Страна рабов? Страна господ
Господа «победили» на парламентских выборах, и ничего удивительного в этом нет. Такой позорной кампании Кыргызстан еще не видел. Власть, теряющая почву под ногами, буквально выгрызла нужный ей результат в подавляющем большинстве округов. А разобщенная и потому беспомощная оппозиция ей это позволила, несмотря на то, что почти во всех регионах, кроме столицы, народ встал на защиту своих гражданских прав.
Это был последний и решающий бой для Аскара Акаева, его приспешников и Семьи. Если бы они проиграли эти выборы, то пришлось бы им лететь впереди собственного визга. Поэтому стратегия была разработана заранее, а тактические задачи решались по ходу дела. Стратегический план — не пропустить в парламент оппозицию — был разработан и озвучен давно, так же, как и тактические задачи по дискредитации кандидатов — оппонентов провластным и семейным выдвиженцам, нейтрализации независимых и электронных СМИ, политических партий и НПО.
Беспардонная фальсификация результатов, тотальное запугивание и повсеместный подкуп электората, использование административного ресурса — вот “убойный” арсенал Семьи и власти. Лицо председателя ЦИК Сулаймана Иманбаева утром 14 февраля на экране национального телеканала, его заявление о том, что парламентские выборы в Кыргызстане прошли “прозрачно, честно и справедливо”, — картина не для слабонервных.
Все утро читатели звонят в редакцию и рассказывают о массовых нарушениях Кодекса о выборах в Бишкеке. Эти сообщения не содержат ничего нового. Мы знаем, что в воскресенье на пересечении улиц Карпинского и Московской домком раздавала гражданам бумажки с фамилиями, под которыми они должны были голосовать за Ольгу Безбородову, предъявив комиссии свой собственный паспорт. Мы знаем, что за углом стояла белая “Нива” (госномер S15–50A), в которой “добровольцам” давали по 200 сомов на нос. Мы знаем, что председателей квартальных комитетов в округах, где победитель определился в первом туре, заставляли собирать людей, которых потом везли на участки Университетского округа N 1 голосовать за Бермет Акаеву. Знаем также, что некоторые квартальные категорически отказались это делать, а многие согласились. Знаем, что врачей и учителей из разных школ, живущих на территории других округов, заставляли голосовать в первом Университетском.
Все это проливает свет на выборный лохотрон дочери президента.
Проанализируем цифры. В первом туре здесь баллотировались четверо кандидатов. Бермет Акаева набрала (при помощи таких ухищрений, как массовая прописка студентов в общежитиях КНУ и других вузов на этой территории, массовый же завоз избирателей на участки и т. д.) 7622 голоса. У Болотбека Марипова было 3927, у Куная Шеримкулова 2170, у Эмиля Алиева — 1707 голосов. 1027 избирателей проголосовали против всех.
Соответственно во второй тур прошли Акаева и Марипов. По логике, 3877 голосов, отданных в первом туре за Шеримкулова и Алиева, должны были перейти Марипову. Он получил во втором туре 7698 голосов. То есть к его первому результату добавились голоса выбывших кандидатов минус 106.
Сумма голосов, отданных во втором туре: 7698 (Марипов), 10534 (Акаева) и 1185 (против всех) равна 19417. Это на 2670 голосов больше суммы первого тура. Акаева 13 марта получила “добавку” в 2912 голосов.
То есть фактически все вновь прибывшие избиратели отдали голоса за главную дочку в государстве.
Многолетняя практика показывает, что активность избирателей во втором туре значительно ниже, чем в первом. На этот раз все было иначе. По данным ЦИК, 27 февраля в первом столичном округе к урнам пришли 52,16 процента избирателей (16747 человек), во втором туре 60,48 процента (19417 человек). То есть 2670 избирателей внезапно проявили гражданскую сознательность. Сколько сделали это бессознательно, науке неизвестно. Факт тот, что все эти “проценты” плюс еще неизвестно откуда взявшиеся 242 человека якобы отдали голоса за “принцессу”.
Бишкекчане возмущаются, сообщают нам, как бюджетников возили на участки первого округа. Возили, да. Заставляли голосовать за Акаеву, да. Угрожали уволить, если она проиграет, — да, да, да! Но кто водил их рукой в кабине? Кто или что могло заставить внутренне несогласного человека голосовать против воли? Только его собственная трусость — или 100–200 сомов (красная цена порядочности и совести).
