«Жизнь армии мы изучили вдоль и поперек»,
— говорит руководитель Общественного объединения солдатских матерей Галина Афонина, ставшая номинантом премии Европейской комиссии 2004 года в области демократии и прав человека среди трех стран Центральной Азии.
…Как–то депутат Бишкекского городского совета Галина Афонина ехала в троллейбусе. Сидела себе у окна, думала о чем–то своем, и вдруг в салон вошла женщина в слезах. Она плакала навзрыд и никак не могла остановиться. Галина Федоровна подошла к пассажирке, разговорились, и оказалось, что у этой женщины случилась беда. Сына, служившего в армии, жестоко избили сослуживцы. Солдат попал в реанимацию и находился между жизнью и смертью. Рассказ убитой горем матери так потряс депутата горсовета, что она всерьез задумалась: что же можно предпринять, чтобы не давать в обиду наших мальчишек? В юности Галина Федоровна работала в детской трудовой колонии, потом долгие годы преподавала в столичном профессионально–техническом училище N№ 112 и всегда защищала своих ребят. И в этот раз не осталась в стороне: так чуть больше десяти лет назад в республике появился Комитет солдатских матерей, позже переименованный в Общественное объединение солдатских матерей Кыргызстана.
— Вообще те времена были для республики очень тяжелыми. И, конечно же, в Вооруженных силах тогда действительно царил самый настоящий беспредел. Неуставные отношения, вымогательство, дезертирство, и все это происходило на фоне вопиющей нищеты, — вспоминает Галина Федоровна. — Однажды, это было в самом начале нашей работы, мы приехали в одну из воинских частей, увидели просто жуткую картину — все было разграблено, разбито… Как–то ранней весной, когда еще не растаял снег, на юге Кыргызстана мы вошли на территорию гарнизона, и нам навстречу шел солдат в драных сапогах, перевязанных бечевкой. С утра до ночи нам приходилось разбирать жалобы, заявления, мы ездили по всем регионам и пропадали на работе сутками. Тогда, к слову, в комитете у нас было более ста человек, а сегодня вместе с волонтерами осталось тридцать: не все смогли выдержать сумасшедший ритм.
Сначала, конечно, приходилось нелегко, потому что военные начальники думали, что главная цель Галины Афониной и ее команды — выискивать недостатки в армии и вытаскивать их на Божий свет. Перед Афониной пытались ставить “шлагбаумы”, “не пущать”, но постепенно пришло понимание того, что у Галины Федоровны совсем другие задачи. Объединение ведь и права офицеров отстаивает с первых дней своей деятельности — уже не раз ее представители обращались с письмами к первым лицам государства, в которых ставили вопросы о повышении заработной платы офицерскому составу, говорили о необходимости улучшать их жилищные условия. А то ведь были случаи, когда лейтенанты жили чуть ли не в солдатских казармах. Ставились эти острые вопросы и перед правительством республики, и перед депутатами парламента.
Сейчас Общественное объединение солдатских матерей и Министерство обороны — единомышленники. Армейское руководство и само борется против всем надоевшей дедовщины и прочих негативных явлений, при министерстве создан даже специальный штаб, куда общественная организация уже на раз обращалась за помощью, и там по первому же требованию принимаются все возможные меры.
— У нас сложились дружеские отношения с военными комиссариатами, Военной прокуратурой, и никто не чинит нам никаких препятствий, — считает Галина Федоровна. — Вот в Российской Федерации, мы знаем, все по–другому, там военные чиновники общественным организациям практически не дают работать. Российские солдатские матери собирались этой весной к нам приехать — за опытом.
А что, учиться есть чему: вот уже сколько лет, например, объединение устраивает конкурс среди воинских частей республики, и за звание “Лучшая” борются очень многие. В этом году главный приз был серьезным — цветной телевизор. И два новеньких современных телевизора получили воинская часть 41597 из села Ровного и часть специального назначения Минобороны, известного в народе как “Скорпион”. Но дело, конечно, не в подарках и наградах. Главное, чтобы обстановка еще больше изменилась к лучшему и молодые люди не боялись идти на службу, а их родители не тревожились за то, что их дети будут подвергаться каждодневным опасностям.
— А как вы оцениваете нынешнюю ситуацию в армии?
— Перелом к лучшему, на наш взгляд, начался в девяносто девятом году после первой баткенской войны. Тогда боевики ИДУ — Исламского движения Узбекистан, как все знают, пытались прорваться через нашу республику к соседям в Узбекистан, и все поняли, что боевые действия на территории страны — это страшно, а к армии государство должно относиться совсем по–другому. Во многом изменению сознания в обществе способствовал министр обороны Эсен Топоев.
Сейчас Галина Федоровна намеревается хлопотать еще об одной армейской проблеме:
— Мы убеждены, что в самое ближайшее время нужно реформировать гауптвахту — пора переходить на цивилизованный путь перевоспитания тех, кто оступился. Ведь гаупт-вахта — это не тюрьма.
Елена Скородумова.
Фото автора.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/9505/