От ЦИК милостей не ждут. Их берут
Адахану Мадумарову вернули 3,5 тысячи голосов избирателей, украденных у него во втором туре. Для торжества справедливости избирателям пришлось в понедельник захватить здание районной администрации. Аргумент оказался весьма убедительным, и властям пришлось идти на попятный.
Когда по непреклонному требованию электората Дооронбека Садырбаева пересчитали итоги первого тура только на участке в селе Бостон, выяснилось, что оппозиционного кандидата обсчитали на 700 голосов.
Власти решили не злить людей, и во втором туре результат голосования за аксакала оказался сокрушительным для его соперника: 52,13 процента.
Садыра Жапарова в Тюпе уже было сняли с регистрации, и тогда на защиту поднялись его сторонники. По итогам второго тура у Жапарова 53,91 процента голосов. Уже на этих трех примерах видны технологии борьбы власти с оппозиционными кандидатами и решающая роль народа, отстаивающего свой выбор.
Тяжелее всех пришлось Курманбеку Бакиеву, выбравшему для себя самый дальний и труднодоступный Караункурский округ — “каменный мешок”. Там нищее население, отрезанное горами от “большой земли”, находится в гораздо большей зависимости от местных начальников, чем в других регионах страны. Потому запугать и подкупить его было нетрудно. А вот выступить против фальсификаций и проверить итоги подсчета голосов там смельчаков не нашлось.
В том, что фальсификации были в этом округе повсеместно, можно не сомневаться. Курманбек Бакиев — лидер “Народного движения Кыргызстана”, давно заявивший о своем намерении баллотироваться в президенты, был и остается для власти врагом номер один. Требовалось провалить его на выборах в Жогорку Кенеш, чтобы снизить политический рейтинг будущего кандидата в президенты КР. Сразу же правительственные СМИ подняли радостный визг: Бакиев недостоин стать президентом, потому что не смог стать депутатом. Время придет — посмотрим, кто чего достоин. Не карманные газеты и телеканалы будут это решать, а народ.
Есть в противной до тошноты ситуации вокруг выборов и забавные моменты. Люди, которые и пальцем не пошевелили для защиты нашей газеты все эти четыре года (а многие даже откровенно радовались попыткам власти задушить независимое издание), вспомнили о “МСН”, когда самих клюнул жареный петух. Оказывается, это больно и неприятно. Тем более неприятно, что раньше их связывали с властью самые теплые, почти интимные отношения. Внезапно наступил ледниковый период, их грубо поимели на выборах, а пожаловаться на бесчинства судов и окружкомов некому. И они стали осаждать нашу редакцию с криками о помощи.
Мы люди незлопамятные: обидим на газетной полосе и забудем. Возьмем, к примеру, Токтаим Уметалиеву, лидера Ассоциации НПО и НКО. Уж как она протестовала против маркировки, как обвиняла американского посла Стивена Янга в экспорте технологии, пригодной только для клеймения скота.
Однако очков, набранных перед выборами у напуганных маркировкой граждан, даме не хватило для победы в Гагаринском округе N№ 3. Люди Токтаим Уметалиевой, так же, как и многих кандидатов от партии “Алга, Кыргызстан!”, ходили по домам с картой округа и списками и просили поставить в них свои подписи. Но это нарушение меркнет в сравнении с беспределом, царившим в Гагаринском округе столицы.
Доверенные лица, избиратели и кандидаты Т. Уметалиева, В. Лян, А. Кулбаев неоднократно направляли в Центризбирком жалобы и заявления по поводу нарушений. Председатель ЦИК поручил комиссии из трех членов Центризбиркома проверить эти материалы.
Проверили. Вскрыли и изъяли списки избирателей по четырем участкам округа. Выяснилось много интересного. Так много, что не хватит места в газете для описания всех безобразий. Это фальсификации протоколов об итогах голосования, фокусы с составлением списков, голосованием по дополнительным спискам, голосование не прописанных на участках граждан, подделка подписей избирателей, подкуп избирателей командой кандидата К. Жолдошбаева. Это несоответствие в числе избирателей, включенных в основные списки, по протоколам, которые участковые комиссии сдали в окружные и выдали на руки наблюдателям. Расхождение составляет 4158 человек. Это отсутствие подписей председателей и секретарей участковых комиссий на протоколах, сданных в окружные комиссии, и т. д. и т. п.