А вот студентов можно уважать. Нам рассказывали, что на встрече с Аскаром Акаевым в КНУ ректор национального университета Аскар Какеев обещал, что 100 процентов студенческих голосов будет отдано за Бермет.
Но итоги голосования во втором туре показали, что Аскар Чукутаевич погорячился. При диком давлении, незаконной прописке тысяч студентов, угрозах выселить из общежития и отчислить из университета результат оказался далеко не таким радужным. В главном корпусе КНУ (участок N№ 1006) за Акаеву проголосовали 899 студентов, за Марипова — 733. В лабораторном корпусе КНУ (N№ 1007) соответственно 813 и 530. А учащиеся Бишкекского финансово–экономического техникума дали уникальный результат: 624 за Бермет и 628 за Болотбека.
Студентам тоже было страшно, но они показали себя гораздо более независимыми и порядочными людьми, чем избиратели старших поколений. Не надо выдавливать из нас слезу рассказами, что у этих несчастных бесправных граждан есть семьи, дети, которых надо кормить, и как страшно потерять работу. У нас тоже семьи, дети, которых надо кормить. И мы можем потерять не только работу, но и свободу, если теперь на нас обрушится вал исков от Аскара Акаева, его домочадцев и опричников. Мы не прячем фигу в кармане, открыто пишем обо всех гнусностях коррумпированного акаевского режима и подписываемся собственными именами. А бедным перепуганным до судорог гражданам нужно было только тайно поставить галочку напротив другой фамилии. ТАЙНО — значит, по секрету от всех. Они этого не сделали, а теперь стенают.
Жаловаться поздно: за что боролись, на то и напоролись — на целых 5 лет. А там наша девушка подрастет до возраста президентства и всем покажет кузькину мать. Она припомнит все: и оскорбительные плакаты в свой адрес, и статьи в независимых СМИ. Впрочем, независимых к тому времени, скорее всего, уже не будет — их потравят до того.
Почти такая же картина была в Курулушском округе N№ 11, где лидером второго тура стала Ольга Безбородова. Здесь в первом туре явка избирателей составила 41, 69 процента (12845 человек), во втором — 36,5 процента (11247 человек). Кабай Карабеков с 3385 голосами и его основная соперница с 3329 вышли во второй тур. За Алманбета Матубраимова проголосовали 2948 избирателей, за Александра Дебулю — 1576, за Ильхама Утеганова — 898.
В этом округе даже не стали делать вид, что электорат до невозможности активизировался. При этом результаты Ольги Безбородовой выросли, как на дрожжах, неизвестно из чего, плюс составил 2497 голосов.
Когда б вы знали, из какого сора… Матубраимовские избиратели всяко не могли отдать предпочтение Безбородовой — люди они грамотные, политизированные, что к чему хорошо понимают. Без малого три тысячи голосов явно отходили Карабекову, и в сумме с его “родными” результат вытягивал до победной цифры 6333. При ощутимом снижении числа избирателей по этому округу — на 1598 человек — дама не имела технической возможности добрать 2,5 тысячи голосов к первоначальному результату. А вот финансовую имела — сведений о повальном подкупе избирателей в ее пользу тьма–тьмущая.
Оппозиция не смогла набрать в однопалатный Жогорку Кенеш даже блокирующего пакета голосов, не говоря уже о контрольном. Несколько фигур (Дооронбек Садырбаев, Болот Шерниязов, Омурбек Текебев) в однопалатном Жогорку Кенеше погоды не сделают. Решать судьбу народа и страны будут журавлевы, безбородовы, батыровы и иже с ними.
Тенденция эта явственно прослеживалась еще перед выборами в местные органы власти, которые оппозиция тоже с треском проиграла. Но уроков для себя не извлекла. То есть было сделано несколько шагов: организация политических партий в движения, подписание меморандума о совместных действиях на период выборов. Практически это все. Когда дошло до дела, оказалось, что никакого единства как не было, так и нет. А главное — отсутствует четкая стратегия действий в противовес властному беспределу.
