Кыргызстана и особенно в Джалал–Абадской области тамошний люд уже успел снять все портреты Акаева с билбордов, щитов и растяжек и приступил к выборам новых глав административных образований — областей, районов.
Налицо — революционная ситуация в республике, когда верхи не могут, а низы не хотят повиноваться прежним своим руководителям. И хотя пока дело не доходит до массовых столкновений и драк, единичные стычки и конфликты, грозящие перерасти в буйные акции, происходят повсеместно.
Я безмерно горд и восхищен величием духа моего народа, которое проявилось так ярко во время Курултая 15 марта. Когда центральная площадь перед зданием обладминистрации была наполнена, как чаша или площадь Крещатик в Киеве, огромной людской массой, преисполненной решимости довести начатое благое дело до конца, а сверху на высоких холмах, окаймляющих этот прекрасный город с востока, свою солидарность выражали вытянувшиеся в цепь всадники. Когда элитные отряды ОМОН и спецназовцы в щитках и шлемах, стянутые сюда со всей республики и привыкшие действовать в остальных регионах жестко и бескомпромиссно, выглядели здесь потрясенными и подавленными и отказывались выполнять приказы своих командиров, а губернатор области ушел в глубокое подполье и боится показаться своему народу.
Да, я восхищаюсь всем этим, в том числе и действиями государственных и силовых структур в Джалал–Абаде, которые проявляют уважение к народу, несмотря на непрекращающиеся давление и провокации сверху. Но я бы хотел, чтобы власти и оппозиция теперь, когда наша страна стоит на грани и почти повсюду в стране перекрываются дороги, занимаются административные здания, а кое–где даже пролилась уже кровь, все–таки нашли компромисс и общее решение, которое сделало бы невозможным или даже исключило полностью вероятность силовой смены власти или ее сохранения.
Я люблю розовый цвет и революцию, и героический эпос “Манас”, и удивительные перемены в Джалал-Абаде и лицах его горожан, но я хочу, чтобы наш народ жил спокойно и мирно, в достатке, тепле, уюте и даже обыденно на своей прекрасной земле. Без потрясений и волнений, когда все переворачивается вверх дном и наступает эпоха плохо контролируемых перемен. А демократия — это единственный способ достижения этой цели и социально полезного контроля глубинных тектонических процессов в нашем обществе.
Замир Осоров.
Фото Владимира Пирогова.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/9714/