По итогам проверки комиссия Центризбиркома составила справку и сформулировала несколько предложений. Главное: в связи с невозможностью установить достоверные итоги голосования избирателей и с нарушениями Кодекса о выборах в Кыргызской Республике признать выборы по Гагаринскому округу N№ 3 недействительными. Справку подписали двое из трех членов комиссии: член ЦИК КР Л. Сыдыкова и член ЦИК КР Е. Быцко.
12 марта состоялось заседание Центризбиркома с невнятной повесткой: “По проверке материалов по выборам депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по Гагаринскому округу N№ 3”. Члены комиссии ЦИК доложили о результатах проверки жалоб и заявлений и представили проект постановления о признании выборов по округу недействительными.
Выступление председателя ЦИК Сулаймана Иманбаева, зафиксированное в выписке из протокола заседания, приводится полностью.
“Уважаемые присутствующие, проведена очень большая работа, я следил за этим. Очень добросовестно поработали, за это очень большое спасибо. Разумеется, ожидалось, что будут выявлены нарушения, которые могут повлиять на результаты голосования, но, к сожалению, у меня не сложилось впечатления, когда мы слушали председателей участковых избирательных комиссий и председателя окружной избирательной комиссии и когда я прочитал справку очень внимательно. Нет того материала, нет тех нарушений, которые могли бы стать основанием для отмены итогов голосования по отдельным участкам и для отмены результатов выборов или признать недействительными в целом по округу. Нет там оснований. Есть недостатки, есть нарушения, никто этого не отрицает. К сожалению, у нас проблемы со списками избирателей. И я думаю, что кандидат, который выиграл, и кто проиграл, все допускают ошибки. Эти нарушения не делает Центральная избирательная комиссия, окружная, участковая избирательная комиссия. Эти нарушения делаете вы — кандидаты”.
Чистый, как ангел, председатель ЦИК элегантно перепасовал всю вину на самих кандидатов, после чего голоса членов ЦИК разделились ровно пополам: 6 за признание итогов голосования по Гагаринскому округу N 3 недействительными, 6 — против. Еще один член отсутствовал на заседании, может быть, “по уважительным причинам”. “Вопрос не прошел”, — значится в протоколе.
Мнение полноправных членов Центризбиркома, составивших в комиссии большинство (два человека из трех), полностью проигнорировано. Хотя, на их объективный взгляд, оснований для отмены выборов по округу было более чем достаточно — иначе не стали бы ответственные люди огород городить. Теперь понятно, как ЦИК рассматривала заявления о нарушениях и жалобы самих кандидатов и их доверенных лиц и каким образом реагировала. Дежурная формулировка: “недостатки есть, но их мало, невиноватые мы”. Стыдобища. Из–под благопристойной маски вылезло истинное личико “чистых, прозрачных и справедливых” выборов. Такое не запудришь, как мозги обывателю.
Зная, как делаются дела в ЦИК, что там можно спорить, какую справедливость отыскать? Вчера независимые наблюдатели из автономной некоммерческой организации по наблюдению за выборами в странах СНГ (не путать с миссией, возглавляемой Рушайло) рассказали журналистам об итогах “ума холодных наблюдений и сердца горестных замет” в двух округах — Университетском N 1 и Караункурском N 25 (где не пропустили Курманбека Бакиева). И там, и там отмечено много нарушений. В частности, на юге картина такая же, как и на севере — бедлам со списками, беспорядок с основными, голосование по дополнительным, без документов или по справкам, выданным с 25 февраля по 12 марта. Но в глубинке еще и специфические особенности.
В участковые комиссии накануне второго тура натолкали много народу, не оформив это протоколом окружной. На новых членов возлагались, как считают наблюдатели, функции контроля. К примеру, сидит один такой член рядом с урной и ненавязчиво косит глазом в бюллетень, который избиратель несет мимо. Удобно так несет, чтобы его галочку было отчетливо видно.
На одном из участков председатель–изобретатель, установив в зале для голосования низкую перегородку, сделал два отсека. В одном проходили выборы, в другом толпилось человек 30. При этом не считалось, что они присутствуют там, где посторонним быть не положено, поскольку условно они как бы находились на улице. Что не мешало им внимательно наблюдать за процессом голосования и, как лично мне кажется, телепатически влиять на избирателей.