Народ в Джалал–Абаде и на Иссык–Куле, в Таласе и Нарыне поднялся и был готов следовать за своими кандидатами, выброшенными из выборного процесса. Но вожаки и сами не знали, куда идти и что делать. Очевидец рассказал, что в Джалал–Абаде в день выборов один из громкоголосых народных трибунов все время восклицал: “У кого есть идеи? Давайте идеи”. Называется “мозговой штурм”. Абсолютно по Жаку Эффелю: “Просидел я день–деньской, нет идейки никакой”. Поэтому наших оппозиционеров, как прутья веника из народной притчи, переломали по одному и выкинули на политическую обочину.
Кое–кто еще не растерял оптимизма и считает, что не все потеряно — вот начнутся президентские выборы, тогда и будет основная борьба. Как мне представляется, это будет знаменитая борьба нанайских мальчиков: оппозиция и в октябре станет бороться сама с собой. А власть ей охотно в этом деле поможет и вытолкнет своего победителя, как чертика из табакерки.
Что будет делать новый парламент, предсказать несложно. Первым делом нужно будет разработать и принять новый регламент однопалатного ЖК. На это уйдет некоторое время. Потом последует внесение в Конституцию нормы, позволяющей депутатам избирать президента и правительство. Оспорить данное нововведение можно только в Конституционном суде, а он работает медленно. Впрочем, не исключено, что на этот раз КС получит ускорение за счет силы давления извне, поскольку Жогорку Кенеш по представлению президента может отправить председателя КС в отставку. (А кому охота в отставку в такое сложное время?)
Набери депутаты от оппозиции блокирующее количество голосов, они могли бы не пропустить конституционный закон, требующий утверждения двумя третями ЖК. Но такая возможность потеряна. Значит, закон будет что дышло — куда повернули, то и вышло. А повернут его так, что до конца октября либо будет принято решение о проведении референдума по продлению срока пребывания нынешнего президента еще на два года, либо внесение в Конституцию изменения возрастного ценза президента в сторону снижения (для нежно любимой “принцессы”). Да мало ли что еще придумает власть, гораздая на подобные фокусы.
Вспомнились слова Дооронбека Садырбаева о том, что из трех кыргызов не сделаешь одного грузина, из пяти кыргызов не сделаешь одного украинца. Это определение подходит прежде всего забитым жителям столицы. А свободолюбивые южане теперь вправе сказать, что из всей нашей оппозиции не сделаешь кусочка Виктора Ющенко. Сетовать на то, что на “розовую” и “украинскую” революции давал деньги Сорос, а кыргызам ничего не дал, просто неприлично. Небось, видел, что без толку: “настоящих буйных мало, вот и нету вожаков”.
Не исключено, что еще далеко не все “устаканилось”, что еще будут какие–то выступления, но это уже “уходящая натура”. И никакие суды ничего не изменят. Парламентские выборы признают состоявшимися — со всеми вытекающими последствиями.
“Что теперь с нами будет?” — нервно спрашивают по телефону и лично наши читатели. Будет то, что обычно бывает после недореволюций. Всех построят на подоконнике и заставят петь оды акаевскому режиму. Начнут компенсировать убытки, понесенные во время кампании. Обдерут всех вместе и каждого в отдельности как липку, скупят то, что еще осталось в стране, повысят тарифы на электроэнергию, газ, уголь, бензин, коммунальные услуги. Соответственно вырастут цены на хлеб и прочие продукты и товары первой необходимости.
“Что же делать?” — пытаются выяснить сограждане. Есть у меня совет.
На все деньги, полученные от кандидатов “Алги…” и власти, купить водки, напиться, сесть в кружок и петь песни из песенника, подаренного любимому электорату большой затейницей Ольгой Безбородовой.
Рина Приживойт.
Фото Владимира Пирогова.
P.S. Только что поступили новые сообщения. Избиратели Адахана Мадумарова, у которого, по их подсчетам, во втором туре украли три тысячи голосов, захватили районную администрацию. А женщина, приехавшая из Тонского района, рассказала, что в день выборов сторонники Арстанбека Малиева перекрыли дорогу и не пропустили машину губернатора Иссык–Куля Токон Шайлиевой. Спас начальницу области министр сельского хозяйства Костюк — вывез по озеру на катамаране.
Как нам стало известно перед подписанием газеты в печать, более пяти тысяч сторонников проигравшего депутата Равшана Джеенбекова захватили здание Таласской областной администрации и взяли в заложники губернатора области и акима Бакай–Атинского района.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/9686/