Опять же аксакалы важно восседали прямо в пределах одного избирательного участка и морально воздействовали на голосующих. А потом их сменяли другие дежурные аксакалы. При всем традиционном уважении к сединам в Кодекс о выборах норма про аксакалов не заложена.
И наблюдателей было многовато. Особенно от той самой Ассоциации НПО и НКО, прародительница которой Т. Уметалиева в Бишкеке бьется за справедливые выборы. Кодекс допускает по 2 человека от одной конторы, а Ассоциация допускает по 4 и даже по 6. Председатели не возражают.
И еще один знаменательный факт. Международные наблюдатели пытались разыскать в бурлящем Джалал–Абаде областную избирательную комиссию. Задача была такой сложной, что даже вице–мэр города не знал, где она расположена — это за день до выборов. Он связался с облкомиссией по телефону, узнал адрес и послал по нему наблюдателей. В здании, где кругом висели плакаты партии “Алга, Кыргызстан!”, по соседству с ее местным штабом, в крошечной комнате и находилась областная комиссия. То есть абсолютно в пределах досягаемости и подконтрольности.
Ну вот, а нам талдычат про честные выборы.
Страна кипит так, что скоро критическое давление может сорвать крышу “Белого дома”. Тем временем действующие депутаты ЗС (срок их полномочий истекает в день первого заседания нового Жогорку Кенеша) пребывают в роли политических бомжей. В здание парламента их по–прежнему не пускают. Вчера власти, проинформированные об очередных парламентских слушаниях, сгребли на Старую площадь сотни три студентов и преподавателей, среди которых бродили высокие милицейские чины в гражданском. Ждали, когда депутаты выйдут на парадное крыльцо. Наверное, задача была заглушить их голоса ревом толпы. Вряд ли толпа хотела реветь, поэтому быстренько рассосалась, не дождавшись выхода избранников “в народ”. А те благоразумно провели свою пресс–конференцию на задах парламента.
Николай Байло еще раз подтвердил свое заявление о том, что исполнительная власть, узурпировав все полномочия, совершила государственный переворот. Все это мы слышали неделю назад, когда депутаты “на златом крыльце” стояли — большим числом и с мегафоном.
Новость одна. Не дождавшись от президента ответа на свое предыдущее заявление, группа нардепов приняла обращение в Организацию Объединенных Наций, Конституционный суд КР и к торага ЗС КР А. Эркебаеву. Все о том же — как единственно легитимную ветвь власти нелегитимные лишили возможности исполнять законодательные функции. То есть о беззаконии, творящемся в Кыргызстане с попустительства президента Аскара Акаева.
Как дети, честное слово. Даже текст своего заявления не отксерокопировали для журналистов, сказали потом закинем. Есть серьезные опасения, переходящие в уверенность, что их заявление в высоких инстанциях закинут прямо сразу. Разве что ООН посочувствует и передаст в свой Совет безопасности. Но там так просто и быстро ничего не делается. Сначала документы тщательно и длительно надо изучить, затем назначить проверку, провести ее, обсудить итоги…
В общем, пока то да се, уж и срок полномочий наших беззащитных народных избранников закончится на этой трагикомической ноте. Трагедия членов парламента в их полном бесправии и бессилии, комизм ситуации, если смотреть на нее со стороны, в том же. Люди они все хорошие, и в этом смысле вызывают сочувствие. А как представители власти — просто сухие листочки, сорванные суровым политическим ветром с законодательной ветви. Небось, тех, кто прорвался в новый Жогорку Кенеш, оттуда в подобной ситуации кайлом бы не выковыряли.
Каждый час из регионов поступает свежая информация (читайте на стр. 7, 15). А в Бишкеке вчера прошел суд над избирателями Жаныша Рустенбекова, которые на днях хотели захватить Первомайскую администрацию. Но не захватили — милиция не дала. В столице, конечно, пока еще легко совладать с несколькими десятками избирателей. Попробовали бы власти сделать то же самое в бастующих регионах. Да там уж и власти никакой нет, кроме народной.
Рина Приживойт.
Фото Владимира Пирогова.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/9695/